Методическая разработка по русскому языку тема "Приставка" 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Дробот Людмила Владимировна

Технологическая карта урока по теме "Приставка" в 3 классе. УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drobot_lv.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №29

Конспект урока

по русскому языку

Тема: «Значение приставок»

3 «А»класс

 Учитель начальных классов

                                                                                                                                                        Дробот Людмила Владимировна

2021 год

Предмет «Русский язык», авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, УМК «Школа России», 3 класс

Тема: «Значение приставок»

Тип урока

Урок закрепления знаний и формирования умений и  навыков

Дидактическая цель

Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся умения определять значения приставок, развития умения находить приставку в слове, образовывать однокоренные слова с приставками, выделять изученные части  слова.                                                                                Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Планируемые

результаты

Метапредметные:

Личностные УУД: 

-Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать
способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять  план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

отрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.

Предметные УУД: 

-формирование умения различать части слова, определять приставки, уметь находить их в слове и правильно обозначать.

- формирование умения определять лексические значения приставок;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление;   устную речь.                                                                                                                                  

Основные понятия

 Приставка, лексические значения приставок, текст

Формы организации учебной деятельности

- фронтальная; групповая; в парах; индивидуальная.  

Формы и методы работы

- проблемный; частично-поисковый; наглядный.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, УМК «Школа России», Русский язык, учебник для 3-го класса. Часть I,   тетрадь, карточки  для групповой и парной работы.

Этап урока,

цель

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный (1-2мин)

Цель:                                     -организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности;            -создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Учитель:

Ребята, я надеюсь на вашу активность на уроке, и конечно, доброжелательность и хорошее настроение.

Давайте начнем наш урок с  такого высказывания:

С удачи начинается успех!

(Как вы понимаете эту поговорку? Какие маленькие удачи могут быть на уроке?)

Пусть эти слова станут девизом нашего урока. Я уверена, что удача улыбнется каждому из вас, но для этого нужно потрудиться.

-проверяет готовность учащихся к уроку;

-создает эмоциональный настрой на урок;

-организует внимание детей;

- вовлекает всех учащихся в учебный процесс;

 -создает ситуацию успеха.

Показывают готовность к уроку

Записывают:29 ноября

Классная работа

Личностные:

развитие самоорганизации в учебном действии, положительный эмоциональный настрой на урок

Регулятивные:

проведение контроля в форме самопроверки

Познавательные:

уметь анализировать объекты, обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.

2. Постановка цели и определение задач урока

и актуализация знаний по предложенной теме. (5 мин)

Цель:

обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Подводит детей  к постановке цели  урока

- Обратите внимание на запись: перед вами два слова «учить» и «выучить».

- Чем отличаются эти слова?

- Изменилось значение слов? Почему это произошло?

- Ребята, а что такое приставка?

- Что надо сделать, чтобы найти приставку в слове?

- Англичане утверждают, что приставки, не столь уж необходимы, без них вполне можно обойтись, ведь главное значение несёт в себе корень слова.

- Вы согласны с этим?

- Мы проведем исследование: нужны ли приставки,  и какую работу они выполняют.

Работать будем в парах, выполняя задание на карточке.

Вам необходимо списать текст, озаглавив его. Но предварительно необходимо восстановить порядок следования предложений. Вместо точек вставить подходящую по смыслу приставку. Выделить приставку графически.

     Ребята …бежали домой.  …висла тяжелая туча. …бушевал ветер, …сверкала молния. Они …мокли до нитки.

 …лил дождь. Провести устную проверку:

Как озаглавили текст?

Какова тема текста?

Основная мысль текста?

Какой тип текста?

Вспомнить, с какими частями слова мы уже познакомились.

На обратной стороне карточки стихотворение о частях слова. Необходимо вставить пропущенные слова место точек и восстановить текст.

…слова – значимая часть.

Над словами … держит власть.

Перед … есть … .

… пишется она,

А при помощи … образуются слова.

Часть слова, которая изменяется, … называется.

Провести устную проверку.

Сформулируйте тему урока.

 Исходя из темы, какую цель урока мы можем поставить?  - Ребята, а какие задачи мы поставим на урок? 

 

- организует постановку цели и задачей  урока;

-уточняет следующий шаг учебной деятельности;

-организует актуализацию знаний;

-проводит коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися  изученного материала;
-способствует развитию речи и логического мышления;

-организует составление совместного алгоритма действий;

- организует различные виды проверки выполненной работы.

Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи:

-отвечают на поставленные вопросы;

-работают в парах с исследовательским заданием;

-называют страницу учебника и озвучивают тему урока;

-работают с текстом учебника;

-вспоминают ранее пройденное;

-высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение;

-составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя, называют средства.

Познавательные:

-понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием;

-умение оформлять свои мысли в устной форме, строить умозаключения;

Регулятивные:

-умение сверять свои действия с образцом, при необходимости исправлять ошибки.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

3.Физминутка

 (2 мин)

Учитель:

- Чтобы хорошо понять новый материал,

Взбодримся.

