Открытый урок русского языка по теме : " Синонимы и антонимы."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Сформировала умения распознавать и различать синонимы и антонимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
3 класс
Тема : « Синонимы и антонимы.»
Цель: расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений.
Задачи:
- дать представления о разнообразии слов с точки зрения их лексического значения; о синонимах и наличии в их значениях общего; об антонимах и наличии в их значениях пртивоположного;
- развивать умения осознанно выбирать слова в речи, учитывая их значение;
- повторить сведения о слове, его лексическом значении;
- прививать чувство восхищения богатством русского языка, позволяющего делать речь точной, живой и образной.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока:
1.Мотивационный этап урока.
Учитель: Здравствуйте! Ребята, я очень рада видеть вас.
Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!
( Дети здороваются с учителем и гостями)
Учитель: -Садитесь ребята.
2. Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
Учитель: — Назовите букву, которая стоит между _________ .
- Правильно! Что знаете об этой букве?
- Назовите слова на эту букву. Молоды!!!!
- Откроем тетради и медленно пропишем эту букву.
- Какие слоги будем писать ? Какое соединение букв?
- Запишите число и классная работа.
Словарная работа.
Учитель: Отгадайте мои загадки, слова отгадки запишите в тетрадь.
- Летом серым я бываю,
Про морозы забываю.
Ты, дружок, меня узнай-ка:
Длинноухий робкий… (заяц)
- Ствол белеет,
шапочка зеленеет,
стоит в белой одёжке,
свесив серёжки….(берёза)
- Весной повисло -
Все лето кисло;
А сладким стало -
На землю упало… ( яблоко)
- Стеклянный сосуд
На цилиндр похож.
Компот ты в него
Из кувшина нальёшь….( стакан)
- Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке…( кисть)
Учитель: - Что объединяет все эти слова ? ( они словарные)
- Найдите , лишнее слово. ( Кисть)
- Почему оно лишнее? ( Многозначное)
- Что такое многозначное слово?
- Что такое однозначное слово?
- Что такое лексическое значение слова?
-Где можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре)
-Напомните мне тему предыдущего урока.
3. Самоопределение деятельности. Постановка целей и задачи урока.
( 1 слайд)
Учитель: Прочитайте предложение со слайда.
Из пушистых ёлок выпрыгнул заяц. ( повеств., невоскл.,прост.,распрост.)
Работа над предложением:
Учитель: -Дайте характеристику предложению.
- По цели высказывания предложение какое. ( повествовательное)
- По интонации какое оно? ( невосклицательное)
- По наличию главных членов предложение какое? ( простое)
- Докажите почему оно простое .( одна грамматическая основа)
- Назовите подлежащее и сказуемое, подчеркните их в предложении.
- По наличию второстепенных членов предложение какое? ( распростаренное)
Учитель: - Выпишите словосочетания из предложения.
- Словосочетание из чего состоит? ( из главного слова и зависимого)
- Главное слово обозначьте крестиком.
Заяц ( какой?) пушистый.
Выглянул (откуда?) из ёлок.
Учитель: Как по-другому можно назвать зайца? ( Беляк, косой, грызун, беляк, зайчишка др.)
Учитель: - Правильно!
( 2 слайд)
Учитель: - Какими качествами обладает заяц ? ( Трусливый, быстрый, добрый)
- К слову трусливый назовите противоположное слово . ( Храбрый)
- К слову добрый назовите противоположное слово. ( Злой)
- Посмотрите на слайд и скажите , как называются слова , которые близкие по значению?
( СИНОНИМЫ)
- Слова которые противоположные по значению? (АНТОНИМЫ)
- Какая тема урока? ( 3 слайд)
- Какие цели поставим перед собой на уроке?
4. Работа по теме:
( 4 слайд)
Учитель: - Откройте учебник нас стр. 42 и прочитайте правило.
Работа над правилом.
Учитель: - Что узнали из правила?
- Приведите примеры синонимов.
- Приведите примеры антонимов.
-Прочитайте правило про себя и постарайтесь запомнить его.
(Дети читают и запоминают правило.)
Учитель: - У кого есть желание рассказать полностью правило?
Учитель: Молодцы! Ваши глазки устали, давайте проведем гимнастику для глаз.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Учитель: Прошу всех , следить за направлением моего карандаша.
Учитель: стр. 42 упр.68 ( письменно)
Физ.минутка
« Запрещенное движение»
стр. 42 упр.69 ( письменно)
Резерв:
Самостоятельно выполняют упражнение.
Учитель: Прочитайте задание.
Стр. 44 упр.73 ( письменно)
Учитель: Упражнение будете выполнять по вариантам.
1 вариант – 1, 2 предложение пишет.
С моря дул холодный ветер.
В синем небе ярко сияют звёзды.
Учитель: Дети , которые сидят на 1 варианте в 1 предложении подчеркнуть главные члены и выписать словосочетания.
2 вариант – 3, 4 предложение пишет.
Стояло знойное лето.
По улице промчалась пожарная машина.
Учитель: Дети , которые сидят на 2 варианте в 1 предложении подчеркнуть главные члены и выписать словосочетания.
4. Итоги.
Учитель: - Назовите тему урока. Что нового открыли для себя?
- Что было интересным?
-Где возникли трудности?
- Рефлексия.
Учитель: Ребята, оцените свою работу на уроке.
* Кто считает, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и можете помочь другим - хлопните в ладоши 3 раза.
* Кто считает, что научился находить антонимы и можете помочь другим - хлопните в ладоши 2 раза.
* Кто считает, что было трудно на уроке - лопните в ладоши один раз..
Домашнее задание: стр. 42 правило наизусть, стр.44 упр.74 выполнять по заданию.
Учитель:
И вот прощальная игра…..
Наш урок заканчивать пора,
Мы все надеемся, что с ним
Вы стали немножечко умней.
Узнал ты много слов смешных,
И много всяких всячин.
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово: «Высоко»,
А ты ответишь: … (Низко).
Скажу я слово: «Далеко»,
А ты ответишь: …(Близко).
Скажу я слово: «Потерял»,
Ответишь ты: … (Нашёл) .
Скажу тебе я слово: «Трус»,
Ответишь ты: …(Храбрец).
Теперь: «Начало», я скажу,
Ты отвечай ….(Конец!)
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для нас он зря.
Все вы очень постарались.
Вам понравилось, друзья? (ДА)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка по теме "Синонимы и антонимы"
Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка по теме "Синонимы и антонимы" (2-3 класс)...
Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы". 3 класс.
Урок проведён в предверии Дня Космонавтики, поэтому все задания урока связаны с данной темой....
урок русского языка по теме" Синонимы и антонимы"
открытый урок по русскому языку проведённый на городском семинаре городского МО учителей и получивший высокую оценку ( урок дан в соответствии с ФГОС второго поколения по прогр...
Открытый урок русского языка по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы"
Открытый урок русского языка в 4 классе...
Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы. Обобщение знаний", 2 класс, УМК "Школа России".
Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы. Обобщение знаний", 2 класс, УМК "Школа России"....
Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы".
В данном конспекте дан подробный ход урока к теме "Синонимы и антонимы"....
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Синонимы и антонимы"
На данном уроке учащиеся научатся распознавать синонимы и антонимы в тексте, в речи; самостоятельно приводить примеры синонимов и антонимов....