Конспект урока. Тема: "Что такое окончание?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?»

Тип урока. Изучение нового материала.

Технология проблемного обучения.

Цель: познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формировать умение находить  окончание в словах.

Задачи:

 -познакомить с новой частью слова- окончанием

 -находить окончание  слова, путём изменения его по числам.

-выявить  значение окончания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку  3 класс. УМК «Школа России»

               

Подготовила и провела Кочнева Т. В.

Учитель начальных классов

Тема: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?»

Тип урока. Изучение нового материала.

Технология проблемного обучения.

Цель: познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формировать умение находить  окончание в словах. 

Задачи:

             -познакомить с новой частью слова- окончанием 

             -находить окончание  слова, путём изменения его по числам.

-выявить  значение окончания.

Планируемые результаты

Предметные :

           -формулировать определение окончания;

           -определять значимость окончания в слове.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

-Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

-На основе анализа объектов делать выводы.

-Обобщать и классифицировать по признакам.

-Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные:

   - понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в       коллективной деятельности

    -развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

-Развиваем умение слушать и понимать других.

-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Оформлять свои мысли в устной форме.

-Умение работать в паре, в группе

Личностные:

-мотивы учебной деятельности;

-проявлять интерес к русскому языку.

Ресурсы.

Основные:

В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий  Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1 ч. – М.: Просвещение, 2018 г., карточки с разноуровневым заданием.

Дмитриева О. И.. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс: пособие для учителя/ О. И. Дмитриева М.: ВАКО, 2022

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация познавательной деятельности

1.Приветствие учеников.

3.Прочитайте пословицу. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Вы готовы к уроку?

Дети читают: «Ученье свет, а неученье тьма» . Объясняют её смысл.

Актуализация необходимых знаний

Найдите лишнее слово в каждой строчке и запишите остальные слова. Выделите в словах корень

  1. Перелет, летчик, летучий, прилет, лето
  2. Золото, позолота, зола, золотистый
  3. Гористый, гора, горчица, горная

 

.Дети работают в парах: записывают однокоренные слова, выделяют корень

Самоопределение к деятельности

  1. Предлагает прочитать слова:

 дорога, на дороге, по дороге, дорогу.

2.Организует диалог.

-Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?

-Это однокоренные слова? Почему?

-Какая часть слова меняется?

- Кто знает как называется эта часть слова?

Сформулируйте тему урока

Читают слова.

Ответ. Лексическое значение одинаковое.

Ответ. Нет. Имеют одно лексическое значение.

Ответы детей.

Формулируют тему урока. Определяют задачи урока.

Первичное усвоение новых знаний

  1. Понятие об окончании

Прочитайте предложения

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

- Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?

Учитель вместе с детьми меняет слова.

- Что мы изменили в словах?

- Для чего мы изменили в словах окончания?

- Для чего служит окончание?

Выпишите словосочетания со словом дача и выделите в словах окончание.

Читают предложения

Изменить форму слова дача

Чтобы слова в предложении были связаны между собой по смыслу.

Для связи слов в предложении.

Самостоятельное выполнение задания. Фронтальная проверка.

Первичное закрепление

  1. Работа по учебнику

Организует наблюдение за окончанием слова в упр. 142 учебника

Организует совместную работу над упр.143.По окончанию работы предлагает определить , чему учились, выполняя это задание, на что следует обратить внимание.

Спрашивает , какую роль выполняет окончание. Предлагает выполнить упр.144 , комментируя действия.

Физминутка

 Мы дружно трудились,  немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведём

И очень глубоко всей грудью вздохнём.

Проверяют по с. 79 учебника 1.

Окончания

1.Читают текст. Находят выделенные слова, выясняют их лексическое значение.

Делают вывод, что меняется только форма слова, а лексическое значение остаётся прежним.

Находят изменяемую часть слова, отмечают графически.

2. Читают пословицы. Находят формы слова роса. Выделяют изменяемую часть. Делают вывод, что учились находить окончание в слове. На с.80 учебника находят сведения, подтверждающие сделанный вывод.

3.Читают пары слов. Рассуждают, что они не являются словосочетаниями, т.к не имеют смысла. Предлагают изменить форму слов в скобках. Объясняют роль окончания в слове.

4.Читают задание. Планируют действия. Представляют результаты. На с.80 читают информацию о роли окончания.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Организует самостоятельную работу с упр.145.

1.Предлагает выполнить задания базового или повышенного уровня по выбору.

(Карточки)

А) Составить словосочетания, выделить окончания в слове вода: выпил (вода),подошёл к (вода),вижу (вода) любуюсь (вода), мечтаю о (вода)

Б) Найди лишнее слово в каждой строке.

Берёза, берёзовая, берёзу, берёзой.

Берёзка, берёзовая, берёза, берёзу, берёзонька.

2.Найдите лишнее слово встрочке:

 Берёза, берёзовый, берёзу, бурёзой.

 

Читают задания. Выбирают уровень.  Обсуждают результаты. Дают самооценку.

Подведение итогов, рефлексия

1.Предлагает  обобщить полученные на уроке сведения об окончании слов по вопросам:

-Что нового узнали вы сегодня на уроке?

-Что такое окончание?

-Для чего служит окончание?

Д.З.

Обобщают полученную информацию. Соотносят свой вывод с текстом в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по теме «Что такое Бенилюкс»

Цели деятельности учителя: формирование  первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результатыПредме...

Открытый урок.Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?».

Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?».Цели деятельности учителя: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.План...