Конспект и презентация по русскому языку во 2 кл по учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. по теме "Звуки и буквы" (урок № 1)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект и презентация по русскому языку во 2 кл по учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. по теме "Звуки и буквы" (урок № 1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
как различить звуки и буквы 2 кл канакина | 38.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗВУКИ И БУКВЫ
Задачи:
- Уточнять представление о звуках и буквах;
- Формировать умение различать звуки и буквы;
- Сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уточнить представления о звуках и буквах;
- формировать умение различать звуки и буквы;
- правильно произносить звуки и называть буквы;
- проводить частичный звуковой анализ слов;
- распознавать условные обозначения звуков речи
Метапредметные:
- учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока;
- осуществлять её решение под руководством учителя;
Личностные:
- чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
- Организационный этап:
Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом!
И мы с вами тоже приступаем к работе, не теряем ни минутки. Желаю всем плодотворной работы.
И начнём мы с пальчиковой гимнастики:
Осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.)
Будем листья собирать.
Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)
-Открываем нашу тетрадку, записываем число, классную работу.
-Помни всегда, открывая тетрадь,
Что нужно писать на круглую «пять»!
- Дети?
-На месте!
- Ноги?
- На месте!
- Руки?
- На месте!
- Локти?
- У края!
-Спина?
- Прямая!
- Актуализация знаний.
- Чистописание.
Я Ё Ю И Е ь
- Какая буква в строке лишняя? Почему?
- Почему ь и ы записаны с маленькой буквы?
- Что обозначают гласные в строке?
(Оценивание результатов своей работы самими детьми – подчёркивание «красивых букв» и учителем)
2) Словарный диктант (картинный, на слайдах № 1-8):
Записывают слова: Ветер, медведь, лопата, пальто, воробей, заяц, берёза, рисунок.
– Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограммы.
Проверка по слайду № 9. Критерии. Самооценивание (Слайд № 10).
3)Работа с новым словарным словом словарным словом ОКТЯБРЬ.
- Сегодня у нас знакомство с новым словарным словом. Но вы это слово должны отгадать.
- Я вам буду давать задания, а вы попробуйте правильно их выполнить - отвечайте.
-Произнесите второй звук слова « кот». Дети произносят звук, на доске появляется буква « О» и т.д.
-Произнесите первый звук в слове «карусель» («К»)
-Произнесите второй слог в слове «утята»
-Произнесите парный согласный звуку «П». («Б»)
-Произнесите последний звук в слове «сентябрь» «Р»)
-Что надо сделать , чтобы правильно было написано слово? ( Поставить мягкий знак).
(На доске получилось слово ОКТЯБРЬ). (Словарное слово.)
(Работа над значением и написанием слова октябрь)
- Назовите лексическое значение этого слова ( осенний месяц)
(Слово «октябрь» образовано от латинского слова «окто», что значит «восемь». В Древнем Риме год начинался 1 марта, поэтому октябрь и получил название «восьмой».)
- А какой по счету теперь месяц октябрь?
-Какое опасное место в слове надо запомнить?(О)
- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, написание которой надо запомнить.
- Придумаем ассоциацию, как эту букву лучше запомнить.
Если трудно можете воспользоваться подсказкой на слайде № 11: ( В октябре холодно, мокро, октябрь - это уже осень. Во всех словах, связанных по смыслу с этим словом под ударением о. Так можно запомнить, что и в этом слове надо писать букву о)
- Сколько слогов в этом слове? - Как это узнали?
- Назовите все буквы в слове правильно по порядку.
- Сколько всего букв? (7)
- А теперь назовите звуки, которые обозначают буквы в этом слове.
-Сколько всего звуков? (6)
-Почему звуков меньше? (Мягкий знак звуков не имеет)
3. Самоопределение. Постановка темы и целей урока.
- Исходя из последних заданий, определите тему урока. (Звуки и буквы) (Помещаю тему на доску (напечатана на листах))
- Какие учебные задачи поставим на урок?
-В учебнике на стр.78 мы найдём главный вопрос, на который должны ответить на уроке. Откройте учебники. Прочитаем его хором
(+ Правильно называть звуки и буквы, будем учиться различать звуки и буквы; распознавать условные обозначения звуков речи, заменять звуковую модель слова буквенной и наоборот).
4. Организация познавательной деятельности.
1). Внимание на шмуцтитул с. 77
- Начинаем изучать большой раздел «Звуки и буквы» к задачам, обозначенным на этой странице, мы вернёмся на следующих уроках, на сегодняшний урок мы уже определили себе задачи.
2). Выполним задания к упражнению 115. Выразительное чтение, определение отношения к прочитанному.
