Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Пишем письма"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Работа проводится в 4 классе на уроках закрепления изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_pishem_pisma_4_klass.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока русский язык и окр.мир 4 класс
Тема: " Пишем письма"
Задачи:1)Образовательные:
- обогащение представлений детей о письме как разновидности текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности;
- расширить исторические знания детей;
- обогащать словарный запас;
- учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию;
2) Развивающие:- способствовать формированию навыков работы с информацией и способами её представления;- развивать устную и письменную речь учащихся;
- содействовать формированию умения работать в группе;
3) Воспитательные:- воспитание культуры письменной речи, доброжелательности во взаимоотношениях с другими людьми;- воспитывать чувства ответственности, самостоятельности;
- воспитывать любовь к предмету «Русский язык» через актуальность его использования в жизни;
Ход урока
1. Вызов
У меня в сундучке лежит один предмет. Что это, вы узнаете, если внимательно послушаете легенду.
Перенесёмся в далёкое прошлое.
В давние времена подарки дарили с тайным умыслом. Однажды персидскому царю принесли подарки от вождей другой страны. Вот они: птица, мышь, лягушка и стрелы. Задумался царь, что обозначают эти предметы?
- Неужели они решили сдаться нам? Мышь обитает в земле, лягушка в воде, а птица в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, и вместе со стрелами свою храбрость и силу!
А мудрец, услышав это толкование, опечалился.
А мудрец, услышав это толкование, опечалился и сказал, что, скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озёра, то погибнете под ударами наших стрел.
Мудрец и царь по-разному поняли смысл подарков.
В древности люди обменивались информацией, посылая разные предметы. Это получалось не особенно понятно. И постепенно люди стали использовать то, что лежит сейчас в сундучке. ( С помощью этого люди передают информацию на расстоянии)
- Вы догадались, что находится в сундучке? (письмо)
- С какой целью люди пишут письма?
Правильно! С помощью писем люди общаются друг с другом на расстоянии, сообщают друг другу новости, рассказывают о своей жизни, поддерживают в трудные минуты, разделяют радость.
Письма сокращают расстоянии, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека.
Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой?
Воспользуйтесь опорными словами.
Узнать......... Повторить ......................... Учиться........................
Чтобы достичь поставленных задач предлагаю вам поработать в группах.
Вспомним правила работы в группах. У каждой группы на цветных листах напечатано задание.
Результат работы каждой группы вы представите через несколько минут. Приступайте к выполнению
2. Самостоятельная работа.
Задание для 1 группы Оформите страничку толкового словаря по теме « Письмо»
Для этого необходимо в толковых словарях найти лексическое значение следующих слов: эпистолярный, письмо, адресат, адрес, конверт, индекс. Запишите значение слов на приготовленных карточках. Используйте фломастеры. Наклейте на большой лист ваши карточки.
Учитель: В XXI веке эпистолярный жанр утратил былую популярность. Сегодня люди редко отправляют друг другу рукописные письма. На смену обычной почте пришла электронная.
Конечно, новейшие технологии в миллионы раз быстрее… Но согласитесь, от близких людей гораздо приятнее получать именно рукописные письма, позволит увидеть почерк дорогого человека, ощутить настроение, которое владело им во время написания послания.
Задание для 2 группы Давайте вспомним план написания почтового письма. На листе хаотично размещены этапы написания письма. Вам нужно собрать план написания письма и наклеить на большой лист. Запишите ПЛАН
- Данные отправителя.
- Адрес получателя
- Вступительное обращение
- Основной текст
- Заключение
- Подпись отправителя , дата написания письма
- Почтовый адрес отправителя
Задание для 3 группы
Прочитайте интересные факты. Составьте схему о способах передачи информации в разные времена. Можно дорисовать картинки к схеме. Оформите схему на альбомном листе.
Схема Название схемы
Каменный век Древние времена Средневековье Настоящее время 1. 1. 1. 1. 2. 2. 2. 2. 3. 3. 3. 3. 4. |
Давайте совершим небольшую экскурсию в прошлое и вспомним, как доставлялись письма. История обмена известиями начинается с Каменного века. Раньше информация передавалась дымом костров. Поднимаются над холмами столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. Язык этот понятен многим племенам индейцев. Информацию можно было передать ударами в сигнальные барабаны. И много еще способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты (язык цветов – очень древнее изобретение). В Древней Персии почтовая связь была налажена очень хорошо. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому. Эта была так называемая эстафетная почта. В Древнем Китае почтовые гонцы были пешими.
В Средние века почту людям доставляли голуби. Хороший почтарь может пролететь 3000 км и развивать скорость до 140 км/ ч, быстрее автобуса в 2 раза. Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если её увезти на значительное расстояние. Когда Париж, столица Франции, была в осаде, голубей высылали за пределы города на воздушных шарах. В этом городе была открыта "Голубиная почта". За заслуги перед городом почтовому голубю был установлен памятник. В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Было это так. Лодка не смогла оторваться от дна, тогда экипаж выпустил на поверхность пару голубей в маленькой капсуле. Голубь погиб. А голубка добралась до базы, экипаж был спасен. Во время Великой Отечественной войны голуби доставляли за одни сутки около 85 донесений. Сегодня почтовые голуби тоже используются: в Англии голуби доставляют донорскую кровь в пробирках, минуя все пробки. В Бельгии голуби доставляют сверхсекретную информацию на чипах. Во время проведения больших мероприятий голубю поручают отнести фотоплёнки.
