Конспект урока. Тема: А.А. Ахматова «Перед весною бывают дни такие…»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Винокурова Мария Ивановна

Изучение творчества Анны Ахматовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.А. Ахматова «Перед весною бывают дни такие…»

  1. Организационный момент

Послушайте пословицу: Чтение – лучшее учение. Как вы понимаете?

  1. Речевая разминка

- Какие скороговорки вы знаете?

  1. Актуализация знаний

- Что вы изучали на прошлом уроке? Какое было задано вам домашнее задание?

  1. Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной цели.
  1. Знакомство с биографией

Сегодня мы на уроке познакомимся с творчеством   Анны Андреевны Ахматовой. А.А. Ахматова (Горенко) прожила долгую и трудную жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.

В автобиографии «Коротко о себе» Ахматова пишет:  Я родилась 11 (23) июня 1889 г. Под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер – механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет. Читать училась по азбуке Л. Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже научилась говорить по – французски. Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет.

  1. Творческая разминка

Давайте проведем творческую разминку. Тему для этой творческой работы подсказала сама анна Андреевна. Мы поговорим о весне. Для многих это любимое время года. Для природы это пробуждение ото сна, пора цветения, обновления. Попробуйте в одном предложении выразить то состояние души, которое вызывает у вас весна. (Уч-ся читают свои примеры)

  1. Выставка произведений А. Ахматовой.
  1. Знакомство с произведением А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»
  1. Первичное чтение.

Давайте посмотрим, как Анна Андреевна в одном предложении,- но развернутом, сложном – передает свое ощущение весеннего пробуждения и природы, и человека. Открываем учебник на ст. 98.  (Учитель читает стих-е.)

- Какие картины рисует поэтесса? (Луг отдыхает под снегом, деревья шумят, веет ветерок. Пейзаж здесь так чувственно реален, так нам это знакомо, привычно.)

- Обратите внимание на лексику стихотворения, на слова – образы. (лексика обыденная, разговорная)

- Что, по – вашему , испытывает лирический герой? Почему так трудно выразить в словах это состояние? (Из обычных слов рождается нечто неуловимое, необычное)

В этом заключается особенность лирики Ахматовой: она не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть ассоциации.

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которых одно из представлений вызывает другое.

  1. Вторичное чтение

Дети, прочитайте стихотворение самостоятельно, расставляя паузы. Читаем вслух это стихотворение.

- О чем вы вспомнили, что ощутили, читая это стихотворение Ахматовой?

- Какая строка подсказывает нам состояние лирического героя? («И песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь».)

Эта подробность точно передает душевное смятение лирического героя. Это и есть выразительная художественная деталь.

- Что необычного есть в языке стихотворения? (Оно начинается с предлога, ряд последующих предложений начинается с союза «и», предложения простые, небольшие. Возникает ощущение доверительного разговора. Это еще одна особенность лирики Ахматовой. Многие ее стихотворения напоминают то дневниковые записи. То отрывки из письма, то жалобу, то песенку вполголоса. Они как бы выхвачены из речевого потока.)

Итак: стихотворение А.Ахматовой состоит из восьми строчек. Оно несет в себе сложное поэтическое настроение. Лирический герой радуется наступлению весны, видит ее особенности. В начале стихотворения изображаются конец февраля начало марта. Луг, отдыхающий под плотным снегом.

- Какие поэтические приемы использует автор? С какой целью?

Луг «отдыхает» - олицетворение, «шумят» - олицетворение, деревья «весело - сухие» - метафора.

Эти поэтические приемы позволяют поэту представить и луг, скрытый под снегом, и голые деревья, ожидающие наступление весны.

Продолжим разговор особенности «понимать и любить вещи… в их непонятной связи с переживаемыми минутами», причем «вещи» высвечены с точностью и обостренностью «предметного» видения.

Послушайте еще одно стихотворение.

Молюсь оконному лучу –

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце – пополам.

На рукомойнике моем

Позеленела медь,

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храме пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне.

О душевном состоянии почти ничего не сказано, только «сердце - пополам». Остальные чудесным образом понятно без объяснений. Простая бытовая вещь, рукомойник, преображается игрой солнечного луча, который для лирической героини превращается в «праздник золотой» и даже в «утешенье». Обыденная деталь становится значимой. Звонкий слог, легкий ритм, простая лексика оттеняют, заговариваю горе, первое слово и последняя строка как будто закольцовывают композицию стихотворения, лечат отчаяние

А теперь послушайте, как рождались стихотворения у А. Ахматовой.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

  1. Итог урока

 Давайте вернемся к стихотворению.

 - О чем размышляет автор в своем стихотворении?

-  Какое настроение оно передает?

- Объясните значение выражений: отдыхает луг; ветер нежен и упруг; легкости своей дивится тело. Какую роль они играют?

- Что нового открыли вы для себя на уроке?

- Какие выводы для себя сделали?

- Погасим свечу – символ поэзии. Надеюсь огонь, зажженный в ваших душах Ахматовой будет согревать вас всегда.

  1. Рефлексия

Кто хорошо работал, понял материал, поднимите зеленую карточку. Кому было не все понятно, поднимите желтую карточку.

  1. Домашнее задание

Прочитайте другие стихотворения Ахматовой; подготовьте выразительное чтение понравившегося стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перед весной бывают дни такие..."

Письменная проверочная работа тестового характера по литературному чтению 4 класс "Школа России" Разработка учителя начальных классов Тарасовой Л.А....

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие».

Конспект урока по литературе в 6 классе  по теме: А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие»....

Читальный зал. "Перед весной бывают дни такие…" А.А. Ахматова. "Летний вечер" А.А. Блок. "Черемуха" С.А. Есенин. "Тишина" Б. Л. Пастернак.

Читальный зал. "Перед весной бывают дни такие…" А.А. Ахматова. "Летний вечер" А.А. Блок. "Черемуха" С.А. Есенин. "Тишина" Б. Л. Пастернак....