Рабочая программа по предмету " Родной русский язык" 8 класс О. М. Александрова
рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по предмету "Родной русский язык" 8 класс О. М. Александрова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_rodnoy_russkiy_yazyk_dlya_obuchayushchihsya_8_klassa.docx | 78.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Витимская средняя средняя школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам.директора по УВР директор МБОУ «ВСОШ»
Протокол № __________________ ______________________
«__»______2022г. О.А.Синицына В.М. Золотуева
Руководитель МО «__»__________2022г. «__»___________2022г.
___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному русскому языку
для 8 класса
уровень: базовый
срок реализации: 2022-2023 учебный год
34 учебных часа
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» 5-9 классы для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2021
Стандарты второго поколения
Разработчик программы:
Ф.И.О. Пичихина Ирина Викторовна
Учитель высшей категории: Пичихина Ирина Викторовна
высшей квалификационной категории
2022год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Родной русский язык» для обучающихся 8 класса муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Витимская средняя общеобразовательная школа »разработана на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
- Приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.14 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»»;
- Учебного плана МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа» на 2022/2023учебный год.
Учебное пособие «Русский родной язык: 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2020 создано в соответствии с Примерной программой по учебному предмету «Русский родной язык» 5-9 классы для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2021.,реализующих программы основного общего образования, и предназначено для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации. Содержание учебного пособия ориентировано на воспитание патриотизма и уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы. Работа с учебным пособием позволит расширить представления учащихся об отражении в русском языке истории, материальной и духовной культуры русского народа; о русской языковой картине мира; о закономерностях и основных тенденциях развития русского языка. Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации; развитию речевых умений в различных сферах общения, в том числе связанных с коммуникацией в интернет-пространстве.
Место курса «Русский родной язык» в базисном учебном (образовательном) плане
Данная рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 часа в год.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, нои средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Родной русский язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Язык и культура.
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.
Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому. Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф̕] и [в̕]; произношение мягкого [н̕] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своём составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришёл – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестёр – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имён; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т. д.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» В 8 КЛАССЕ
Личностные результаты должны отражать:
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- формирование основ коммуникативной компетенции в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Русский (родной) язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе при реализации содержательной линии ученик научится:
«Язык и культура»
∙ приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
∙ приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
∙ выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
∙ характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения (с использованием словарей);
∙ понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
∙ характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного, с использованием словарей); сфере функционирования;
∙ комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
∙ определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
∙ комментировать исторические особенности русского речевого этикета (обращение);
∙ характеризовать основные особенности современного русского речевого этикета;
∙ объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
∙ регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»
∙ соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
∙ различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
∙ употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
∙ понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;
∙ правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
∙ соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
∙ употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
∙ корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
∙ опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
∙ употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
∙ анализировать и различать типичные речевые ошибки;
∙ редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
∙ выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
∙ распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;
∙ анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
∙ корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
∙ редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;
∙ соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
∙ использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
∙ соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
∙ использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
∙ использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
∙ использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
∙ использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; для опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
∙ использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»
∙ использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебнонаучных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
∙ пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи;
∙ владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; использовать графики, диаграммы, план, схемы для представления информации;
∙ уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
∙ уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
∙ анализировать структурные элементы и языковые особенности письма как жанра публицистического стиля речи;
∙ создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
∙ строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
∙ анализировать и создавать тексты публицистических жанров (письмо);
∙ владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях
- МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Основная функция межпредметных связей в учебном познании заключена в обнаружении единства в многообразии процессов и явлений, изучаемых разными учебными предметами. Они расширяют область познания, выделяя связи между элементами знаний из разных учебных дисциплин в качестве специальных объектов усвоения.
Осуществление межпредметных связей способствует приобщению школьников к системному методу мышления, формированию системы научных знаний, умений и мировоззрения учащихся, развитию умений учащихся обобщать знания по разным предметам, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать единичное.
Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с русским языком, историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой… Художественное произведение должно рассматриваться на уроке литературы в многообразии связей, существующих между отдельными видами искусства.
- ЦЕЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАНИЯ
Целевой приоритет на уровне ООО: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживанию отношений с коллегами по работе в будущем и созданию благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
6.СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках литературы проверяются:
- знание полученных сведений об истории и теории литературы, а также знание и понимание художественных произведениях;
- аналитические навыки;
- речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять знания в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
«5»
Ученик
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение литературоведческих понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»
Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,
и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировках;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
«2»
Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировках, искажающие смысл высказывания, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
«1»
Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
Оценка сочинений
Сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
- умение раскрывать тему;
- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
- соблюдение языковых норм и правил правописания.
Сочинение оценивается одной или двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Одна оценка ставится, если работа проверяет знания только по литературе. В такой работе грамматические ошибки исправляются, но не учитываются, за исключением недопустимо безграмотной работы.
Контрольные работы в форме сочинений оцениваются двумя отметками. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе, а вторая выставляется как оценка за русский язык.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Грамотность (орфографические-пунктуационные-грамматические: 0-0-0)
«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием
используемых синтаксических конструкций,
точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается:
1 недочёт в содержании и— 1-2 речевых недочёта
Допускается:
1 – 0 – 0
или 0 – 1 – 0
или 0 – 0 – 1
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается:
2 недочета в содержании—3-4 речевых недочетов
Допускается:
2 – 2 – 0
или 1 – 3 – 0
или 0 – 4 – 2
«3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается:
4 недочета в содержании—5 речевых недочетов
Допускается:
4 – 4 – 0
или 3 – 5 – 0
или 0 – 7 – 4
в 6 классе: 5 – 4 – 4
«2»
1. Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено:
6 недочетов в содержании — до7 речевых недочетов
Допускаются:
7 – 7 – 0
или 6 – 8 – 0
или 5 – 9 – 0
или 8 – 6 – 0
а также 7 грамматических ошибок
«1»
В работе допущено:
7 недочетов в содержании — 8 речевых недочетов
имеется более
7 – 7 – 7
Оценка тестовых работ.
