Рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс (68 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yahzyk.docx65.94 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

               Рабочая программа по русскому языку в 3 классе разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 года № 373.
  2. Примерной программы по русскому языку, М.: Просвещение, 2011г.
  3. Примерной авторской программы начального общего образования по русскому языку, авторы – составители: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.: Просвещение, 2011г.
  4. Учебного плана МБОУ « Микряковская  СОШ» на 2019-2020 учебный год.

        Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

        Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал.

        Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.

        В структуру программы включены следующие разделы:

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного предмета
  3. Место учебного предмета в Учебном плане МБОУ «Микряковская  СОШ» на 2019-2020 учебный год.
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  5. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения русского языка на ступени начального общего образования.
  6. Содержание учебного предмета «Русский язык» в 3 классе
  7. Тематическое планирование уроков в 3 классе
  8. Система оценки достижения планируемых результатов
  9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

        Программа ориентирована на УМК «Школа России»:

  1. Русский язык. Учебник для 3 класса (с диском) в 2-х частях В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого М.: Просвещение, 2012г.
  2. Русский язык. Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого М.: Просвещение, 2015г.

2.  Общая характеристика учебного предмета

        Курс русского языка на ступени начального общего образования направлен на формирование у учащихся функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.  

Отбор содержания проведен с учетом возрастных особенностей учащихся.

         Рабочая программа по русскому языку строится с учетом следующих содержательных линий:

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

        Содержание структурировано в виде разделов:

  • Язык и речь.
  • Текст. Предложение. Словосочетание.
  • Слово в языке и в речи.
  • Состав слова.
  • Правописание частей слова.
  • Части речи.
  • Повторение.

        Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор контрольных и самостоятельных работ, выполняемых учащимися.

        Содержание предмета представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

        Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

        Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир».

3. Место учебного предмета в Учебном плане МБОУ «Микряковская» СОШ

на 2019-2020 учебный год

        Федеральный базисный учебный план для учащихся, которые по состоянию здоровья находятся  на индивидуальном обучении,  в общеобразовательных учреждениях  РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения «Русского языка»  в 3 классе  из расчета  2 учебные часа в неделю.

Программой предусмотрено проведение:

- контрольных диктантов – 6;

- контрольных списываний - 4;

- проверочных диктантов -5;

- проверочных работ – 6;

- словарных диктантов – 5;

- диагностических работ- 3;

- изложений – 7;

-  сочинений – 5.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

        Изучение предмета «Русский язык» в начальной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

        Задачи обучения:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, нравственных и эстетических чувств;
  • овладение коммуникативными умениями, способностями к творческой деятельности.

 

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка

на ступени начального общего образования.

        Изучение предмета «Русский язык» в 3 классе направлено на достижение следующих результатов:

 Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

        Метапредметные  результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

        Предметные  результаты:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

6. Содержание учебного предмета «Русский язык» в 3  классе

        Раздел 1. Язык и речь (1 ч). Виды речи. Речь, ее назначение. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями  и условиями общения. Развитие речи. Составление текста по рисунку.

        Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание (8 ч). Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте. Законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная мысль, заключение. Предложение. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Предложения с обращением. Состав предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информации. Разбор предложений по членам. Простое и сложное предложения. Связь слов  в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов с помощи вопроса. Развитие речи. Составление небольшого рассказа по репродукции картины.

        Раздел 3. Слово в языке и речи (8 ч). Лексическое значение слова. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.

Работа с толковым словарем, словарем синонимов и антонимов. Омонимы. Работа со словарем омонимов. Слово и словосочетание. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарем фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Обобщение и углубление представлений об изученных частей речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаков. Имя числительное (общее представление). Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне. Согласные буквы и звуки для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

        Раздел 4. Состав слова (6 ч). Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нем. Формы слова. Окончание. Значение приставки и суффикса в слове. Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарем. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины.

        Раздел 5. Правописание частей слова (10 ч). Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). Развитие речи. Составление текста по репродукции картины. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.

        Раздел 6. Части речи (29 ч). Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

        Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых. Представление об устаревших словах в русском языке.  Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Правописание имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Имена существительные. Имеющие форму одного числа. Имена существительные, имеющие форму общего рода. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Неизменяемые имена существительные. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имён существительных.

        Имя прилагательное. Лексическое значение имен прилагательных. Обобщение словарного запаса имени прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе.  Зависимость рода имени прилагательного от рода имени существительного. Родовые окончания имен прилагательных. Изменение прилагательных по числам.  Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

        Местоимение. Личные местоимения 1, 2, 3-го лиц. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Склонение личных местоимений. Морфологический разбор местоимений.

        Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Начальная  (неопределённая) форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). Правописание частицы не с глаголами. Морфологический разбор глаголов. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам. Составление устного рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

        Раздел 7. Повторение (6 ч).  Повторение по теме «Части речи». Орфограммы в значимых частях слова. Развитие речи. Составление предложений по рисункам. Обобщение знаний по курсу «Русский язык». Повторение изученного за год. Викторина «Знаешь ли ты русский язык». Игра «Язык родной, дружи со мной».

  1. Тематическое планирование уроков в 3 класс

п/п

Наименование разделов, тем

Тип урока

Дата

План

Факт

Язык и речь (1 час)

1

Наша речь и наш язык.

.

Урок отработки умений и  рефлексии

Текст. Предложение. Словосочетание (8 часов)

2

Текст.

Типы текстов.

Урок отработки умений и  рефлексии

3

Срезовый контрольный диктант.

Урок отработки умений и  рефлексии

4

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Урок отработки умений и  рефлексии

5

Главные и второстепенные члены предложения.

Урок общеметодологической направленности

6

Предложение с обращением.

Урок открытия нового знания.

7

Контрольный диктант № 1.

Урок развивающего контроля

8

Работа над ошибками.

Простое и сложное

предложения. Союзы в сложном предложении.

Урок открытия нового материала

9

Словосочетание. Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень».

Урок общеметодологической направленности

Слово в языке и речи (8 часов)

10

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Словарный диктант № 1.

Урок отработки умений и  рефлексии

11

Синонимы и

антонимы. Омонимы.

Урок отработки умений и  рефлексии

12

Фразеологизмы. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».  

Урок открытия нового знания

13

Части речи. Различение в тексте существительных, глаголов и прилагательных.

Урок отработки умений и  рефлексии

14

Имя числительное. Контрольное списывание №1.

Урок открытия нового знания

15

Однокоренные слова. Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

Урок общеметодологической направленности

16

Согласные звуки и буквы. Правописание разделительного мягкого знака.

Урок отработки умений и  рефлексии

17

Контрольный диктант №2.

Урок развивающего контроля

Состав слова (6 часов)

18

Работа над ошибками. Корень слова. Однокоренные слова. Словарный диктант №2.

Урок отработки умений и  рефлексии

19

Корень слова. Однокоренные слова. Проект «Рассказ о слове».

Урок-проект.

20

Формы слова. Окончание.

Приставка. Суффикс.

Урок открытия нового знания

21

Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».

Урок развивающего контроля

22

Основа слова. Обобщение

знаний о составе слова. Проект «Семья слов».

Урок общеметодологической направленности

23

Развитие речи. Редактирование предложений и изложение повествовательного текста.

Урок отработки умений и  рефлексии

Правописание частей слова (10 часов)

24

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Урок открытия нового знания

25

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Урок отработки умений и  рефлексии

26

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Урок отработки умений и  рефлексии

27

Контрольное списывание №2.

Урок развивающего контроля

28

Правописание слов с непроизносимыми

согласными в корне.

Урок открытия нового знания

29

Правописание слов с удвоенными согласными. Словарный диктант № 3.

Урок открытия нового знания

30

Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».

Урок отработки умений и  рефлексии

31

Правописание суффиксов и приставок.

Урок открытия нового знания

32

Контрольный диктант № 3.

Урок развивающего контроля

33

Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

Урок общеметодологической направленности

Части речи (29 часов)

34

Части речи.

Имя существительное как часть речи.

Начальная форма имени существительного.

Урок открытия нового знания

35

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Устаревшие

слова.

Урок открытия нового знания.

36

Развитие речи.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Урок открытия нового знания.

37

Контрольное списывание №3.

Урок общеразвивающего контроля

38

Проект «Тайна имени».

Число имён существительных.

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Урок открытия нового знания.

.

39

Род имён существительных.

Урок открытия нового знания.

40

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.

Урок открытия нового знания.

41

Изложение повествовательного текста.

Урок развивающего контроля

42

Изменение имён существительных по падежам.

Урок открытия нового знания.

43

Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Урок отработки умений и  рефлексии

44

Именительный,

родительный, дательный

падежи.

Урок открытия нового знания.

45

Винительный, творительный,

предложный падежи.

Урок открытия нового знания.

46

Обобщение знаний об имени существительном.

Морфологический разбор имени существительного.

Урок отработки умений и  рефлексии

47

Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень».

Урок отработки умений и  рефлексии

48

Проект «Зимняя страничка».

Имя прилагательное как часть речи.

Урок-проект.

49

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Сложные имена прилагательные.

Урок открытия нового знания

50

Развитие речи.