- На экране вы также видите этот отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Слайд№ 12
Послушайте.
- Какое словарное слово здесь встретилось? (Октябрь)
- Все ли слова понятны? (Нет. )
- Что означает слово «нагие»? (Нагие ветви – это значит голые, без листьев) - А с каким чувством я читала? ( С грустью)
- Какое чувство вызвали у вас эти строки? ( Чувство грусти)
-Какие слова создают печальное настроение? (Последние листья, нагих ветвей, отряхает)
- Передайте это чувство интонацией. (Чтение хором)
- Молодцы.
Слайд № 13: В октябре, в октябре частый дождик на дворе. (С. Маршак)
- Прочитайте. Теперь прочитаем, проговаривая орфографически.
-Какие орфограммы встретились в словах?
-Запишем внимательно второе предложение.
-Поставьте в словах предложения ударение, подчеркните орфограммы.
- Проверьте и оцените себя по слайду. (Проверяют по слайду № 14)
Вывод: - Читая строки, вы озвучивали письменную речь.
- Из чего состоят слова письменной речи? ( Из букв)
- А слова устной речи? ( Из звуков)
- Предлагаю отдохнуть.
3). Физкультминутка.
Слайд № 15
- Похлопать столько раз, сколько гласных звуков слышите в словах: барабан, курица, букварь, камыш, урок, учительница, мальчик .
Слайд № 16
- Потопать столько раз, сколько согласных звуков слышите в словах: азбука, крот, удочка, карандаш.
- Продолжим работу по учебнику, будем тренироваться различать звуки
4). Частичный звуковой анализ слов. Работа в парах.
- Упр.116. Обратите внимание, какой около этого задания значок. Что он означает?
- Прочитаем задание.
-Попробуем выполним эту работу сначала в парах.
- Как будем работать в парах? Какие правила будем соблюдать?
- Прочитайте инструкцию к упражнению, определите, что нужно сделать. (Рассмотреть рисунки. Назвать предметы. Назвать слова, в которых есть одинаковые звуки и выделить их.)
( шар, ложка, шарф, лодка)
- Назовите слова, в которых встретились одинаковые звуки. (Шар и шарф)
- Произнесите эти звуки ( [ ш ], [ а ], [ р ] или лодка и ложка [ л ], [ о ], [ к ], [ а ])
- Назовите слова, которые различаются одним звуком. (Ложка и лодка )
- Произнесите звуки, которыми различаются эти слова.
([ ш ], [ т ])
Вывод: Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем)
- Давайте проверим, правильный ли вывод мы сделали?
- Где будем проверять? (По учебнику)
- Прочитайте рубрику «Обратите внимание!» на с. 79
- Что такое буквы?
- Буквы это … (Это знаки письма)
- Договорите: Буквы мы …
Звуки мы …
- Не произносите звук вместо буквы и не называйте букву вместо звука!
5). Работа в парах и под руководством учителя со звуковыми и буквенными обозначениями слов в упр. 117.
- Что показывают квадратные скобки в записях слева? (Звуковую запись слова, транскрипцию). Значит, в левом столбике дана звуковая запись слов, а справа? - буквенная.
- Проговорите друг другу слова, произнесите по порядку звуки в каждом из этих слов, подумайте, в чём различие в записях одного и того же слова.
Проверка.
(в звуковой записи слова «ёлка» 5 звуков, т.к. буква «ё» обозначает 2 звука в начале слова, а буквы 4; в звуковой записи слова «мяч» буква «я» обозначает звук [ а] после мягкого согласного; в звуковом обозначении слова «гусь» мягкость согласного [с'] показана запятой в верхнем правом уголке, а в буквенной – буквой «ь»)
Вывод: - Одинаково ли произношение и написание слов? Совпадают ли звуковая и буквенная записи? (Нет, часто пишем не так, как слышим)
- Действительно, не всегда. Звуковая и буквенная записи могут совпадать, а могут не совпадать. И, как мы убедились, количество звуков и букв в слове может не совпадать
6). Зрительная гимнастика:
- Крепко зажмурились на пару секунд.
- Смотрим вверх, вниз, влево, вправо 2 раза.
- Закроем глаза, темнота 3 сек.
- Быстро моргаем минутку.
- Глаза закрыты, вращаем по кругу глазами туда и обратно.
- Откроем глаза, начнём заниматься.
6). № 118, Слайд № 17. Работа в парах со звуковыми записями слов.
-Посмотрите, чем интересны записи? (Это запись звуков)
- Да, это транскрипция.
- Прочитаем инструкцию к упражнению.
