Что такое текст повествование Какова в нем роль глаголов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_tekst_povestvovanie_kakova_v_nem_rol_glagolov.docx | 35.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 «В» классе (УМК «Школа России») Дата проведения: 1.04.21 | |
Тема | Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов? |
Педагогическая цель | Формировать первоначальное представление о тексте- повествовании; познакомить учащихся с ролью глаголов в тексте-повествовании. |
Тип урока | Изучение нового |
Планируемые результаты (предметные) | Знают и умеют как распознавать текст-повествование, отвечают на вопросы по содержанию текста; Представляют какую роль играют глаголы в тексте-повествовании |
Личностные результаты | Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке ;высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные: ориентироваться в учебнике, тетради; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Основные понятия и термины | Текст-повествование |
Методы, формы работы | Фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Учебник русского языка 3 класс , автор (В.П.Канакина,В.Г.Горецкий ) Ч2, компьютер, м /м презентация; оценочный лист, дидактические материалы. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Васильевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. -Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение. А наш урок мы начнем с вами с аккуратности и трудолюбия. - Приготовили свое рабочее место, откройте тетради, запишите число, классная работа -Обратите внимание правильно ли вы сидите при письме? Правильно ли держите ручку? -Не забываем, что сидеть вы должны ровно, спины держать прямо, упираясь в спинку стула, между вами и партой должен помещаться один кулачок, руки лежат на партах, ноги ровно стоят на полу. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Минутка чистописания (5-7) | 1.Пальчиковая гимнастика 2. Оформление рабочей страницы в тетради | -Урок начинаем с минутки чистописания. Но для начала проведем пальчиковую гимнастику. Рыбки плавали, ныряли В чистой тёпленькой воде ( сложить пальцы щепоткой, совершать волнообразные движения всей рукой). То сожмутся ( очень плотно сжать пальцы) Разожмутся (растопырить пальцы в стороны) То зароются в песке. ( сложить пальцы вместе и поочерёдно совершать движения руками, как будто раскапываете песок). - Пальчики мы размяли, а теперь приступим к письму. - Отступите от последней работы 2 строчки. Посередине строки запишите число – «Первое апреля». На следующей рабочей строке напишите «классная работа». Не забывайте, что в слове «классная» - удвоенная буква «эс», в слове «работа» в первом слоге необходимо запомнить непроверяемую гласная «а» | Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради | Повторяют дывижения за учителем, оформляют тетрадь |
3. Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами | - Назовите буквы, написание которых мы будем повторять. (Заглавная буква К в соединении со строчной к). - Не будем забывать о правилах посадки: спина касается спинки стула, между животом и партой помещается кулак, ноги под партой под прямым углом, а руки сложены на парте. - Пропишите заглавную букву К в соединении со строчной к до середины рабочей строки. Обратите внимание, что при написании заглавной буквы К начинаем писать чуть ниже середины широкой строки,, строчную букву к начинаем писать с верхней линии рабочей строки, также при написании не забывайте, что буквы находятся под наклоном, соблюдаем расстояние между буквами. -Что написано на следующей строке? (слоги и буквосочетания) - Какие слоги имеют верхнее соединение?(ку) - Какие слоги имеют среднее соединение? (ка ке) -Какие слоги имеют нижнее соединение? (кя) - С середины рабочей строки запишите эти буквосочетания до конца рабочей строки. - При письме обратите внимание на соединения между буквами, параллельность элементов и наклон. - Теперь на следующей строчке запишите слова: килограмм Киров кровать | Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске. Контролирует выполнение работы по образцу. | Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия. | |
3. Словарная работа (обобщение изуч., знакомство с новым словом) | -Ребята, а сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов. ( хорошо, до свидания, ужин, тарелка, молоко, посуда) - Я буду диктовать вам слова, ваша задача записать слово правильно, поставить ударение и подчеркнуть ту букву, которую необходимо запомнить. - Запишите слово Словарь, поставьте двоеточие и запишите слова. Помните, что после двоеточия слова пишутся с маленькой буквы - Приготовитесь меня внимательно слушать: хорошо, до свидания, ужин, тарелка, молоко, посуда - Проведём проверку. - Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы написали словарные слова. Сл.1 .