"Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению"
материал по русскому языку (2 класс)

Кравцова Наталия Алексеевна

Урок с использованием межпредметных связей (русский язык + чтение). В содержание урока фрагментарно включен материал по творчеству И.А.Крылова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Технологическая карта  урока

по русскому языку во 2 классе

 « Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению»

(УМК «Школа России»)

Кравцова Наталия Алексеевна,

учитель начальных классов

                                                                                                       

Предметная область: Русский язык, 2 класс.

УМК: «Школа России».

Тип урока: Урок освоения новых знаний

Тема:  Имена прилагательные,  близкие и противоположные по значению.

Цель: формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

 Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • положительное отношение к языковой деятельности;
  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем,  сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
  • иметь представление о синонимах и антонимах;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
  • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи.

Оборудование урока: медиапроектор, презентация к уроку, карточки для самостоятельной работы, цветные карандаши  для оценки деятельности, таблицы по теме.  

Список используемой литературы:

  1. «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2017
  2. «Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2018
  3. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2012
  4. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения
  5. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
  6. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
  7. «Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация  к учебной деятельности

Прозвенел звонок для нас,

Все мы дружно вошли  в класс.

Класс наш светлый и уютный,

Хорошо мы в нём живём!

Улыбнёмся же друг другу

И урок скорей начнём!

Учитель читает стихотворение, желает удачи в предстоящей работе

- А чтобы работа на уроке   стала успешной, «поздоровайтесь ладошками»,  посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу  удачи.

Ребята, узнали  вы этих литературных персонажей?

Какой была Стрекоза в басне? А Муравей?

Давайте поможем  Стрекозе стать трудолюбивой. Покажем ей, как надо работать.

Дети настраиваются на урок.

-Да, это Стрекоза и Муравей из басни И.А.Крылова.

- Ленивой, а Муравей -трудолюбивым.

Дети читают девиз урока: «Труд человека кормит, а лень портит».

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

Личностные: положительное отношение к языковой деятельности;

заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;

2

Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Задание:

Вставь пропущенные буквы, назови орфограмму.

Мален.кий,  крич…ть, з.мля, сне., душ..стый, м.розит, п…хучий , б.льшой.

Чистописание:

Запишите  слова: ленивая, трудолюбивый.

Как называются такие слова?

Посмотрите на слайд. Я прошу вас выполнить задание.  Ваша задача -прочитать слово, определить,  какая пропущена орфограмма.

Дети выполняют чистописание слов ленивая, трудолюбивый.

-Антонимы.

 

Дети работают по цепочке по плану: читают слово, называют букву, которая пропущена, объясняют её написание, называют орфограмму.

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное формулирование цели.

Предметные: определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;

3

Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

Задание 2:

Распределите все слова по частям речи.

 

 

Давайте распределим все слова по частям речи. Какие части речи вы знаете?

 

Назовите прилагательные. Что вы заметили?

 А  как называются слова, противоположные по смыслу?

А близкие по смыслу?

Назовите тему нашего урока

Назовите цель нашего урока.

 Что нам нужно сделать для этого?

Правильно, сегодня мы поговорим о  прилагательных, близких и противоположных по значению.

Дети повторяют знания о частях речи, распределяют слова по столбикам.

На доске таблица:

 

Имя сущ

Имя прил

Глагол

Взаимопроверка.

 Прилагательные противоположные по смыслу.  

Антонимы.

Синонимы.

Слова близкие и противоположные по  значению.

Выяснить, какие прилагательные близкие и противоположные по значению.

Ответы детей. Учиться подбирать к прилагательным синонимы и антонимы. Выполнять различные упражнения.  

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Физкультминутка

А теперь давайте отдохнём. (Физкультминутка о прилагательных)

Повторяйте за мной и показывайте:

Высокий- низкий, далекий-близкий, широкий-узкий, веселый-грустный.   Мы назвали с вами … (прилагательные -антонимы).

 

4

Первичное закрепление во внешней речи

 Упр.155 учебника

Задание для работы в парах:

  1. Подберите синонимы к прилагательным:

Смешной-

Жёлтый-

Ласковый-

Добрый-

2)    Подберите антонимы к прилагательным, характеризующим героев басен И.А.Крылова:

Моська маленькая, а Слон –

Ягнёнок слабый, а Волк –

Лисица умная, а Ворона-

Стрекоза ленивая, а Муравей –

 Выполним упр. 155 стр. 90

Читаем задание.

Найдите в каждом предложении противоположные по смыслу имена прилагательные. Как вы думаете, с какой целью они употреблены в этих предложениях?

Какие признаки могут обозначать имена прилагательные?

Учитель объясняет задание, даёт возможность воспользоваться словарём синонимов в конце учебника с.140

Учитель называет басни И.А.Крылова: «Слон и Моська», «Волк и Ягнёнок», «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей».

Учитель объясняет задание, даёт возможность воспользоваться словарём антонимов  в конце учебника с.141

 Дети выполняют по одному на доске. Объясняют пропущенные орфограммы.

Дети высказывают свои мнения.

Это сравнение двух предметов.

Вкус, форму, размер, качества людей и животных

Дети выполняют задания в парах, проверяют.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

Предметные: подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

5

Вторичное закрепление самостоятельно выполненного практического задания с самопроверкой.

Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации (по уровню сложности)

 Задание для 1 группы учащихся:

Замени прилагательные антонимами: лёгкая задача, мелкий пруд, старый дом, слабый голос.

