Имя собственное
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шигапова Эльмира Нуриаздановна

Русский язык, 1 класс, УМК «Перспектива»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс, УМК

Русский язык, 1 класс, УМК «Перспектива»

Тема урока

Имя собственное

Цель  урока

Научить детей видеть имена собственные и писать их с большой буквы.

Тип урока.

Урок открытия нового знания (№1)

4.

Ожидаемый учебный результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

научатся:

- отличать имена собственные от других слов

- оформлять имена собственные на письме,

Личностные умения:

- формировать принятие социальной роли обучающегося;

- проявлять готовность и способность к саморазвитию;

- развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

- проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость.

Познавательные умения:

- использовать общие приёмы решения задач

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Регулятивные умения:

- сличать способ действия;

- развивать умение правильно строить предложения;

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные умения:

- формулировать свои затруднения;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

- формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Л. Ф. Климанова. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс.

Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Русский язык»

Компьютер

Проектор

Экран

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс

Педагогические технологии

Здоровьесберегающие, проблемный  диалог, ИКТ.

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка и контроль

Мотивация.

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности)

1.У нас на уроке гости. Пожалуйста, повернитесь к гостям и поприветствуйте их, подарите им вашу улыбку, ведь именно улыбка дарит хорошее настроение.

Какое у вас настроение? Нарисуйте на рабочих листах своё настроение

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

 Все ль на месте, все ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки? (слайд 1)

- Напишем в тетрадях сегодняшнее число.

2. Чистописание.  (слайд 2)

Догадайтесь, какую букву мы будем писать:

- Зайчик вышел из домика с буквой Ё. В конце своего пути он попал с домик с буквой Я.  В каких домиках он побывал, если знаем, что зайчик прыгает наискосок через дорожку? (Ё, Ю, Е, Я)

- Что вы знаете об этих буквах? Какие они?

- Что вы знаете о буквах, в чьих домиках зайчик не был?

- Какая еще буква гласного звука  указывает на мягкость согласного? (И)

- Напишем красиво в тетрадях: (слайд 3)

       И и имя Илья Ирина

3.Словарная работа.

- Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

                          Столица, Москва, учитель, русский.

Проверим сами свою работу. (слайд 4)

- Гласные. Обозначают 2 звука, показывают на мяг. согласных.

-И.

Рисуют своё настроение на рабочих листах. (солнышко, тучка)

! – я молодец, написал правильно и красиво;  

  + - хорошо, но есть ошибки и исправления.

                       

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д.)

Проектирование вариантов работы над выявленными и  возможными  затруднениями

- Как вы думаете, к кому  из вас я обращаюсь, когда говорю слова «мальчик», «девочка», «ученик», «школьник», «подруга»…

 -Как же быть, чтобы человек понял, что обращаются конкретно к нему, а не к кому – то другому?

- Слов, которыми называют человека много, но имя, отчество и фамилия принадлежат только ему.

- Как вы думаете, как называются слова, которые принадлежат какому- то конкретному человеку?

- Эти слова принадлежат собственно конкретно кому- то, или чему-то.

- Вот почему каждое из этих слов так и назвали…. «собственное имя».

- ПОПРОБУЙТЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ УРОКА. 

(слайд 5)

 Имя собственное  (щелчок)

- О ЧЕМ БУДЕМ ГОВОРИТЬ?

 - Какая будет цель урока?

Не понять.

-Назвать его по имени, а взрослого человека по имени  и отчеству, по фамилии.

………????

 

собственное имя

Учиться писать имена собственные.

Открытие нового (знания, способа действия) 

Работа по учебнику Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ

Обсуждение (возможно в парах, группах) Формулирование вариантов выводов. Обобщение.

ФИЗМИНУТКА.

-Скажите, а какие слова мы отнесём к именам собственным?

- Да, имя и фамилия принадлежит только одному человеку.               (СД- 1 отрезок)

1. Имена имеют свою историю. Наши предки называли своих детей не так, как современные люди. Часто когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за маленький рост. Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз).

Очень легко понять, что они значат, Владимир – владеет миром, Людмила – людям милая, Светлана – светлая.

Есть имена, пришедшие к нам из греческого, латинского языков. В этих языках у имён тоже есть значения.

-Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает ваше имя? 

- Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша - Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.

- Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам.

- Как пишутся имена?

- И все эти слова пишутся с заглавной буквы. Так повелось из уважения к каждому человеку.

- Кто такие тёзки? Есть ли у нас в классе тёзки?

А как быть, если в классе есть тёзки?

2.Да, фамилии тоже имена собственные. (СД -2 отрезок)

 – Фамилия – это общее имя членов одной семьи. Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно?

– В русском языке многие фамилии образовались от имен. Антон- Антонов, Иван-…., Пётр-…

- Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.

Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин.

- Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. - Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов.

- Подумайте, какая из фамилий возникла из названий: (слайд 6)

3.– Постепенно у наших предков появились отчества. Как образуется отчество? (СД -4 отрезок)

4. - А какие еще есть имена собственные вы узнаете, поработав в группах.

 Работать будете по плану (слайд 7)

1. Прочитать предложение.