Словарь: хорошо, до свидания, ужин, тарелка, молоко, посуда. -Прочитайте слово на слайде. ( календарь) - Что такое календарь? (Способ счисления дней в году таблица или книжка с перечнем всех дней в году.) - Сколько слогов в слове календарь (в слове желать 3 слога) - Произнесите слово орфоэпический «календарь», как вы его слышите. - Произнесите слово орфографически «календарь», как вы его будете писать. - Одинаково ли произносится и пишется слово «календарь»? - На какой слог падает ударение? (3 слог) - В каком слоге можно допустить ошибку? (в первом) - Какую букву в этом слоге необходимо запомнить? (гласную безударную а) - Можно ли проверить написание этой буквы, путём подбора проверочного слова? (Нет, это слово надо запомнить) Дети записывают слово и подчёркивают орфограмму, ставят ударение) Вывод: в слове «календарь» ударение падает на гласный звук «а» в третьем слоге. В первом слоге необходимо запомнить безударную гласную непроверяемую букву а. -Поставьте запятую и запишите это слово в словарь, подчеркните орфограмму, поставьте ударение. | Определяет целевую установку, профодит орфографическую и лексическую работу с новым сл.словом | Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически; Читают новое сл. Слово, определяют его лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания и предложения с новым слов.словом. | |
4. Работа с предложением (синт. разбор) | - Посмотрите на доску, прочитайте предложение. Я желаю вам хорошей работы - Запишите это предложение в тетрадь с комментированием. - Найдите грамматическую основу предложения. - Что такое грамматическая основа? (Грамматическая основа - это подлежащее и сказуемое). - О чём говорится в предложении? (В предложении говорится о желании счастья и добра) -Что я - это подлежащее, подчеркнем одной чертой, выражено существительным. - Я что делаю? (желаю) –это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, выражено глаголом. - Назовите грамматическую основу в предложении.( Я желаю). - Найдите второстепенные члены предложения. - Какое предложение по цели высказывания? (Повествовательное). - Какое оно по интонации? (Восклицательное). - Какое оно по количеству грамматических основ? (Простое) -Какое оно по количеству второстепенных членов? (Распространённое). - Спишите. Выделите члены предложения. - Давайте узнаем, что же получилось. Посмотрите на слайд и сравните с вашими записями. - Поднимите руки кто полностью верно справился с заданием. У кого есть 1 ошибка? 2 и больше? - Молодцы | Определяет учебную задачу и котролирует ееи выфполнение всеми учениками | Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор. | |
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | 1.Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы. | - С чем вы познакомились на прошлом уроке? ( «Не» с глаголами) - А где мы можем встретить глаголы? ( в тексте) - Какие виды текста существуют? - Ребята, посмотрите на карточки. Там написан отрывок из рассказа «Капалуха». Давайте вместе найдем в нем глаголы. - Молодцы! - Скажите, этот текст нам повествует о чем-то, описывает или в нем автор рассуждает? ( повествует) - Значит это текст какой? ( повесвтовательный) | Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию | |
2. Определение темы и задач урока | -Ребята, кто же догадался, какой будет тема нашего урока? (Текст-повествование и роль глаголов в нем) -Какие задачи поставим перед собой? -Научиться распознавать текст-повествование - Уметь отвечать на вопросы текста -Представлять какую роль играют глаголы в тексте-повестовании | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач | |
Изучение нового материала (10-15) | 1.Открытие нового знания | - Прежде чем приступим к упражнениям, давайте еще раз вспомним -Что такое глагол? На какие вопросы он отвечает? - Что такое текст? -Текст - это несколько предложений, расположенных в определенном порядке и связанных по смыслу. - Текст можно озаглавить. - В тексте можно определить тему и главную мысль. -Текст можно разделить на три части (начало, основная часть и концовка) - К тексту можно составить план. | Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала | Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание |
2. Знакомство с правилом (учебник, таблица) | -Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. (Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?) - Что еще можно добавить к этому правилу? (То, что текст – повествование нельзя изобразить на одной картинке) | Читают правило, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры | ||
3. Упр 144, с. 82 (Под рук. чителя, коллективно) | -А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте. Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!» Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. К.Ушинский. - Что мы прочитали? (Текст) - Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу) - О чем этот текст? (Этот текст о солнышке) - Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.) - Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.) - Сколько частей в этом тексте? (Три) - Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.) - Прочитайте I часть. (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.) - Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста? (Солнышко выплыло и стало рассылать лучи.) - Что случилось потом? Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку.) - Хорошо. А кто такой жаворонок? (Это птица.) - Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит. Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья. (Слушаем песню жаворонка) - О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика. Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку.) - Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика. - Найдите и прочитайте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте. (Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать.) - Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов) - Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы? (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа) - Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?) - А теперь представьте, что вам дали задание не рассказать, а нарисовать этот текст. Сколько картинок у вас бы получилось? (Три) - А почему три? (Потому что я бы нарисовала картинку к каждой части текста) - Подумайте, можно ли все события, происходящие в этом тексте изобразить на одной картинке? (Нет) - Верно. - Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование. -Какое задание нужно выполнить? Прочитайте. (Выпиши из текста предложение о жаворонке.) Запишите предложение. Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.) - Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.) - Посмотрите внимательно на это предложение, что еще сделал жаворонок? (Выпорхнул, поднялся и запел.) - Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре) - Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше. Обозначьте знакомые части речи в данном предложении. - Давайте сделаем вывод. - Что такое текст повествование? - Какие вопросы мы можем поставить к таким текстам? - Можно ли изобразить текст на одной картинке? | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу | Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль. | |
ФИЗМИНУТКА | Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно, Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом, на месте. Хлопнем пару раз в ладошки. И потопаем немножко. | Осуществляет показ образца выполнения физических упражнений с целью снижения утомляемости и профилактики утомления мышц | Выполняют физические упражнения по образцу учителя. | |
Закрепление изученного | ||||
2. Работа с карточками | -Прочитай тексты и найди, который из них текст -повествование. Спиши текст. 1)Одет король русского леса в прозрачный нарядный кафтан. Грудка у зяблика вишнёвого цвета. Хохлатая шапка на голове, клюв – голубые. На крыльях – широкие белые «зеркальца». 2) Птица (зяблик) встрепенулась. Почистила клюв о ветку. Прошлась по ней бочком. Разок-другой тенькнула по-синичьи. Приосанилась и ударила в звонкий бубен. 3) А имя у птицы немного странное – зяблик. Почему его так назвали? Возможно потому, что перед дождём его удалая песня смолкает. Он хохлится, будто зябнет. К какому тексту можно задать вопрос : Что произошло? Сколько картинок можно нарисовать к каждому тексту? Вывод: текст №2 повествование | |||
Итог урока | 1.Обобщающая беседа, | -Что узнали нового на уроке? -Чему научились? | ||
2.Домашнее задание | - Откройте дневники, запишите домашнее задание с. 83 №145 | |||
3. Рефлексия (Оценочный лист), выставление оценок | - Ребята, сейчас я раздам вам карточки, где вы должны дописать предложения «Сегодня я научился……», « Я узнал(а) о…..» -Взгляните, у меня есть коробочка знаний. Я буду подходить к вам, а вы должны положить в нее вашу карточку. Вы обязательно запомните все то, что было написано в вашей карточке. -А теперь вы получите свою оценку - Спасибо за урок, до свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?
Урок русского языка во втором классе по программе "Школа России". Авторы учебника В.П.Канакина, В.Г.Горецкий...
Конспект урока по русскому языку "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?" во 2 классе по программе Школа России.
Конспетк урока "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?"...
Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Что такое текст - повествование? Какова в нем роль глаголов?"
Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Что такое текст - повествование? Какова в нем роль глаголов?" 2 класс...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?"
Цель: создать условия для приобретения новых знаний при организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению типа текста с применением приёмов и методов, направленных ...
Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?, 2 класс, УМК Школа России
Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?, 2 класс, УМК Школа России...
Конспект урока по математике на тему "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?" 2 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с текстом-повествованием и ролью глаголов в нём; создание условия для развития речи, умения работать с текстом.Планируемые результатыПредметныезнать: что...
Конспект урока "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов? "
Конспект урока "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов? "...