Методическая разработка урока русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Юлия Алексеевна Антоненко

Разработка урока русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_urok_04.04.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

     

Конспект урока русского языка,

проведенного 04.04.2022 г. в 1 «Б» классе,

обучающейся 31 группы

Антоненко Юлией Алексеевной

Тема: «Русский алфавит, или азбука».

      Учитель   _________________ / О.Н. Кучеренко/                          

      Методист __________________/ О.В. Быкова/                          

      Оценка      __________________

2022г.

Тема: «Русский алфавит, или азбука».

Цель: создание условий для знакомства обучающихся с русским алфавитом и его значением.

Задачи:

Образовательная: дать представление о русском алфавите (азбуке), истории его создания; изучить и закрепить порядок букв в алфавите;

Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, мышление, внимание, память;

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка; аккуратность в работе.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке, правильно расставлять слова по алфавиту.

Метапредметные:

Познавательные: будут ориентироваться в своей системе знаний, отвечать на вопросы, выполнять задания;

Коммуникативные: научатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;

Регулятивные: научатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Личностные: будут выражать положительное отношения к учебному процессу; уважительно относиться к мнению собеседника, проявлять терпения и доброжелательность в процессе обучения.

Материально-техническое обеспечение: Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 1 класс, 1 часть «Школа России», раздаточный материал (карточки с именами), проектор, интерактивная доска.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мобилизующий этап.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Алексеевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Моё внимание растёт. Память моя крепка. Я готов к работе. Открывайте глаза».

Приветствуют учителя.

Повторяют за учителем.

II. Актуализация знаний.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Соблюдайте правильную посадку за партой.

1. Чистописание.

Пропишите индивидуально в тетрадях строчку чистописания, соблюдая наклон, высоту букв.

2. Словарная работа

- Догадайтесь, какое словарное слово зашифровано?

ВРПХОРОШОСЧГ (хорошо)

- Давайте произнесем слово, поставим ударение.

Посмотрите на правильное написание слова.

Есть ли разница в написании и произношении?

Можно ли проверить написание слова?

Запишите с начала строки «Словарь» и поставьте двоеточие, давайте запишем новое слово с маленькой буквы (пишу на доске).

Давайте прочитаем слово, поставим ударение (вызвать ученика к доске), подчеркнем орфограмму. Запомните в этом слове написание сочетания -оро-. Составьте предложения с новым словом.

- Отгадайте загадку.

Если у тебя

С пятерками дневник,

Значит ты -

Примерный...(ученик)

- Давайте произнесем слово, поставим ударение.

Посмотрите на правильное написание слова.

Есть ли разница в написании и произношении слова? Можем ли мы проверить написание слова?

Давайте запишем слово.

Прочитайте слово и поставьте ударение, подчеркните орфограмму, это опасное место, правописание необходимо запомнить. Составьте предложение с новыми словами. (записать 1 на доске) Подчеркните главные члены предложения. «Ученик хорошо учится»

- Посмотрите на картинку, кто же изображен здесь? (ученица)

Давайте произнесем слово, поставим ударение. Посмотрите на правильное написание слова. Есть ли разница в написании и произношении слова? Можем ли мы проверить написание слова? Давайте запишем слово. Прочитайте слово и поставьте ударение. Подчеркните букву, написание которой мы должны запомнить. Давайте составим предложение с новым словом. (записать 1 на доске) Подчеркните главные члены предложения. «Ученица хорошо читает»

Записывают число, классная работа. Прописывают строчку чистописания.

Отвечают на вопросы.

Записывают словарные слова, подчеркивают орфограммы, ставят ударение. Составляют предложения и словосочетания.

III. Постановка цели и задач урока.

- Отгадайте загадку.

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Алфавит)

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

- Верно, тема урока «Русский алфавит, или азбука».

- Какие мы поставим цели урока?

- Верно. Мы сегодня должны повторить названия всех русских букв, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.

Отгадывают загадку. Определяют тему и цели урока.

IV. Первичное усвоение новых знаний (открытие новых знаний).

-Что такое алфавит?

Прочитайте правило на стр. 52 про себя, затем вызвать ученика. Кто может рассказать правило, как запомнил?

(Алфавит – все буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет свое строго определенное место и свое название. Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке).

Отвечают на вопросы.

Читают правило.

V. Первичная проверка понимания

1. Устная коллективная работа

Упр. 1, стр. 52

- Прочитайте первое задание. (вызвать одного ученика прочитать)

- Давайте прочитаем буквы все вместе.

- Теперь первую строчку прочитает первый ряд, вторую строчку второй ряд, третью строчку третий ряд, четвертую и пятую строчку все вместе.