Издавна люди пользовались бутылочной почтой. Потерпевшие кораблекрушения посылали сигнал помощи.Бутылки с записками должны были быть выброшены на берег , послание найдено и прочитано людьми.Бутылочная почта существует и сегодня. Ею часто пользуются рекламные фирмы, которые запечатывают в бутылки рекламу своих товаров. В России в 17 в. почту доставлял ямщик на тройке лошадей. В настоящее время письма доставляют при помощи транспортных средств: машинами, самолётами, поездами.
Учитель:
“Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути...”
Сегодня мы опускаем письмо в почтовый ящик, но так было не всегда. Как путешествовало, передавалось сообщение в далёком прошлом?
Задание для 4 группыВыбери из предложенных правила написания письма. Полученные правила наклейте на большой белый лист.
Правила написания письма:
- Пиши ясно, просто, сжато.
- Пиши очень подробно, много фактов, чувств, событий из твоей жизни
- Не пиши дурного.
- Пиши все что ты думаешь о своём адресате, всё что тебе в нём не нравится
- Не пиши письмо в плохом настроении.
- Можешь прочитать все письма, которые есть у твоих родителей
- Если ты зол и рассержен, сразу можешь написать письмо
- Не читай чужих писем.
- Пиши разборчивым почерком.
- Когда пишешь письмо можно не стараться, твой друг и так сможет разобрать
- Не задерживай ответа.
- Можно написать письмо не торопясь, даже несколько месяцев ответ может подождать
- Пиши грамотно.
- Не обязательно писать грамотно, может адресат тоже не знает все правила русского языка
Задание для 5 группы
Прочитайте текст " Какие бывают письма "
На приготовленном листе напишите название каждого вида. Приготовьтесь рассказать одноклассникам о видах писем.
……………………………………………письмо существует для того, чтобы Вы могли в письменной форме отблагодарить человека за оказанную им помощь, выразить свою признательность. По объёму …………………………………………… письмо довольно невелико.
Письмо-……………………………………………….. служит для того, чтобы напомнить человеку о невыполненном обязательстве, о забытом долге и т.п. Пишется оно в максимально вежливой манере. Письмо-…………………………………………..непременно должно быть запечатано, чтобы ненароком не поставить получателя в неприятное положение перед другими людьми.
Письмо-………………………………………… пишут в том случае, если действительно осознают свою вину и раскаиваются в содеянном. Оно должно быть написано от сердца, вежливо и тактично.
Письмо-…………………………………………. пишется немедленно по получении скорбных вестей. Если Вы не успели его отправить вовремя, не посылайте вовсе: не следует лишний раз напоминать людям об их горе. По объёму письмо-…………………………………………. должно быть небольшим. Писать его следует от души, искренно.
В ………………………………………………письме рассказывается о событиях, впечатлениях. Количество страниц не ограничивается.
Письмо-…………………………………………………относится к деловым письмам. Оно составляется от предприятия, организации по причине юбилея, Дня рождения, повышения по службе и т.д. Оно может быть составлено как на фирменном бланке компании, так и на любой разноцветной бумаге либо открытке.
Благодарственное письмо
Письмо-напоминание
Письмо-извинение
Письмо-соболезнование
Письмо-поздравление
Личное письмо
3. Представление проектов.
Учитель: Интересно, кто является отправителем письма, которое у меня в сундучке?
Оно есть и в вашем учебнике на с.4. Прочитайте его.
- Кто является отправителем этого письма?
Я предлагаю вам попробовать написать письмо авторам учебника, где вы ответите на их вопросы, выскажете свои пожелания и предложения. В процессе работы вы можете обратиться за помощью к карточке-помощнице.( на парте)
4. Написание письма авторам учебника.
Меня зовут..
Я учусь.................
Наиболее интересными ..........................
Я испытываю трудности .........................….
Я предлагаю...........................
Мне хотелось бы ................................
Желаю вам ...............................................
Рефлексия.
Кто желает прочитать своё письмо? Возьмите оценочный лист. Оцените свою работу на уроке. Поставьте галочку рядом с теми высказываниями, которые характеризуют результат вашей работы.
Лист самооценки
Я успешно работал (а) на уроке. Я узнал(а) новое. Я смогу применить полученные знания в жизни.
Многое осталось непонятным. ( дети опускают письма в почтовый ящик)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в рамках здоровьесберегающей технологии.
Расширению познавательного интереса учащихся, формированию устойчивой положительной мотивации к обучению способствуют приёмы интегрированного обучения. Научить детей бы...
Открытый интегрированный урок русского языка и окружающего мира
2 класс "Безударная гласная в корне слова. Обобщение. Весна в природе" 4 четверть, школа 2100....
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Виды текстов. Дикие и домашние животные".
Ребята познакомятся с различными видами текста, научатся их распозновать. Вспомнят, что они знают о диких и домашних животных....
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Эволюция человека. Эволюция письма"
На уроке дети знакомятся с тем, как происходила эволюция человека. На основе ассоциаций - приходят в выводу о том, что больше всего в процессе развития человека развивался человеческий мозг, где образ...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. "Письмо". 4 класс УМК "Перспектива"
Интегрированный урок по теме "Письмо" позволяет повторить структуру и типы писем, познакомить с этикой письма, дать представление о значении писем времён Великой Отечественной войны, актуализировать и...
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Определение падежей имен существительных" Девиз урока: "Судьба планеты - наша общая судьба"
Урок посвящен Году экологии...
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»
Цель урока: обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. Задачи урока:развивающие формировать умение оценивать свои учебные дей...