Что такое текст-РАССУЖДЕНИЕ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_tekst-rassuzhdenie.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 «А»  классе   (УМК «Школа России»)

Дата проведения: 22.04.22

Тема

Что такое текст-рассуждение?

Педагогическая цель

Дать представление о тексте-рассуждении.

Тип урока

Открытие новых знаний.

Планируемые результаты (предметные)

Развитие умения отличать текст-рассуждение от других видов текста.; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Личностные результаты

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции

- способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные:

- формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;

- добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной речи;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- освоение способа решения проблемного поискового характера.

Основные понятия и термины

Текст-рассуждение

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Учебник русского языка 2 класс 2 часть, презентация.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

 Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята!

Вот звонок нам дал сигнал:

поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

-Желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.

- Проверьте вашу готовность к уроку. На парте у вас должны лежать учебник Русский язык, рабочая тетрадь, пенал и дневник.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

II. Минутка чистописания

Цель: совершенствовать начертание букв и их соединений

Пальчиковая гимнастика

Оформление рабочей страницы в тетради

- А теперь выполним пальчиковую гимнастику:

        На двери висит замок.
        Кто его открыть бы смог? (Соединить пальцы рук в замок.)
        Потянули… (Пальцы сцеплены в замок,
        дети тянут руки в стороны.)
        Покрутили… (Волнообразные движения кистями рук.)
        Постучали… (Пальцы сцеплены в замок,
        дети стучат ладошками друг об дружку.)
        И открыли! (Пальцы разъединили.)

- Откройте тетради, запишите число, Классная работа.

Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради.

Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь.

Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами

-Посмотрите на доску, что вы видите? (буквосочетания мо, ма)

- Назовите виды соединения между буквами в буквосочетании мо, ма? (среднее)

- На новой рабочей строке запишите эти слоги, чередуя их до конца рабочей строки, соблюдая расстояние и наклон.

- Посмотрите на следующую строчку.

- На ней записаны слова.

- Прочитайте их. (море, маска)

- Запишите эти слова на следующей рабочей строке, соблюдая расстояние и наклон.

Демонстрирует каллиграфическое письмо на доске.

Контролирует выполнение работы по образцу. Указывает на типичные ошибки в написании букв

Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия.

Словарная работа

(закрепление ранее изученных словарных слов.)

Графический диктант.

-Вам нужно выписать только непроверяемую гласную букву.

Мебель, дорога, жёлтый, снегирь, мороз, коньки, урожай.

Ответ: Е, О, Е, Е, О, О, О.

Формулирует учебную задачу

определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически.

Орфографическая минутка.

-Спишите, исправляя ошибки.

Город орел-родина моей Мамы. Хищная птица-Орел. У никиты Черный карандаш. Летом я купался в черном море. По небу плывет Белое облако. В белом море много рыбы.

-Какие правила повторили?

-Какие слова пишутся с большой буквы?

Определяет учебную задачу и контролирует ее и выполнение всеми учениками.

Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала)

-Молодцы! Ваша задача, определить к какому

виду относится текст.

-Кто прочитает первый текст? ( У меня есть пес. Его зовут Бобик. Он просто красавец: шерсть у него серая, лохматая, грудь белая, ушки мягкие, как пух. Мордочка у пса будто улыбается, и всегда язык на сторону висит.)

-Как называется этот текст? (описание)Почему вы так решили?

-Найдите в этом тексте местоимение.

-Кто прочитает второй текст? ( У Пети был пес Вихляйка. Мальчик часто гулял со своим другом . Однажды во время прогулки Вихляйка нашел зайчонка. Петя принес его домой. Щенок и зайчонок каждый день играли во дворе.

-Как называется этот текст? (повествование)

-Почему вы так решили?

-Молодцы! Верно.

-Кто прочитает третий текст? ( Сова – действительно уникальная птица.

Многое у неё не так, как у других птиц. Оба глаза «на лице» вместе, а не по бокам. Она может легко повернуть голову на 180 градусов.

Летает бесшумно. Видит одинаково хорошо и днем, и ночью.

В общем, не птица, а чудо!)

-Какой это текст?

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию.

Выполняют учебные действия под руководством учителя.

Определение темы и задач урока

-Чтобы ответить какой это текст, открываем

страницу 105 и читаем сверху. «Что такое

текст-рассуждение?» это тема нашего урока.

-Какие цели мы с вами поставим?

-находить главную мысль текста и выделять

части текста.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи.

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач.

IV.Изучение нового материала

Цель:  обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Учебник стр.105 упр.180

-Посмотрите на упражнение 180 Читаем

задание. Прочитаем текст еще раз.

-Как вы думаете, на какие части можно

разделить этот текст?

-Верно! Зачитываем 1 часть.

-О чем говорится в этой части?

-Какая мысль высказывается в этой части?

-Читаем 2 часть. Что объясняется и

доказывается в это части?

-Читаем 3 часть. Какой вывод в 3 части

заключен? Молодцы!

-Итак ребята, какова главная мысль текста? В

каком предложении она заключена?

