Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. "Письмо". 4 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Интегрированный урок по теме "Письмо" позволяет повторить структуру и типы писем, познакомить с этикой письма, дать представление о значении писем времён Великой Отечественной войны, актуализировать имеющиеся читательские навыки, знания и умения, совершенствовать монологическую речь учащихся .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_lit.chteniya_i_russk.yazyka_pismo_4_kl.docx | 29.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературного чтения и русского языка
УМК «Перспектива», 4 класс
ГБОУ лицей № 273 имени Л.Ю.Гладышевой
Колпинского района Санкт-Петербурга
Тема: Письмо. / Е.Благинина «Папе на фронт»
Учитель: С.В.Каменская
- Повторить структуру и типы писем. Познакомить с этикой письма.
- Дать представление о значении писем времен Великой Отечественной войны.
- Актуализировать имеющиеся читательские навыки, знания и умения, полученные на уроках литературного чтения.
- Совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;
- Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.
Ход у рока
- Организационный момент
- Речевая разминка и чистописание
- Самостоятельное чтение отрывка из стихотворения Олега Попова «Письмо»( жужжащее чтение).
- Весёлое или серьёзное? Темп чтения быстрый, средний или медленный?
2. Чтение отрывка с усилением голоса на строчках с «жирным» шрифтом.
3. Выразительное чтение.
4. Работа с текстом.
- Как бы вы назвали стихотворение?
-Запишите с красной строки как автор называет письмо сына.
(послание, талисман) /Талисман – предмет, приносящий счастье и удачу его обладателю./
- Запишите строки, выражающие главную мысль.
/ Взаимопроверка выполнения задания/
- Могло ли простое письмо на войне сотворить такое чудо?...
-Действительно, письмо может поддержать человека в трудную минуту, когда у него нет возможности быть рядом со своими близкими и дорогими людьми.
3. Самоопределение темы и задач урока
- Как вы думаете о чём мы будем сегодня говорить. (Тема на слайде).
-Определите задачи урока. (Обобщение на слайде).
- Научиться правильно писать письма.
- Познакомиться с литературными произведениями, посвящёнными теме.
- Узнать как выглядели и как доставлялись фронтовые письма.
4. Актуализация знаний о правилах письма
1.Обсудите в паре, какие правила написания письма существуют.
(Проверка и обобщение на слайде)
2.Запись в тетрадь примеров обращений.( Проверка).
3. Работа в группах. Знакомство с этикой письма.
Прочитайте и обсудите в группах этические правила.
- Что оказалось для вас новым? ...
5. Работа по теме урока
1) Солдатский треугольник
- Вы упомянули, что по правилам этики нельзя читать чужие письма, но в годы войны всё было иначе.
Письма, приходившие с фронта, читались вслух всем членам семьи, соседям, знакомым и незнакомым, потому что это были минуты настоящего счастья знать, что твой сын, муж, отец, брат жив, что наша армия держит оборону и бьёт фашиста на русской земле.
Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.
Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.(показ письма) Доставляли письма полевые почтальоны. Они же забирали у солдат письма родным.
Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма эти были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях.
2) Беседа по картине А. Лактионова «Письмо с фронта» с.83
В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов показал жизнь советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, картина буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.… Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.
3) Слушание письма с фронта.
- Я предлагаю вам послушать одно из таких писем.
– Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами, десятилетиями.
4) Чтение детских писем на фронт и стихотворения Е.Благининой «Папе на фронт»
- Сегодня будем читать отрывок из стихотворения Е.Благининой.
Прочитайте название.
- От чьего лица пойдёт повествование?
- О чём могли писать на фронт дети?
Чтение детских писем заранее подготовленными детьми, если хватает времени).
Письмо пионерки Дины отцу Гани Бикбову, г. Ишимбай:
«Папа, мы учимся хорошо. Когда приходит письмо от тебя, радуемся. Читаем с мамой. Потом в школе. Ребята слушают. Некоторые уже не получают писем. Папы погибли.
Мама работает много. Не только в школе.
В нашем городе нефть отправляют на фронт. Учительница требует, учитесь на «отлично» и «хорошо». Если я получаю хорошие оценки, значит, пуля по врагу. Мальчишки не верят. Я верю. Учительница меня хвалит».