Приготовились к разминке:
Сидя, выпрямили спинки.
И следите все за мной:
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
Руку левую подняли.
Ею тоже помахали.
А теперь соединили
И опять разъединили.
Повторяем десять раз.
Ускоряем мой показ…
Молодцы, не поленились,
Аплодисменты получились!

Организует физкультминутку

(проводит ученик)

Активный отдых

Регулятивные:

сверять свои действия с образцом

4. Первичное усвоение новых знаний. (5 мин)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения

Учитель:

На доске высказывание Константина Паустовского « В приставках таится разнообразие смысла».

Вопрос классу: Как вы понимаете это высказывание?

Упражнение №161.

Как пересекаются темы текста, с которым вы работали и данного?

Смогли ли вы найти в тексте слова с приставками? Как будем выполнять задание? Какой значок на полях?

Читаем задание.

Что будем делать?

Что выделено в словах жирным шрифтом?

Рассмотрите их внимательно и постарайтесь запомнить.

Давайте подумаем, можно ли считать слова ГРОМ и ПРОГРЕМЕЛО однокоренными? Почему? (Обратить внимание детей на чередование гласной в корне Е –О)

 Подготовьтесь записать стихотворение под диктовку.

Как будем записывать стихотворный текст?

Организует проверку усвоения материала по теме «Приставка»,

уточняет понятие «значение приставок»;

Организует парную работу  по закреплению изучаемой темы на основе стихотворного текста.

К доске выходит ученик, записывает это слово, находит однокоренное без приставки. Выделяет корень ХМУР.

Вспоминаем, бывает ли приставка ПРИНА, следовательно здесь две приставки ПРИ и НА.

Что обозначает это слово.

Дети закрывают учебники, учитель  диктует стихотворение.

Выделяют приставку в словах.

Проводят самопроверку. (Открывают учебники и проверяют текст).

5. Первичное закрепление:

усвоение нового знания с проговариванием во внешней речи.

(8 мин)

Цель:

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 Дети объединяются в группы по четыре человека и каждая группа получает карточку с заданием.

Нужно вставить подходящие по смыслу приставки, выделить их.

Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.

     Вдруг лес …гудел, все в нем …ш.пело. По лесу …б.жала поземка. …л.тел вет.р, д.рев.я …к.чались. С .ловых лап …л.тели сугробики. Сне. …сыпал, …вился. Нач.лась пурга. Она прод.лжалась день и ночь, весь лес …л.пила снегом. (В.Бианки)

Назовите тип текста.

Какое время года описывается и какое природное явление? Какое слово указывает на то, что пурга началась неожиданно? Слова какой части речи встречаются чаще других в тексте? Почему? Пурга – это природное явление, которое приводит к определенным действиям (…)

                                                                       Все ли слова в тексте понятны? Объясните значение слова «поземка». Это, когда ветер поднимает и несет снег над землей.

Проверка. По одному предложению с группы с объяснением орфограмм.

Организует работу в группах, повторяет правила, алгоритм  доказательства правильности выбора.

Предъявляют  правильность и осознанность усвоения нового учебного материала

Предметные:

- Уметь использовать в речи  речевые единицы,

- Уметь образовывать слова с подходящими по смыслу приставками;

- Знать  изученные орфограммы

6. Физминутка. (2мин)

Мы устали, засиделись,

 Нам размяться захотелось.

 Отложили мы тетрадки,

 Приступили мы к зарядке          Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки

 То на стену посмотрели,

 То в окошко поглядели.

 Вправо, влево, поворот,

 А потом наоборот         Повороты корпусом

 Приседанья начинаем,

 Ноги до конца сгибаем.

 Вверх и вниз, вверх и вниз,

 И вставать не торопись!         Приседания

 И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.         Дети садятся на свои места

Организует физкультминутку

(проводит ___

                    _____________)

Активный отдых

Регулятивные:

сверять свои действия с образцом

7. Самостоятельная работа (закрепление способа действия))

??????????

Цель: закрепление нового способа действия

 

Дает анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, мобилизация учащихся на рефлексию

Самостоятельная работа

Уметь применять новые знания письменной форме П)

понимать информацию, предоставленную в виде таблицы (П)

Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р)

Рефлексия эмоциональная.

Прием «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах . Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого).

- Подумайте кого можно похвалить и за что.  Дайте положительную оценку работы любого участника урока. Поблагодарите  друг друга и учителя за проведенный урок.

У.: Вспомните, чем сегодня занимались и ответьте на вопросы.

Что нового узнали?

Что показалось трудным?

-Что понравилось на уроке?

-Достигли ли вы поставленных перед собой задач?

Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют знания, выявляют новые сведения, выявляют трудности.

Домашнее задание

Цель: систематизация и дополнение знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"

Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...

Методическая разработка по русскому языку, 2 класс, УМК "Гармония", "Редактирование текста"

Методическая разработка относится к резервному уроку по теме "Текст", содержит подробное описание урока и презентацию....

Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"

Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...

Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....