-Определите значение слова Уникальная в

толковом словаре учебника на стр.138.

-Какие доказательства приводит автор для подтверждения главной мысли?

-В каком предложении дан вывод и авторская

оценка птице?

-Какой вопрос можно задать к данному тексту?

-Правильно, именно в этом главное отличие

текста-рассуждения от других текстов.

-Отлично, у нас внизу 105 страницы есть

подсказка, давайте ее прочитаем.

Молодцы! Всем понятно?

Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала, подводит учащихся к выводам, обобщает.

Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание

Учебник стр.106 упр.181

-Открываем страницу 106, смотрим на 181

упражнение. Кто прочитает задание?

-Кто прочитает 1 предложение?

ответ на вопрос: Потому что слово Москва –

это название города.)

2 Потому что подорожник придорожная трава.

3 Так как «Он» это местоимение, а «Пенал»

это существительное.

4 Потому что слово «мороз» можно

проверить словом – морозы.( все ответы на

экране)

-Ребята, с какого слова начинается каждый

вопрос? Какое слово вы употребите, отвечая на

эти вопросы?

-Давайте с вами прочитаем еще одну

подсказку.

-Ребята, а какой у нас текст получился?

Найдите в тексте местоимения.

-Молодцы, отлично!

Ставит учебную задачу, задает вопросы по содержанию правила,

Читают правило про себя, вслух, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

Учебник стр.106 упр.182

Работа с текстом

-Смотрим на упражнение №182

-Кто прочитает задание?

-Какая тема текста?

-Что автор хочет вам сказать?

-Выделите в тексте части.

-Докажите, что это текст рассуждение.

-О чем говориться в 1 части? Давайте

обратимся к нашей подсказке на 105 странице.

Всё правильно!

-О чем говориться в 2 части?

-О чем говориться в 3 части?

-Молодцы!

-Молодцы. Запишите текст в тетрадь, каждую

часть записывайте с красной строки

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу.

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

ФИЗМИНУТКА

-Теперь немного отдохнем. Встаньте из-за парт.

Мелкие шажки-раз два три.

Легкие прыжки-раз два три.

Вот и вся зарядка-раз два три.

Мягкая посадка-раз два три.

Осуществляет профилактику утомляемости.

Осуществляют профилактику утомляемости.

V.Закрепление изученного

Цель: систематизировать знания учащихся, закрепить ранее изученный материал.

Стр.97 упр.167

-Посмотрите на слайд.

-Запишите текст в тетрадь, каждую часть

нужно записывать с красной строки. Списывая

текст, обратите внимание на выделенные

орфограммы.

-Давайте проговорим с вами, какие

орфограммы мы можем встретить.

-Отлично, приступаем к работе. У вас 10

минут.

-Закончили работу, обмениваемся с соседом

тетрадями, берем в руки ручку зеленого цвета

и начинаем проверять упражнение.

Правильный образец на экране

Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечивает их коррекцию.

Демонстрируют достижение планируемых результатов обучения.

VI.Итог урока

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Обобщающая беседа

-Ребята, так какую же мы изучали с вами тему? (текст-рассуждение)

-  Давайте повторим, что такое текст-рассуждение?

-Сколько частей в тексте-рассуждении?

-Какие цели урока мы с вами сегодня ставили?

-Каких достигли?

Задает вопросы, подводит итог урока.

Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока.

Домашнее задание

- Запишите домашнее задание, повторить правило, стр.106 упражнение 181+ Правило

Нужно выбрать один из вопросов,

составить к нему текст-рассуждение и записать

его в тетрадь.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

Слушают учителя, записывают в дневниках домашнее задание.

Рефлексия,

выставление оценок

-Продолжите предложение

На уроке я узнал….

Мне на уроке удалось…

Мне было трудно…

Самым интересным на уроке было….

-Мне очень понравилось сегодня с вами работать. До свидания.

Побуждает детей к самостоятельному оцениванию на уроке.

Оценивают свою деятельность на уроке. Самостоятельно подводят итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что такое текст – рассуждение?»

Предмет: Русский языкКласс:2вТема урока: «Что такое текст – рассуждение?»Цели урока: Создание условий для проявления познавательной активности учащихся в получении знаний о новом типе текста – рассужд...

Что такое текст-рассуждение?

Презентация к уроку на тему: "Что такое текст - рассуждение?"....

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. "Что такое текст-рассуждение?"

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. "Что такое текст-рассуждение?"...

Технологическая карта по русскому языку на тему: «Что такое текст-рассуждение?» 2 класс

Цели деятельности: ознакомление с текстом – рассуждение; развитие умения отличать его от других видов текста.Планируемые результатыПредметные:Знать: чем отличается текст-рассуждение от других ви...

Конспект урока русского языка «Что такое текст – рассуждение?» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о понятии текст-рассуждение, его отличительных признаках.Планируемые результаты:Предметные:уметь определять вид текста (описание, по...

Русский язык "Что такое текст-рассуждение?"

Цели  деятельности  учителя:  формирование  понятия  о  тексте-рассуждении,  его  характеристиках;  развитие  коммуникативных навыков; создание у...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"

Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....