Доклад на тему:" Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
материал

Карпенко Ольга Владимировна

В докладе описываются виды упражнений и приёмы для развития орфографической зоркости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.»

А.И.Куприн

 

Ни для кого не секрет, что развитие орфографической зоркости – главная задача при изучении русского языка.

Уровень грамотности учащихся – одна из острых проблем. Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения.

         Умение обнаруживать орфограммы является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Главным средством воспитания орфографической грамотности является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является основной причиной орфографических ошибок.

Орфографическая зоркость - умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, орфограммы, а также быстро определить их типы. Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, разных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть все буквы в слове. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже постепенно учить их решению. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Орфографическая слепота является одной из причин неуспеваемости.

Какие основные причины неуспеваемости?

  1. Незнание правил;
  2.  Знание правил, но не умение их применять;
  3.  Дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;
  4.  Отсутствует положительная мотивация;
  5. Плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно.

При формировании орфографической зоркости необходимо учитывать следующие факторы: 

1. Зрительный фактор.

 2. Слуховой фактор. 

 3.Рукодвигательный фактор. 

 4.Проговаривание. 

Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.

Условия формирования орфографической зоркости:

1.Умение обнаруживать орфограммы.

2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки).

3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.

4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).

5.Умение осуществлять самопроверку.

Виды упражнений для развития орфографической грамотности.

Особенно часто применяю на уроках комментирование, которое помогает учащимся избежать возможных ошибок и содействует наиболее прочному усвоению материала. Элементы комментирования включаю в самые разнообразные виды упражнений выполняемых на разных этапах урока.

         Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи.

Практические приёмы, развивающие орфографическую зоркость:

1.Списывание

Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того, чтобы данная работа дала желаемый результат, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

- Внимательно прочитай предложение.

- Повтори его, не заглядывая в текст.

- Подчеркни в предложении все орфограммы.

-Прочитай предложение орфографически.

- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

-Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчёркивая орфограммы.

- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Время для списывания  отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1) Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

2) Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

3) Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

4) Спиши слова определённой части речи.

5) Выпиши словосочетания.

 2. Комментированное письмо

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму. Комментированное письмо развивает мышление, внимание, память, речь учащихся. Дети учатся говорить чётко, лаконично, обоснованно.  Так постепенно вырабатывается орфографическая зоркость.

3.Письмо с проговариванием

Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся.

4.Письмо с пропуском орфограмм.

5.Письмо по памяти.

Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст  в несколько строк, объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на ещё не изученные правила. После записи проводится проверка: дети сравнивают текст с написанным на доске. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные» места.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

1) Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

2) Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

3) Упражнение в запоминании.

4) Орфографическое чтение слов с орфограммами.

5) Запись.

6) Проверка.

 

6. Диктанты:

  • Предупредительный диктант
  • Объяснительный диктант
  • Выборочный диктант
  • Свободный диктант
  • Самодиктант
  • Словарный диктат
  • Зрительно-слуховой диктант

Цель  зрительно-слухового диктанта – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок, попутно оттачивая зрительную память.

  • Диктант с постукиванием

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

  • «Проверяю себя»

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают « видеть» свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться.

Интересным заданием являются и какографические упражнения.

7 Какографические упражнения

Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

8 Скоростное письмо 

 Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1) Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2) Самостоятельное чтение хором.

3) Объяснение орфограмм (коллективно).

4) Считают количество предложений в тексте.

5) Чтение по предложениям.

6) Орфографическое чтение.

7) По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

8) Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9) Проверка написанного.

9 Графическое выделение орфограмм

Подчёркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте. Учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий.

10.Работа над ошибками

Слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки). После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка. Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности.

11. «Волшебные карточки».

Это комплекты карточек по 10 слов с разными видами орфограмм.

Дети выполняют задания, подчёркивая в словах изученные орфограммы. Заучивают слова. Затем  проводится самопроверка или взаимопроверка (по карточке) с выставлением оценки на полях тетради, сколько слов запомнил каждый ученик. Эти комплекты карточек помогают мне решать не только орфографические задачи. С их помощью дети упражняются в правильном произношении слов, постановке ударения, фонетическом и морфологическом разборе, составлении словосочетаний и предложений,  в подборе однокоренных слов, антонимов и синонимов.

Так как игра является ведущим видом деятельности младшего школьника, для поддержания интереса и повышения активности детей во время игровых моментов на уроках стараюсь использовать разнообразный дидактический материал (сигнальные карточки, разноцветный веер, кодограммы, перфокарты и др.) и формы обучения (индивидуальная, парная, групповая). Это развивает орфографическую зоркость учащихся. Во время парной работы осуществляется взаимопроверка. Такие эффективные средства  позволяют включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучении.

Большую помощь оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты.  Всё  это позволяет добиться успехов в работе.

Успех всей работы зависит от чёткого планирования всей работы, подборе тренировочных  упражнений, систематической работы со слабоуспевающими учениками, постоянного контроля усвоения пройденных орфограмм. От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

 Список литературы:

1. Прохорова Л.Н. Развитие орфографической зоркости на основе моделирования/ Прохорова Л.Н.// Начальная школа плюс до и после.-2007.-№3.- С.43-45

2. Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе / Савельева Л.В.// Начальная школа.-2008.-№1.- С.66-71

3. Скопина Е.В.,Жеренко О.Е.,Обухова Л.А. Дидактический материал на уроках русского языка в 1-2 классе, Москва: Вако, 2004г.

4. Ульянова М.А., Королёва М.В. Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе «ДОУ – Школа 1 ступени  – Школа 2 ступени» / Ульянова М.А., Королёва М.В//Завуч начальной школы.-2008.-№8.- С.100-114

5. Фролова Л.А., Мороз Т.В. Обучение орфографии с использованием дидактических игр /Л.А.Фролова, Т.В.Мороз// Начальная школа плюс до и после.-2009.-№1.- С.49-52

6. Фролова Л.А. Обучение орфографии с использованием информационных технологий/ Фролова Л.А// Начальная школа плюс до и после.-2007.-№7.- С.41-44

7. Яценко Н.А. Как сформировать умение работать над ошибками/ Яценко Н.А//

Начальная школа плюс до и после.-2008.-№5.- С.60-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».

«Развитие орфографической зоркостина уроках русского языкав начальной школе»....

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники ...

Компетентностно-ориентированные задания, как средство развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Ключевая идея данной работы в возможности систематизации и обобщения комплексного подхода учителя по целенаправленному развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок на уроках русского язык...

Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...