Начальная форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2классе УМК «Школа 21 века»
Тема урока: « Начальная форма глагола»
Тип урока: урок освоения новых знаний
Бадеева Лариса Петровна
МБОУ «СШ № 25» г. Смоленска
Цели:
Образовательная цель. Создание условий для усвоения учебного материала по теме «Начальная форма глагола» , формирования умения образовывать начальную форму глагола при помощи суффиксов.
Формирование УУД:
Личностные действия: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала.
Регулятивные действия: обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель, планировать свою деятельность и оценивать свои действия.
Познавательные действия: создать содержательные и организационные условия для развития умения сравнивать, анализировать языковой материал.
Технологии, применяемые на уроке:
Проблемно-диалогические
Здоровьесберегающие
Игровые
Ход урока:
1. Организационный момент (Постановка общей цели. Мотивация)
- Что без меня предметы?
Лишь название
А я приду -
Все в действие придет
Летит ракета
Люди строят здания
Цветут сады
И хлеб в полях растет
- О какой части речи будем говорить на уроке? (о глаголе)
2. Актуализация опорных знаний
- Что называется глаголом? (часть речи)
- Что обозначает глагол? (действие, состояние)
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется? (по временам, в настоящем и будущем времени - по лицам и числам, в прошлом – по числам и родам)
Проверка домашнего задания
а) Технология проблемно-диалогического обучения Создание ситуативного затруднения.
- Какие вопросы поставили к глаголам в домашнем задании (прочитай)?
- Какие трудности возникли при определении времени?
- Это глаголы особой формы.
Давайте вспомним, что значит форма слова.
1. Какие части речи? Это слова разные или формы слова?
2. Чем разнятся?
б) Сформулируйте цели урока
Сегодня на уроке узнаем, что это за особая форма глагола, как она образуется? Научимся образовывать эту форму.
в) Начнем с минутки каллиграфии
– Рассмотри соединения букв:
ть ти чь
Обрати внимание на верхнее соединение
– Пропиши до конца строчки
– Продолжим изучать словарные слова
Словарно-орфографическая работа
- Новое словарное слово, с которым мы познакомимся, вы узнаете, разгадав ребус:
c е а’’5
- Слово какой части речи? (глагол)
- Запишем сверкать, подчеркнем и запомним орфограмму непроверяемую безударную гласную е.
- Подберите к глаголу синонимы: сверкать, сиять, блестеть. Задайте вопрос. (Что делать? Какого вида?)(несовершенного)
Образуйте глаголы совершенного вида , которые отвечают на вопрос (что сделать?)с помощью приставок
- Засверкать, засиять, заблестеть
- Какое правило вспомнили? (перед глаголами нет предлогов)
3. Постановка проблемы:
- Попытайтесь определить время и число глаголов:
Вы смогли определить время и число глаголов? (нет)
Вопросы:
В каких глаголах дома не смогли определить время? (перебежать, взобраться)
- Попробуйте определить лицо и число.
- Не определишь.
- Какие выводы можно сделать?
Глаголы…,…,…. отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? У этих глаголов время, число и лицо не определяется.
Открытие нового знания
- Как назвать такие глаголы:
Глаголы неопределенной формы
Назовите тему урока:
Неопределенная форма глагола.
Физкультминутка
Дружно встанем,
Начнем руки поднимать
А потом - опускать
Вдох - поднять
Выдох - опустить
В стороны - разводить
Начнем дружно приседать,
Прямо спину держать
Встать, вздохнуть, на место сесть.
- Какие глаголы неопределенной формы услышали в физкультминутке?
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
Работа над правилом
- Прочитайте тайну языка в учебнике с.76
- Что узнали?
- Как образуется? (с помощью суффиксов -ть, -ти, -чь)
- Так, что же мы записали на минутке каллиграфии? (суффиксы -ть, -ти, -чь)
- Неопределенная форма глагола иначе называется начальной или ин-фи-ни-тив.