2. Объяснить значение выделенных слов.

3. Сформулировать правило написания.

4. Выбрать отвечающего.

1 группа.  Моя фамилия Смирнов. Моё имя Николай. Моё отчество Петрович.

С большой буквы пишут ……………………………………………

2 группа.  У собаки кличка Дружок. У кошки кличка Барсик. У попугая кличка Кеша.

С большой буквы пишут ……………………………………………

3 группа. Я живу в городе  Нижнекамск. Рядом протекает река Кама.

С большой буквы пишут ……………………………………………

4 группа. Название нашей страны Россия. Главный город нашей страны Москва.

С большой буквы пишут ……………………………………………

5 группа. Я живу на улице Мира.

С большой буквы пишут ……………………………………………

6 группа. Я знаю планеты: Земля, Марс, Юпитер.

С большой буквы пишут ……………………………………………

7 группа. Летом мы отдыхаем в деревне Сосновка. Там прекрасная природа!

С большой буквы пишут ……………………………………………

- Какие слова относятся к именам собственным? (слайд 8) 

(Дети вместе с учителем читают) Крепят на доску.

-имена, отчеств, фамилии людей

- клички животных

- названия городов, сел, деревень

- названия улиц

- названия рек, озер,  морей…

- названия стран

- названия планет

- Как они записаны?

-Давайте хором перечитаем правило письма, которое выделено в рамке. (слайд 9)  и стр.23 учебника

1. Для глаз (слайды 10-19)

2. Если я назову слово, которое пишется с маленькой буквы- руки на пояс, если слово пишется с большой буквы- руки вверх.

Новосибирск, река, Москва, страна, кошка, Мурка, обезьянка, Филя, собака, Булька, улица, Челюскинцев, Иванова.

Имя, фамилия

Ответы учащихся

(Саша, Женя, Валя)

С заглавной буквы

По фамилиям

Иванов, Петров

Оно означает имя по отцу, т.е. к имени ребенка добавляется имя отца, указывающее, чьим сыном или дочерью он является.

Называют…..

С заглавной буквы

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Творческие задания

Диагностические задания на осознание и понимание нового

Включение будущего нового материала

1. Работа в парах - Перед вами пары слов, необходимо выбрать нужную букву. (слайд 20)

девочка (М, м)аша

фамилия (П, п)етрова

собака (Ш, ш)арик

корова (З, з)орька

- Почему нужно написать эти слова с заглавной буквы?

- О чём мы всегда должны помнить?

2. -Упр. 42, с. 22-23 (слайд 21)  

- Мы видим умного совёнка, значит это упражнение повышенной сложности. Начнём выполнять вместе, а продолжите самостоятельно.

- Прочитайте задание шёпотом.

- Что нужно сделать?

- Сколько ребят играют в мяч?

- Значит, сколько имён нужно придумать?

- Прочитаем первый вопрос.

- Как ответим на вопрос, используя имена детей?

- Запишем в тетради: Упр. 42.

- Какие правила записи предложений вспомним?

(Запись предложения с комментированием у доски)

- Подчеркните заглавную букву в именах детей, потому что это опасное место.

Это имена собственные

Всегда пишутся с заглавной буквы

(трое, одна девочка и двое мальчиков)

-Кто играет в мяч?

(Ира, Миша и Коля играют в мяч.)

Проверка по образцу на доске.

Самооценка:

 ! –  я молодец, написал правильно и красиво;                                               + - хорошо, но есть ошибки и исправления.

Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Подведение итогов.

- Чтобы проверить чему, вы сегодня научились, предлагаю вам выполнить сейчас небольшой тест.

(У каждого ученика  задания напечатаны на листочках).

- Отметить знаком «+» слова, которые надо писать с большой буквы. (слайд 22)  

Ж /жираф                                

Н/никита                              

+

М/марс                                  

+

П/петров                              

+

Б/брат                                    

Б/барсик                              

+

-Поменяйтесь листочками.  Проверим работу друг- друга по образцу на доске.(слайд 23)  

 

- Какой секрет русского языка мы сегодня открыли? (слайд 24)   - Вспомните цель нашего урока.

- Чему учились на уроке?

- Мы с вами хорошо поработали. Свои Ф. И.

 Оцените свою работу на уроке. Щелчок.(слайд 24)  

«Светофор»:

красный – я понял тему и не сделал ни одной ошибки;

жёлтый – ещё немного ошибаюсь;

зелёный- мне нужно стараться

Учиться писать имена собственные.

Собственные имена пишутся с большой буквы.

Самооценка:

! – я молодец,  всё выполнил верно;    + - ещё ошибаюсь.

Проверка по образцу на доске.

Взаимопроверка.

Работа по учебнику (самостоятельно)

Упр. 40, с. 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс Русский язык Тема: Имя собственное. Правописание имен собственных

Предметная область: Русский языкКласс: 1Тема: Имя собственное. Правописание имен собственных Тип урока: ОНЗ...

Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Урок русского языка 1 класс. УМК "Школа 21века" Тема: Имена собственные, правописание собственных имен"

Цель урока: создать условия для формирования системы знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных. На уроке используется презентация....