Конспект урока. Тема: "Что такое окончание?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?»
Тип урока. Изучение нового материала.
Технология проблемного обучения.
Цель: познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формировать умение находить окончание в словах.
Задачи:
-познакомить с новой частью слова- окончанием
-находить окончание слова, путём изменения его по числам.
-выявить значение окончания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме: "Что такое окончание?" | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс. УМК «Школа России»
Подготовила и провела Кочнева Т. В.
Учитель начальных классов
Тема: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?»
Тип урока. Изучение нового материала.
Технология проблемного обучения.
Цель: познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формировать умение находить окончание в словах.
Задачи:
-познакомить с новой частью слова- окончанием
-находить окончание слова, путём изменения его по числам.
-выявить значение окончания.
Планируемые результаты
Предметные :
-формулировать определение окончания;
-определять значимость окончания в слове.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
-Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
-На основе анализа объектов делать выводы.
-Обобщать и классифицировать по признакам.
-Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности
-развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
-прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
-Развиваем умение слушать и понимать других.
-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
-Оформлять свои мысли в устной форме.
-Умение работать в паре, в группе
Личностные:
-мотивы учебной деятельности;
-проявлять интерес к русскому языку.
Ресурсы.
Основные:
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1 ч. – М.: Просвещение, 2018 г., карточки с разноуровневым заданием.
Дмитриева О. И.. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс: пособие для учителя/ О. И. Дмитриева М.: ВАКО, 2022
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Мотивация познавательной деятельности | ||
1.Приветствие учеников. 3.Прочитайте пословицу. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Вы готовы к уроку? | Дети читают: «Ученье свет, а неученье тьма» . Объясняют её смысл. | |
Актуализация необходимых знаний | ||
Найдите лишнее слово в каждой строчке и запишите остальные слова. Выделите в словах корень
| .Дети работают в парах: записывают однокоренные слова, выделяют корень | |
Самоопределение к деятельности | ||
дорога, на дороге, по дороге, дорогу. 2.Организует диалог. -Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? -Это однокоренные слова? Почему? -Какая часть слова меняется? - Кто знает как называется эта часть слова? Сформулируйте тему урока | Читают слова. Ответ. Лексическое значение одинаковое. Ответ. Нет. Имеют одно лексическое значение. Ответы детей. Формулируют тему урока. Определяют задачи урока. | |
Первичное усвоение новых знаний | ||
Прочитайте предложения Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача). - Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? Учитель вместе с детьми меняет слова. - Что мы изменили в словах? - Для чего мы изменили в словах окончания? - Для чего служит окончание? Выпишите словосочетания со словом дача и выделите в словах окончание. | Читают предложения Изменить форму слова дача Чтобы слова в предложении были связаны между собой по смыслу. Для связи слов в предложении. Самостоятельное выполнение задания. Фронтальная проверка. | |
Первичное закрепление | ||
Организует наблюдение за окончанием слова в упр. 142 учебника Организует совместную работу над упр.143.По окончанию работы предлагает определить , чему учились, выполняя это задание, на что следует обратить внимание. Спрашивает , какую роль выполняет окончание. Предлагает выполнить упр.144 , комментируя действия. Физминутка Мы дружно трудились, немного устали. Быстро все сразу за партами встали. Руки поднимем, потом разведём И очень глубоко всей грудью вздохнём. | Проверяют по с. 79 учебника 1. Окончания 1.Читают текст. Находят выделенные слова, выясняют их лексическое значение. Делают вывод, что меняется только форма слова, а лексическое значение остаётся прежним. Находят изменяемую часть слова, отмечают графически. 2. Читают пословицы. Находят формы слова роса. Выделяют изменяемую часть. Делают вывод, что учились находить окончание в слове. На с.80 учебника находят сведения, подтверждающие сделанный вывод. 3.Читают пары слов. Рассуждают, что они не являются словосочетаниями, т.к не имеют смысла. Предлагают изменить форму слов в скобках. Объясняют роль окончания в слове. 4.Читают задание. Планируют действия. Представляют результаты. На с.80 читают информацию о роли окончания. | |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | ||
Организует самостоятельную работу с упр.145. 1.Предлагает выполнить задания базового или повышенного уровня по выбору. (Карточки) А) Составить словосочетания, выделить окончания в слове вода: выпил (вода),подошёл к (вода),вижу (вода) любуюсь (вода), мечтаю о (вода) Б) Найди лишнее слово в каждой строке. Берёза, берёзовая, берёзу, берёзой. Берёзка, берёзовая, берёза, берёзу, берёзонька. 2.Найдите лишнее слово встрочке: Берёза, берёзовый, берёзу, бурёзой.
| Читают задания. Выбирают уровень. Обсуждают результаты. Дают самооценку. | |
Подведение итогов, рефлексия | ||
1.Предлагает обобщить полученные на уроке сведения об окончании слов по вопросам: -Что нового узнали вы сегодня на уроке? -Что такое окончание? -Для чего служит окончание? Д.З. | Обобщают полученную информацию. Соотносят свой вывод с текстом в учебнике. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Тема: А.А. Ахматова «Перед весною бывают дни такие…»
Изучение творчества Анны Ахматовой...
УМК "Школа России" конспект урока. Тема: "Что такое деньги?" 3 класс
Что такое деньги?...
Конспект по теме «Что такое Бенилюкс»
Цели деятельности учителя: формирование первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результатыПредме...
Открытый урок.Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?».
Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?».Цели деятельности учителя: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.План...