-Итак, что сначала выполним, а что потом? Произнесите звуки в разном темпе.
- Какие слова получились? (Лампа и роса)
- Теперь подумаем, совпадает ли написание этих слов с произношением? (Слово «лампа» - да , «роса»- нет , безударную гласную можно проверить, изменив форму слова «росы», на месте звука «а» будем писать букву «о»)
Вывод: - Мы опять убеждаемся в том, что звуковое и буквенное обозначение слов могут не совпадать.
7). Роль звуков и букв в лексическом значении слов .
Слайд № 19: Даны слова, замените в них:
- Гласную : дом -……, сыр - ….., кот - …..
- Согласную : ком -….., рак -….., уха -…..
Один учащийся работает у доски.
Результат работы оценивается учащимися.
Вывод: - Что заметили? (Заменив, одну букву изменилось слово, т.е. его лексическое значение).
- Прочитайте информационную рубрику «Обратите внимание» вверху на с. 80.
- Что можете добавить к сказанному?
(У каждой буквы есть лучший друг – это звук. Каждый звук в произносимом слове, и каждая буква в написанном слове имеет своё место! При замене одного звука в слове на другой, может поменяться его лексическое значение, или слово совсем не получится).
5. Итог.
-Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Как различать звуки и буквы?
- Упражнялись в правильном назывании звуков и букв?
- Учились распознавать условные обозначения звуков речи?
- А ещё мы учились заменять звуковую модель слова буквенной и наоборот
6. Рефлексия.
Ребята, изучение этой темы не завершается на этом уроке, мы продолжим говорить о звуках и буквах и на следующих уроках.
-Я положила вам на парты смайлики, нарисуйте смайлику то «настроение», с которым вы уйдёте с урока.
- Чья работа вам сегодня понравилась?
- Я хочу отметить тех, кто на нашем уроке был особенно внимателен, активен.
- Молодцы. Благодарю вас за работу. Ребята, вы были замечательными учениками. Спасибо за урок.
7. Д/з: с. 80 № 120 – рассмотреть.
*** Дополнительные творческие задания:
- Запиши слова буквами:
Слова в транскрипции:
[Рощ'а], [пасуда], [ужы], [шышка], [дуп], [мышы]
- Выполни звуковой разбор слов:
САД, КОНЬ, БЕЛКА
- Вы знаете, как важно, чтобы каждая буква стояла на своём месте. Давайте постараемся найти и вернуть на место заблудившуюся букву.
Сначала надо прочитать так, как написано, а потом исправить ошибку.
« Буква заблудилась»
1) Утром бабушка к рубашке
Прибивала мне кармашки.( пришивала)
2)Закричал охотник : «Ой!»
Двери гонятся за мной. ( звери)
3) Сели в ложку и –айда!
По реке туда-сюда. ( лодку)
4) Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. ( дочками)
5) Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку.( корку)
Молодцы, вы были внимательны и сумели помочь буквам вернуться на свои места.
6) Кто сумеет, кто готов здесь найти пятёрку слов?!
… очка М…шка
… очка м…шка
… очка м…шка
… очка м…шка
… очка м…шка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Систематический курс по русскому языку 4 класс (ФГОС) Автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Систематический курс составлен по УМК "Школа России". Его можно использовать для календарно-тематического планирования по русскому языку....
презентация " Именительный и винительный падежи" к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК "Школа России"
Презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК "Школа России" выполнена на основе "Поурочные разработки по русскому языку" 4 класс Т.И. Ситниковой и др....
презентация " Упражнения в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже" к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК "Школа России"
презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс Канакина В.П. Горецкий В.Г. УМК "Школа России" выполнена на основе пособия "Поурочные разработки по русскому языку 4 класс" Т.Н. Ситникова и др....
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Русский язык 2 класс В.П. Канакина В.Г.Горецкий УМК « Школа России»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕРусский язык 2 класс В.П. Канакина В.Г.Горецкий УМК « Школа России» при 5 дневной учебной неделе (4 часа в неделю)...
Рецензия на модифицированную программу по русскому языку 4 класс ( В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)
В работе представлен образе рецензии к модифицированной программе "Русский язык"....
Презентация Русский язык 4 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Школа России» 1 часть Проверь себя – стр. 143
Презентация к уроку русского языка 4 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий "Школа России" 1 часть "Проверь себя" - стр. 143...
Технологическая карта по русскому языку по теме "Общее представление о частях речи" (2 класс) УМК: «Школа России 2014», учебник Русского языка: 2 кл.: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий– Ч.2.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: формирование понятия «части речи»Задачи урокаДидактические:формировать у обучающихся понятие «части речи;формировать у...