Задание для 2 группы:

К данным словам подбери синонимы: хлопок, нефть и уголь, вагон  метро, телевизор.

Слова для справок: голубой экспресс, чёрное золото, белое золото, голубой экран.

   

Учитель предлагает выполнить задания с последующей самопроверкой

 

Дети выполняют задания с последующей самопроверкой

 

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование

Предметные: подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

6

Проверка знаний

Укажите противоположное по смыслу слово:

трусливый

а) слабый
б) смелый
в) спокойный 
г) озорной

широкий

а) длинный
б) узкий
в) продолговатый
г) высокий

Укажите близкие по смыслу слова:

известный

а) мудрый
б) знаменитый
в) добрый
г) интересный

отличный

а) плохой
б) умный
в) хороший
г) высокий

 

Учитель предлагает выполнить тест.

 

Дети выполняют тест с последующей взаимопроверкой

Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.

Личностные:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

7

Рефлексия

Оцените свою деятельность

Представьте, что вы раскрашиваете рисунок.  Возьмите  жёлтый карандаш  те, кто всё понял, ему было интересно. Зелёный - если возникали затруднения, красный - если ничего не понятно.

Будем надеяться, что мы сегодня  своим примером очень помогли Стрекозе и научили её быть трудолюбивой.

Подведём итог урока: выскажите своё мнение, начав предложение словами: «Сегодня я узнал…», «Было интересно…»,  «Сегодня у меня не получилось…» и т.д.

Дети оценивают свою деятельность.

Дети принимают в подарок от учителя _ раскраску  «Стрекоза».

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание

8

Домашнее задание:

упр. 156 с. 91

Учитель задаёт домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению», 2 класс Презентация выполнена учителем начальных классов Кравцовой Н.А.

Слайд 2

«Труд человека кормит, а лень портит»

Слайд 4

Задание Вставь пропущенные буквы, назови орфограмму. Мален.кий , крич.ть , з.мля , сне., душ.стый , м.розит , п.хучий , б.льшой .

Слайд 5

Задание Раздели слова по частям речи Мален ь кий, крич а ть, з е мля, сне г , душ и стый, м о розит, п а хучий, б о льшой. Имя существительное Имя прилагательное Глагол

Слайд 6

Проверка по образцу Имя существительное Имя прилагательное Глагол земля Душистый, пахучий кричать снег большой морозит маленький

Слайд 7

Задание Упражнение 155 стр. 90

Слайд 9

Басни И.А.Крылова «Слон и Моська» «Волк и Ягнёнок» «Ворона и Лисица» «Стрекоза и Муравей»

Слайд 10

Работа в парах Подберите синонимы к прилагательным: Смешной - Жёлтый- Ласковый - Добрый - с.140-141 Подберите антонимы к прилагательным: Моська маленькая, а Слон – Ягнёнок слабый, а Волк – Лисица умная, а Ворона- Стрекоза ленивая, а Муравей –

Слайд 11

Взаимопроверка Смешной- забавный Жёлтый- золотой Ласковый- нежный Добрый - сердечный Моська маленькая, а Слон – большой Ягнёнок слабый, а Волк – сильный Лисица умная, а Ворона- глупая Стрекоза ленивая, а Муравей – трудолюбивый

Слайд 12

Самостоятельная работа Задание для группы учащихся: Замени прилагательные антонимами: лёгкая задача, мелкий пруд, старый дом, слабый голос. К данным словам подбери синонимы : хлопок, нефть и уголь, вагон метро, телевизор. Слова для справок : голубой экспресс, чёрное золото, белое золото, голубой экран.

Слайд 13

Самопроверка лёгкая задача- трудная задача мелкий пруд – глубокий пруд старый дом – новый дом слабый голос – сильный голос хлопок - белое золото нефть и уголь - чёрное золото вагон метро - голубой экспресс телевизор - голубой экран

Слайд 14

Проверка знаний Укажите противоположное по смыслу слово: 1)Трусливый а) слабый б) смелый в) спокойный г) озорной 2)широкий а) длинный б) узкий в) продолговатый г) высокий

Слайд 15

Проверка знаний Укажите близкие по смыслу слова: 3)известный а) мудрый б) знаменитый в) добрый г) интересный 4)отличный а) плохой б) умный в) хороший г) высокий

Слайд 16

Проверь себя Б 2) Б 3) Б 4) В

Слайд 18

Упражнение 156 с.91 Успехов в обучении!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу

Данная презентация к уроку русского языка может использоваться во 2-3-4 классах по любой программе. Целью является развитие умения распознавать и правильно употреблять имена прилагательные. Помощникам...

конспект урока по русскому языку на тему: "Имена прилагательные близкие и противоположные по значению"

Цели: 1.     Совершенствовать навык отличать прилагательные близкие и противоположные по значению.2.     Познакомить с понятием синоним и антоним.3....

Урок русского языка во 2 классе. Тема: « Прилагательные близкие и противоположные по значению».

Урок русского языка во 2 классе. Тема: « Прилагательные близкие и противоположные по значению»....

Урок русского языка во втором классе по теме"Прилагательные, близкие и противоположные по значению"

Цели:   Формирование представления о прилагательных-синонимах и антонимах и их роли в речи.Задачи: Обучающие:научить подбирать   к существительным имена прилагательные близкие...

Технологическая карта урока русский язык. Тема: Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению.

Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи....

Урок русского языка во 2 классе "Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению".

На уроке формируется умение распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи, а также умение подбирать к именам существительным имена прилагательные, близкие и противоположные по значению....