Составление текста-описания в научном стиле.

Сочинение по репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Урок отработки умений и  рефлексии

51

Изменение имён прилагательных по родам,

числам и падежам.

Урок открытия нового знания.

52

Обобщение знаний об имени прилагательном. Контрольный диктант № 4.

Урок общеметодологической направленности

53

Работа над ошибками. Морфологический разбор

имени прилагательного.

Словарный диктант №4.

Урок открытия нового знания.

54

Проект «Имена прилагательные в загадках».

Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».

55

Личные местоимения.

Местоимения 3-го лица.

Урок открытия нового знания

56

Морфологический разбор

местоимения.

Проверочная работа по теме «Местоимение».

Урок развивающего контроля

57

Глагол как часть речи.

 Составление текста по сюжетным картинкам.

Начальная форма глагола.

Урок открытия нового знания

58

Изменение глаголов по числам. Число глаголов.

Урок открытия нового знания

59

Изменение

глаголов по временам.

Изложение повествовательного текста.

Урок открытия нового знания

60

Изменение глаголов по

временам. Род глаголов в прошедшем времени.

Урок отработки умений и  рефлексии

61

Правописание частицы НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Урок открытия нового знания

62

Обобщение знаний о глаголе.

Контрольный диктант № 5.

Урок развивающего контроля

Повторение (6 часов)

63

Работа над ошибками.

Повторение

по теме «Части речи».

Словарный диктант № 5.

Урок общеметодологической направленности

64

Орфограммы в значимых частях слова.

Контрольный диктант № 6.

Урок общеметодологической направленности

65

Работа над ошибками.

Развитие речи.

Составление предложений по рисункам.

Урок общеметодологической направленности

66

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».

Контрольное списывание №4.

Урок общеметодологической направленности

67

Итоговая диагностическая работа.

Повторение изученного за год.

Урок развивающего контроля

68

Повторение изученного за год.

Урок общеметодологической направленности

8. Система оценки достижения планируемых результатов

        Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

        Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является сценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в третьем классе:

способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.

Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:

-  повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);

- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;

- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;

- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);

- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

        Негрубыми считаются следующие ошибки:

- повторение одной и той же буквы в слове (например, «картофель»);

- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;

- дважды написанное одно и то же слово.

        Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

-  отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;

- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

        Ошибкой считается:

- нарушение орфографических правил при написании слов;

- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;

-  отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой:

- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

        Оценка письменных работ по русскому языку

        Диктант

Отметка «5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

Отметка «4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Отметка «3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.

Отметка «2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

        Грамматическое задание

Отметка «5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

Отметка «4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не меж 3/4 заданий;

Отметка «3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

Отметка «2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, справляется с большинством грамматических заданий;

         Изложение

Отметка «5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

Отметка «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 и правления.

Отметка  «3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений,беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

Отметка «2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

        Сочинение

Отметка «5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографическ1 ошибок, допущено 1-2 исправления.

Отметка «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

Отметка «3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

Отметка «2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует (связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

        Примечание:

        Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.  Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях. / Канакина В.П., Горецкий В.Г. – М.: Просвещение, 2013/

2.  Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. / Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2015/

3.  Русский язык. Рабочие программы.1-4 классы / Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2011/

4.  Русский язык. Методические рекомендации. 3 класс. / Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2012/

5. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.
1-4 классы. / Канакина В.П.
 – М.: Просвещение, 2012/

6. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. Зкласс /В. В. Никифорова- М.:ВАКО, 2015/

6. Пишу правильно. Орфографический словарь. Начальная школа. /Бондаренко А.А., Гуркова И.В. – М.: Просвещение, 2012/

7. Русский язык. Разноуровневые задания. 3 класс/Н. С. Ульянова - М.: ВАКО, 2013/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для детей с нарушением зрения 1 класс

Рабочая программа по русскому языку для детей с нарушением зрения, обучающихся по системе Брайля (1 класс, УМК "Школа России)...

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 4 класс

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная  рабочая программапо  русскому языкудля детей с ОВЗ  4 классРабочая учебная программа предназначена для учащегося 4 клас...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об об...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс

Адаптированная программа по новой структуре для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ (2 класс)

УМК "Гармония".  Адаптированная рабочая программа для детей 5.1....

Рабочая программа по русскому языку для детей ЗПР (3 класс, вариант 7.1)

Рабочая программа по русскому языку для детей ЗПР (3 класс, вариант 7.1)(Школа России)...

Рабочая программа по русскому языку для детей с РАС (программа 8.2) 3 класс школа России

Данная программа разработана для детей с РАС (программа 8.2)...