2. Работа в парах

Упр.2, стр. 53

- Прочитайте второе задание. (Назови по порядку все буквы русского алфавита и ответь на вопросы)

- Назовите по порядку все буквы друг другу по очереди.

3. Блиц-опрос

- Кто прочитает первый вопрос?

1. Сколько всего букв в русском алфавите? (33)

- Кто прочитает второй вопрос? Кто ответит на вопрос?

2. Для чего нужны буквы? (буквы нужны, чтобы записывать слова, читать эти слова)

- Кто прочитает третий вопрос?

3. Какие две буквы не обозначают звуков?

(твердый (ъ) и мягкий (ь) знак)

Читают буквы.

Выполняют задание в парах.

Отвечают на вопросы.

VI. Первичное закрепление.

1. Чтение странички для любознательных

- Я вам сейчас прочитаю. Слушайте внимательно, затем я проверю, кто запомнил лучше всего.

- Из какого языка пришло к нам слово алфавит? (из греческого)

- От названия каких двух букв образовано слово алфавит? (альфа и вита)

- Из какого языка пришло к нам слово азбука? (старославянского)

- От названия каких двух букв образовано слово азбука? (азъ и буки)

Физкультминутка

Мы топаем ногами

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

2. Текстуальное списывание

Упр. 3, стр. 53

Прочитайте задание. Кто прочитает задание всем?

- Какой знак стоит в конце предложения? (восклицательный)

- Кто прочитает выразительно предложение?

Запишите в тетрадях упр. 3 с красной строки, спишите предложение с начала строки.

- Какой второй вопрос в этом задании?

(Как ты думаешь, почему надо уметь хорошо читать?)

- Ответьте на вопрос. (Надо уметь хорошо читать, чтобы узнавать много нового и интересного, становиться умнее, учиться правильно разговаривать и выражать свои мысли и чувства)

3. Игра «Кто внимательный?»

Упр. 4, стр. 54

У нас перепутались буквы. Давайте определим, кто же самый внимательный. Итак, первый вопрос:

1. Каких букв здесь нет? (Ё, Х)

2. Какие буквы «перепутали» свои места?

(К и Л, С и Т, Ш и Щ, Ъ и Ь). 

4. Проблемный вопрос

Упр. 5, стр. 54

Прочитайте задание.

Давайте все вместе назовем буквы. (или индивидуально)

Задание 1. Догадайся, почему они спускаются на разных парашютиках. (Буквы объединены в группы в зависимости от того, как произносятся их названия)

Прочитайте второе задание.

5. Самостоятельная работа

2. Запиши буквы любой группы, располагая их в алфавитном порядке.

(запишите самостоятельно в тетради)

Упр. 6, стр. 55

Прочитайте задание. Кто прочитает текст?

Прочитайте первый вопрос к тексту.

1. Кто неверно произнес буквы? Назовите эти буквы правильно.

Прочитайте второе задание к тексту.

2. Напиши имена двух «учеников» по алфавиту. (найдите в тексте и выпишите самостоятельно) (спросить несколько учеников, какие имена они написали)

6. Работа в парах

На парте у каждого есть карточки с именами, в парах расположите эти карточки с именами детей по алфавиту.

7. Игра «Угадай слово». 

Вам необходимо будет собрать слова из букв.

Во время этой игры можно пользоваться Алфавитом на стр. 52.  (записывают буквы)

Итак, первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой «Л», вторая – перед буквой «П», третья – перед «Т», четвёртая – перед «Б». (коса)

Первая буквы этого слова стоит в алфавите перед «Е», вторая – перед «П», третья – «Н». (дом)

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед «С», вторая – перед мягким знаком, третья – перед «В», четвертая – перед «Б». (рыба)

Слушают, отвечают на вопросы.

Выполняют физкультминутку.

Выполняют упражнение.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание самостоятельно.

Выполняют задание в парах.

Угадывают слова.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подведем итоги нашего урока.

Какая была тема урока? Какие мы ставили цели? (Должны были с вами повторить названия всех букв русского алфавита, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит)

Достигли ли мы поставленных целей?

- Что такое алфавит?

- Сколько букв в русском алфавите?

Рефлексия «Лестница успеха»

- Если на уроке вам было неинтересно, у вас не получалось выполнять задания, вы не довольны своей работой нарисуйте человечка на первой, самой низкой ступеньке.

- Если на уроке вам было интересно, вы выполняли все задания, но возникали трудности, нарисуйте человечка на второй ступеньке.

- Если на уроке вам было интересно, у вас получалось выполнять задания, вы довольны своей работой нарисуйте человечка на третьей самой высокой ступеньке.

Урок окончен!

Подводят итоги урока, отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....