- Что еще нового узнали о неопределенной форме? (не изменяется → нет окончания)
(вопросы глаголов начальной формы н.в.- что делать? сов. в – что сделать?)
Какую уч. задачу решили?
Научились узнавать и употреблять н.ф. глагола.
Физкультминутка
Дружно встанем,
Начнем руки поднимать
А потом - опускать
Вдох - поднять
Выдох - опустить
В стороны - разводить
Начнем дружно приседать,
Прямо спину держать
Встать, вздохнуть, на место сесть.
Обобщение на доске
Начальная форма не изменяется….. (по временам, лицам, числам)
Отвечает на вопросы… (что делать? что сделать?)
Образуется при помощи суффиксов…(-ть,-ти, -чь)
Первичное закрепление
- Фронтально. Упражнение №2 (научимся находить глаголы в неопределенной форме и определять суффиксы)
Выпиши глагол в неопределенной форме (у доски 2 ученика)
1 ст. (что делать?) 2 ст. (что сделать?)
У доски (с комментированием)
ходить учить
плакать давать доказывать спать терпеть учить
| пойти проехать обойти зажечь съесть прожить упасть понять лечо |
Чему научились:
Находить глаголы и суффиксы
- Вывод: начальная форма глаголов образуется при помощи суффиксов
-ть? -ти? -чь?
- Изменяются ли глаголы в неопределенной форме? (нет)
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме и сов. форме?
Игра «Будь внимателен»
Прочитай рубрику
«Это важно знать» стр.77
- Почему суффиксы -то, -ти, -чь в основу не включаются? (Не образуют новые слова. Они образуют начальную форму.)
Упражнение №4
Работа над пословицами
- Соедините части пословиц, запишите 2 пословицы в тетрадь.
- Выдели суффиксы; к глаголам неопределенной формы поставьте вопросы.
Лучше хорошо поступать Люби не только брать Не на пользу читать Много желать | но отдавать чем хорошо говорить добра не видать если только вершки хватать |
Взаимопроверка
Поиграем и проверим, как вы внимательны
Если услышишь глагол неопределенной формы - хлопни в ладоши.
Посветлеет, разговаривает, поговорить, поднять, будет писать, похвалят, испечь, говорить, буду любить.
-Как узнали глаголы неопределенной формы? (по вопросам, по суффиксу)
Итог урока
И в завершении урока Инфинитив хочется поделиться с вами стихотворением, которое сам сочинил. В этом стихотворении много загадок. Постарайтесь быть очень внимательными, чтобы их разгадать.
Начальной формой быть приятно.
Начало лучше, чем конец.
Ин-фи-ни-тив звучит занятно,
Я вам назвался, наконец!
- Так как же называются глаголы, с которыми мы сегодня познакомились?
Ко мне подходят два вопроса,
В них смысл жизни для меня…
- Какие это два вопроса?
Вид у меня бывает разный…
- Какой разный?
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его, по-видимому, нет
Всегда по горло делом занят,
Нет времени!
Так, где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять!
Рефлексия
Как поработал на уроке?
Оцени свою работу на полях (+/-)
Продолжи фразу:
-Сегодня на уроке я узнал…
- Мне было интересно…
-Мне было трудно…
Д.з.пр.с 76-77, упр.№3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал. Глагол. Начальная форма глагола.
Методический материал составлен по УМК "Перспективная начальная школа"- 3 класс...
Глагол: "Начальная форма глагола", УМК "Гармония",3 кл.
Работа расчитана на обучающихся 3 класса (УМК "Гармония"). В работе представлена тема "Начальная форма глагола". В работе представлены вопросы и отличительные приметы глагола неопределённой формы....
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»
Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Поговорим о начальной форме глагола"
Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. Развивать навыки выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных фо...
1 урок . Начальная форма глагола
Начальная форма глагола...
2 урок Начальная форма глагола
Начальная форма глагола, 2 урок...
Технологическая карта изучения темы «Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения»
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологической карты....