Отчёт о работе по самообразованию учителя начальных классов Хлапониной Е. О.
статья по русскому языку (4 класс)
В статье представлен отчёт о работе по самообразованию учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hlaponina.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт о работе по теме самообразования учителя
Хлапониной Екатерины Олеговны.
Тема: «Развитие памяти младших школьников, как условие их успешности при написании диктантов»
Актуальность: в век цифровых технологий современный ребёнок вынужден воспринимать и запоминать огромное количество и информации. Дети уже начиная с детского дошкольного учреждения пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Сначала для игры, затем в школе для учебы, многие школьные предметы используют электронные учебники и другие цифровые инструменты для того, чтобы материал стал более красочным, увлекательным. Мультимедийные способы подачи материала наступают на учебный процесс. Все направлено на повышение познавательной мотивации ученика. А также для того, что расширить возможности такого психического процесса, как память. Известно, что объём кратковременной памяти напрямую влияет на качество написания текстов под диктовку.
Цель: использование методик по развитию памяти младших школьников для повышения успешности при написании диктантов.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования памяти младших школьников.
- Выявить особенности развития памяти младших школьников.
- Подбор методик по развитию памяти младших школьников
Память человека тренируется и развивается всю жизнь, у ребёнка младших классов этот процесс проходит очень эффективно в деятельности, особенно в учебной. Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет ее от всякой другой. Уже в первом классе у детей появляется необходимость что-то запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п.
Мнемическая деятельность на протяжении младшего школьного возраста становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания является овладение приёмами и способами запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана, рассматривание и повторение материала при расчленении его на части и др.).
Исследовательскую работу я проводила в течении полугода на своём 4 классе. Класс довольно сильный в учебном плане. По уровню восприятия учебного материла в коллективе имеется 4 отличницы и большую часть составляют хорошисты. Учеников, имеющие тройки в четверти в классе всего 3 человека.
Для качественного определения исходных показателей памяти обучающихся класса была выбрана методика «Изучение логической и механической памяти», которая помогла определить какой процент детей запоминает материал путём заучивания, а какой – путём осмысленного чтения и ассоциаций. Ведь второй вариант гораздо продуктивнее и эффективнее для повышения уровня успеваемости. Оказалось, что используют смысловую память для запоминания материала 62% детей. Механическую память подключают 46% учеников. Хоть и больший процент осмысленно подходит к изучению и запоминанию учебной программы, процент детей, которые просто заучивают текст путём многократных повторений тоже не мал. Но второй подход не сулит качественного понимания и запоминания, что потом непосредственно скажется на качестве образования в целом.
На протяжении полугода в разных интерпретациях 2 раза в неделю мы с детьми выполняли упражнение «Вспомни и нарисуй». Это задание способствовало развитию визуализации, что помогло в запоминании сложного материала. Упражнение «Запиши текст по памяти». В силу своего возраста, а также личностных особенностей восприятия, дети запоминают словосочетания по отдельным словам. Такое действие очень осложняет быстрое и грамотное написание текста под диктовку.
Со временем большинство детей стали себе диктовать при списывании текстов упражнений фрагмент предложение по 1-2 слова. Им стало легче держать в кратковременной памяти несколько слов, связанных по смыслу, одновременно.
В конце полугодия был проведён итоговый срез, написан довольно непростой диктант. Результаты не могли не радовать. 2/3 учеников имели за диктант отметки 5 и 4.
Подводя итог, хочется отметить, что цели и задачи исследования достигнуты. Продуктивное использование методик по развитию памяти младших школьников повлекло за собой повышение успешности при написании диктантов.
Использованные источники:
1. https://studme.org/419454/psihologiya/osobennosti_pamyati_mladshih_shkolnikov_diagnostika
2. Психология младшего школьника [Электронный ресурс] : учебнометодическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха,
С. А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018 – 1 электрон. опт.
3. https://cspsid-pechatniki.ru/raznoe/diagnostika-pamyati-mladshix-shkolnikov-metodiki-diagnostika-pamyati-mladshix-shkolnikov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о работе методического объединения учителей начальных классов.
Итоги работы методического объединения за 2011-2012 учебный год....
План работы по самообразованию учителя начальных классов
Тема по самообразованию:«Использование ИКТ в деятельности учителя начальных классов».Цели: 1) повышение качества учебного процесса; ...
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов по теме "Развитие креативности и интеллекта младших школьников в условиях перехода на новые стандарты"...
Индивидуальный план работы по самообразованию учителя начальных классов
Перед учителями современной школы стоят задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся, подготовки высокообразованной личности, спосо...
Отчёт по работе районного МО учителей начальных классов за 2021-2022 учебный год
Отчёт по работе районного МО учителей начальных классов за 2021-2022 учебный год...
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Нестеровой Веры Андреевны.
Данный документ содержит материал о результатах самообразования учителя начальных классов Нестеровой В. А. в 4 "Б" классе за 2021-2022 учебный год....
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Татарниковой Татьяны Викторовны
Данный документ содержит материал о результатах самообразования учителя начальных классов Татарниковой Т.В. в 4 "Г" классе за 2021-2022 учебный год....