Фазулла Брялин – брату Ибрагиму:
«Брат мой любимый, письма от тебя идут. Мама заставляет читать много раз. Потом я пишу ответ. На этой неделе с мамой ходили в Магнитку (г. Магнитогорск – прим.), продавали ягоды, ещё что-то. Хотели увидеть папу, сказали, на заводе. Он не может приходить домой. Мы еду оставляем в бараке. Но папа живёт в цеху. Сказали, что папа, как на войне. Делает всё, что надо фронту. Мы классом собирали колосья в поле.
Бейте немцев. Скорее бы кончилась война».
- Что узнали из этих писем?
Чтение стихотворения про себя, вслух.
- Какие чувства вызвали эти строки?
-Во что хочется верить, читая письмо?
5) Слушание аудиозаписи образцового чтения стихотворения.
6. Закрепление знаний
- Ребята, на фронт бойцам порой приходили письма от совсем незнакомых людей. Случалось, что у солдата дома погибла вся семья.
Школьники военных лет писали письма на фронт, чтобы поддержать боевой дух воинов.
Напишите письмо на фронт от школьников военного Ленинграда.
Слушание писем.
7. Рефлексия
Закончи фразу:
Сегодня на уроке я узнал…
На уроке я понял …
После сегодняшнего урока мне захотелось…
8. Итог урока
– Сегодня вы познакомились с фронтовыми письмами. Как вы думаете, каково значение писем военных лет? Почему во многих семьях они хранятся до сих пор?
– Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности. Они помогали выжить в нечеловеческих условиях, отвечали на вечные и бесконечные жизненные вопросы.
- В Волгограде на Солдатском поле есть памятник солдатскому треугольнику. Это письмо с фронта от отца любимой черноглазой Миле – памятник доблести и безграничной любви к Родине простого русского солдата.
Распечатка для детей:
Олег Попов
_______________________
Трёхлетний сын отцу послал
На фронт своё письмо.
Не зная букв – нарисовал
Послание своё.
Порой висела жизнь бойца
На тонком волоске,
Но то письмо, как талисман,
Хранил он в вещмешке.
От взрывов делалось темно,
Но лишь огонь стихал,
Отец сыновнее письмо
В который раз «читал».
И видел он родимый дом
На берегу реки,
А в чистом небе голубом
Кружили голубки.
Друзей немало полегло
В кромешном том аду...
Письмо ребёнка помогло
Живым пройти войну.
Этика письма
- Необходимо отвечать на все полученные письма.
- Ответ на письмо не следует писать сразу же: надо всё хорошенько обдумать, но нельзя слишком затягивать с письмом: рискуете испортить отношения с адресатом.
- Если Вам нечего написать адресанту в ответ, следует послать ему почтовую открытку, чтобы он знал, что его письмо успешно доставлено.
- Личную переписку необходимо хранить в недоступном для посторонних месте.
- Если Вы набрали письмо на компьютере, следует добавить подпись или финальную строчку своим почерком.
- Напечатанная подпись свидетельствует о невоспитанности человека. Ни в коем случае так не делайте!
- Даже личное письмо обязательно должно быть композиционно выстроенным.
- Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходимо тщательно проверить.
- Писать письмо надо тогда, когда Вы пребываете в хорошем расположении духа. Недопустимо отправлять письма, содержащие гневные высказывания или ироничные намёки.
- Писать анонимные письма неприлично.
- Если требуется сделать какое-то отвлечённое замечание или дополнение к письму, следует поставить перед ним обозначение PS (post skriptum). В конце этого дополнения необходимо указать свои инициалы.
- Рукописное письмо следует писать разборчивым почерком, чтобы не огорчать и не злить адресата.
- Личные письма следует писать тогда, когда Вы находитесь в одиночестве.
- Читать чужие письма без разрешения адресата или адресанта неприемлемо.
- Недопустимо вскрывать конверт с письмом, которое не Вам адресовано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"
Мудрость сказок А. С. Пушкина неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 3 классе.М. М. Пришвин. « Моя Родина». ( Из воспоминаний.) Род и число имён существительных.
План-конспект интегрированного урока литературного чтения и русского языка УМК "Школа России"....
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).
Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова». Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения.2 класс
Тема. С. Есенин "Берёза". Упражнение в проверке безударных гласных.Цель:способствовать уточнению знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки, формированию умений обосновыва...
Презентации к интегрированному уроку русского языка и литературного чтения. 1 класс
Презентации к интегрированному уроку русского языка и литературного чтения. 1 класс...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения 3 класс
Тема урока: Однородные члены предложения в сказках А.С. Пушкина...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Текст. Русская народная сказка "Теремок" 2 класс
Урок проведен на районном семинаре педагогов...