Методические рекомендации по формированию орфографического навыка у младших школьников с умственной отсталостью
статья по русскому языку (3 класс)
В данной статье представлены методические рекомендации, которые могут широко использоваться учителями начальных классов при проведении уроков русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
На основании анализа психолого-педагогической литературы (Гнездилова М.Ф., Соболевой А.Е.) составлены методические рекомендации, которые могут широко использоваться учителями начальных классов при проведении уроков русского языка.
Наиболее сложными для учащихся с умственной отсталостью являются правила правописания безударных гласных, так как в данном орфографическом правиле нет определенных указаний о написании соответствующих слов.
На основании суждения Гнездилова М.Ф.. о том, что умственно отсталые дети «не могут усвоить сложные действия сразу во всем его составе и овладевают им только после того, как с ними тщательно отработаны все входящие в его состав операции», наши методические рекомендации направлены на совершенствование всех составляющих орфографического навыка.
При работе направленной на формирование у учащихся умения объяснять орфограмму, с целью предупреждения допуска ошибок, выявленных нами в ходе констатирующего эксперимента, учителю рекомендуется проводить следующие упражнения:
А) учащиеся, встретив при письме слово, подлежащее проверке, пишут его так, как оно дано (например, с пропуском: с…сна);
Б) учащиеся, написав слово таким образом, подбирают проверочное слово и пишут его рядом в скобках (сосенка);
В) далее, руководствуясь подобранным проверочным словом, в проверяемом слове ученики подписывают/вписывают цветной ручкой (карандашом) проверяемую букву О.
Данные упражнения способствуют правильному ходу рассуждения.
В дальнейшей работе представленные упражнения можно выполнять другим образом: ученик, встретив слово, которое нужно проверить, не пишет его, а думает и вслух называет проверочное слово. После того, как ученик выполнил предыдущее действие, он записывает искомое проверяемое слово и рядом в скобках проверочное слово.
При формировании умения находить в тексте слово, подходящие под изучаемое правило, учителю рекомендуется для предупреждения специфических ошибок, допускаемых умственно отсталыми учащимися, осуществлять более тщательный анализ предлагаемого учащимся материала (регулярно проводить орфографический разбор).
При формировании умения контролировать своё письмо правилом, учителю следует иметь ввиду, что работа с правилом правописания безударных гласных требует обобщённых форм самоконтроля. Здесь, кроме диктанта, в систему орфографических упражнений вводятся простейшие виды творческих работ: изложения, рассказы по картинкам, ответы на вопросы.
В том случае, когда изложение и рассказ фраза за фразой записывается учащимися, необходим подробный орфографический разбор каждого сформулированного предложения (выделяются слова и учащиеся вслух рассуждают о том, как следует правильно их написать). Если рассказ или изложение предварительно подготавливается (устанавливается содержание и последовательность формулировки мыслей), то работу по формированию самоконтроля необходимо проводить следующим образом: выделяются слова, которые могут встретиться в изложении, на изучаемое правило и записываются на доске; далее учитель напоминает, что при письме следует обращать внимание на слова, подходящие под правило и подчеркивать их в тексте, а затем во время письма педагог следит за работой учащихся и предлагает некоторым объяснить правописание того или иного слова.
При выполнении упражнений, требующих от учащихся применения нескольких орфографических правил одновременно, педагогу следует, разрабатывая упражнения, постепенно усложнять предлагаемый школьникам материал путем введения в него сочетаний слов на различные правила.
Способы работы над учебным материалом также следует постепенно усложнять: начинать работу с письма, сопровождаемого орфографическим разбором, и постепенно переходить к самостоятельному письму с помощью вспомогательных средств (слова на классной доске, справочные таблицы у учащихся).
Соболева А.Е. предлагает игру – «Полет на Луну», которая может быть использована учителями начальных классов как непосредственно на уроках русского языка, так и во время коррекционно-развивающих или внеклассных занятий.
Целью данной игры является тренировка правил орфографии, в частности умения применять орфографические правила на практике.
Игра основана на правилах популярных детских игр с фишками и кубиком, определяющим число ходов. Игра может решать различные задачи: повторение правил орфографии, закрепление навыка поиска проверочных слов для безударных гласных, а также составление рассказов и пересказов. Игра может быть проведена не только в устной, но и в письменной форме или с элементами письма.
Оборудование - игровое поле, на котором изображена траектория полета на Луну от старта до финиша с пронумерованными этапами, фишки или фигурки пилотов, кубик, лист с заданиями.
Инструкция – учитель раскладывает игровое поле на поле и на старте устанавливает фишки каждого игрока. Первым делает ход тот, кто выбросил самое большое число на кубике. Затем каждый игрок делает такое количество шагов, которое указывает ему брошенный кубик. Но чтобы получить право сделать очередной ход, необходимо выполнить задание (придумай три слова на букву А, запиши пять слов под диктовку, составь предложение по схеме и т.д.) Если задание не выполнено, то пилот остается на прежней орбите. Побеждает тот, кто первым достигнет Луны.
Рекомендуется, чтобы педагог составлял разные по темам и по сложности задания, в зависимости от индивидуальных проблем каждого ребенка.
Задания на правило правописания безударных гласных могут быть следующие:
1) Отгадай загадки, приведи проверочные слова к отгадкам (выполняется устно):
• На носу зверь носит рог и зовется... (Носорог)
• Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто такая? (Вода)
• Длинный хвостище, рыжие волосища, сама хитрища. (Лиса)
• Растет она вниз головою. Не летом растет, а зимою. Чуть солнце ее припечет, растает она и умрет. (Сосулька)
• Снег на полях, лед на реках. Ветер гуляет. Когда это бывает? (Зимой)
Ребенок, выполнивший задание, получает право на следующий ход.
2) Вставь буквы, вслух подбирая проверочные слова:
Над бабушкиной избушкой висит хлеба кр...юшка. Ст...ят в поле с.стрички — желтый гл...зок, белые реснички. С.дит — з...ленеет, л...mum — пож...лтеет, уп...дет — поч...рнеет.
3) Вставь буквы на месте пропусков. Перепиши. Придумай заголовок к этому тексту.
Д...ревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, пр...мые, кр...вые. А в г...pax можно увидеть дер...во в...лосатое. Увидишь и гл...зам не поверишь!
Таким образом, использование учителем на уроках русского языка предложенных методических рекомендаций позволит организовать занятие, для учащихся с умственной отсталостью, которое будет оказывать положительное влияние не только на процесс выработки у них навыка правильного письма, но и на другие области умственной деятельности, а также на формирование интереса к учебе, в частности, к предмету «Русский язык».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Формирование орфографических навыков у младших школьников"
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфог...
Методические рекомендации по формированию геометрических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью
Методические рекомендации по формированию геометрических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью...
Формирование орфографических навыков у младших школьников
Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем....
Формирование орфографических навыков у младших школьников
тема по самообразованию...
Формирование орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка.
Методические материалы...
«Формирование пространственно-временных представлений младших школьников с умственной отсталостью»
Материал для педагогов младших классов СКШ...
Доклад ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью. Данная проблема присутствует не только среди детей с умственной отсталостью, н...