Корень слова, однокоренные слова.
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс)
Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово корень. Например, если речь идет о причине чего-то плохого, скажут корень зла. О серьезных ошибках—это в корне неправильно. Если что-то надо основательно переделать, говорят о коренной переработке. Смотри в корень! или Зри в корень! - значит: выдели самое главное.У слов тоже есть самое важное, самое главное—корень. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными.
Цель:
-Коррекция и профилактика нарушений письменной речи – дизорфографии.
-Развитие связной речи.
Задачи:
-Уточнить значение термина и понятия «корень».
-Вспомнить обозначение корня.
-Уточнение термина однокоренные (родственные) слова.
-Уточнение и обогащение словарного запаса однокоренными словами.
- Уточнение и активизация словаря по теме «осень».
-Совершенствование грамматического строя (уметь согласовывать существительные с
другими частями речи, развитие функции словообразования, согласование существительных с числительными ).
-Тренировка чтения.
-Развитие слухового, зрительного внимания, памяти.
-Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативы.
Ход занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._koren_slova_odnokorennye_slova.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия.
Тема урока: Корень слова, однокоренные слова.
Лексическая тема: Осень.
Цель:
-Коррекция и профилактика нарушений письменной речи – дизорфографии.
-Развитие связной речи.
Задачи:
-Уточнить значение термина и понятия «корень».
-Вспомнить обозначение корня.
-Уточнение термина однокоренные (родственные) слова.
-Уточнение и обогащение словарного запаса однокоренными словами.
- Уточнение и активизация словаря по теме «осень».
-Совершенствование грамматического строя (уметь согласовывать существительные с
другими частями речи, развитие функции словообразования, согласование существительных с числительными ).
-Тренировка чтения.
-Развитие слухового, зрительного внимания, памяти.
-Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативы.
Ход занятия.
Учитель: Люди живут семьями. А бывают ли семьи у слов? Бывают ли у слов «родственники»? Не
торопитесь с ответом! Понаблюдаем за словами, подумаем, а потом решим.
Определите, какое слово мы должны написать. Для этого надо отгадать загадку.
«Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна». (Что это?)
Учащиеся: это соль. Учитель: Давайте запишем слово «соль».
Учитель: А где мы храним соль, в какой посуде? (солонка). Когда мы готовим, чтобы еда была вкусной ее надо ( что сделать?) «посолить». Давайте запишем это слово.
А как говорят, если соли насыпали слишком много? Если соли насыпали слишком много, то говорят «пересолили». Запишем это слово.
А как называются огурцы, заготовленные на зиму с солью? (соленые). Запишем это слово.
Учитель: Вот у нас и собралась группа слов. Прочитаем их. Как вы думаете, можно ли сказать, что это семья слов, что все они родственники?
Действительно, слово соль как бы присутствует в каждом из этих слов, ведь все их можно объяснить с помощью слова соль. Давайте попробуем это сделать?
Посолить - значит «посыпать солью». Пересолить -значить «насыпать слишком много соли». Соленый- значит «заготовленный с помощью соли, содержащий соль».
В каждом из этих слов можно услышать и увидеть одинаковую часть [сол] или [сол’]. Давайте прочитаем эту часть и отметим ее вот так (отмечается корень).
-Учащиеся находят корень сол- и отмечают соответствующим значком.
Учитель: Общая часть родственных слов называется корнем. А как мы можем назвать слова, у которых одинаковый корень? (однокоренные).
Вы, наверное, замечали, что в банку к соленым огурцам кладут чеснок, укроп, перец. Значит слова тоже родственные? Нет, их нельзя объяснить с помощью одного и того же слова.
( это доказательство).
Развитие связной речи, работа с картинками, редактирование текста.
-Давайте посмотрим картинки и попытаемся определить, какое время года в них зашифровано?
(«Осень»). Послушайте, правильно ли написано про это время года, если нет, то нам необходимо исправить так, чтобы в тексте говорилось об осени.
-Предложить кому-нибудь из детей по ряду картинок рассказать об осени.
-Игра «Разведчик». Развитие функции словоизменения, уметь согласовывать существительные с числительными.
-Результат деятельности и рефлексия .
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли, а затем оценивает работу каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Предложен материал по данной теме...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)
Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...