Тест (или любая работа, в которой оценивают % выполнения):
85% от максимальной суммы баллов – «5»
70-85 % - «4»
50-70 % - «3»
0-49 % - «2»
Оценка проектной деятельности учащихся (ПДУ)
№ п/п | Аспект оценки | Объект оценивания | |||
1 | Продукт (материализованный результат ПДУ) | Изделие, спектакль, стенд и т.д. | |||
2 | Процесс (работа по выполнению проекта) | Защита проекта, пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.) | |||
3 | Оформление проекта | Пояснительная записка Видеоряд | |||
4 | Защита проекта | Процесс защиты проекта Поведение учащегося-докладчика | |||
Критерии оценки | Показатели | ||||
1. Оценка продукта проектной деятельности учащегося | |||||
1.1. Новизна. Оригинальность. Уникальность | Своеобразие, необычность. Проявление индивидуальности исполнителя | ||||
1.2. Оптимальность | Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности | ||||
1.3. Эстетичность | Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д. | ||||
2. Оценка процесса проектной деятельности учащегося | |||||
Критерии оценки | Показатели | ||||
2.1. Актуальность | Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата | ||||
2.2. Проблемность | Наличие и характер проблемы в замысле | ||||
2.3. Соответствие объемам учебного времени | Качественное выполнение проекта в определенные сроки | ||||
2.4. Содержательность | Информативность, смысловая емкость проекта. Глубина проработки темы | ||||
2.5. Завершенность | Законченность работы, доведение до логического окончания | ||||
2.6. Наличие творческого компонента в процессе проектирования | Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д. | ||||
2.7. Коммуникативность (в групповом проекте) | Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д. | ||||
2.8. Самостоятельность | Степень самостоятельности учащихся определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю1 — руководителю ПДУ, на основании анкеты самооценки учителя | ||||
3. Оценка оформления проекта | |||||
Критерии оценки | Показатели | ||||
3.1. Соответствие стандартам оформления | Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии | ||||
3.2. Системность | Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда | ||||
3.3. Лаконичность | Простота и ясность изложения | ||||
3.4. Аналитичность | Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов | ||||
3.5. Дизайн | Композиционная целостность текста, продуманная система выделения. Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков | ||||
3.6. Наглядность | Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей | ||||
4. Оценка защиты (презентации) проекта | |||||
Критерии оценки | Показатели | ||||
4.1. Качество доклада | Системность, композиционная целостность Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы Краткость, четкость, ясность формулировок | ||||
4.2. Ответы на вопросы | Понимание сущности вопроса и адекватность ответов Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов Аргументированность, убедительность | ||||
4.3. Личностные проявления докладчика | Уверенность, владение собой Настойчивость в отстаивании своей точки зрения Культура речи, поведения Удержание внимания аудитории Импровизационность, находчивость Эмоциональная окрашенность речи |
Оценочный балл (за каждый показатель)
- если показатель критерия проявились в объекте оценивания в полной мере - 1 балл;
- при частичном присутствии - 0.5 балла;
- если отсутствуют - 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 20 баллов.
Критерии и показатели оценивания исследовательской деятельности обучающегося
Критерий 1 | Уровень актуальности темы исследования | Баллы | |
Показатель | 1.1 | Актуальность темы исследования не доказана | 0 |
1.2 | Приведены недостаточно убедительные доказательства актуальности темы исследования | 1-2 | |
1.3 | Приведены достаточно убедительные доказательства актуальности темы исследования | 3-4 | |
Критерий 2 | Качество содержания исследования | ||
Показатель | 2.1 | Соответствие содержания исследования его теме | |
2.1.1 | Содержание исследования не соответствует заявленной теме | 0 | |
2.1.2 | Содержание исследования не в полной мере соответствует заявленной теме | 1-2 | |
2.1.3 | Содержание исследования в полной мере соответствует заявленной теме | 3-4 | |
Показатель | 2.2 | Логичность изложения материала | |
2.2.1 | Материал изложен не логично, не структурирован, хаотичен | 0 | |
2.2.2 | Недостаточно соблюдается логичность изложения материала | 1-2 | |
2.2.3 | Материал изложен в строгой логической последовательности | 3-4 | |
Показатель | 2.3 | Количество и разнообразие источников информации | |
2.3.1 | Отсутствие списка источников информации | 0 | |
2.3.2 | Использованы однотипные источники информации | 1 | |
2.3.3 | Использовано незначительное количество источников информации | 2 | |
2.3.4 | Использовано значительное количество разнообразных источников информации | 3-4 | |
Критерий 3 | Качество оформления исследовательского материала | ||
Показатель | 3.1 | Соответствие оформления принятым требованиям | |
3.1.1 | Материал оформлен с грубыми нарушениями требований | 0 | |
3.1.2 | Допущены незначительные нарушения требований | 1-2 | |
3.1.3 | Материал оформлен точно в соответствии с требованиями | 3-4 | |
Максимальное количество баллов | 20 |
Перевод баллов в оценку
85% от максимальной суммы баллов, 20-17 баллов – «5»
70-85 %, 16-14 баллов – «4»
50-70 %, 13-10 баллов – «3»
0-49 % - «2»
7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» В 8 КЛАССЕ
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Язык и культура. | 11 |
3. | Культура речи. | 11 |
4. | Речь. Текст. | 11 |
Итого: | 34 |
№ п/п | Тема урока | Дата План | Дата Факт |
1 | Введение. | ||
Язык и культура. | |||
2 | Исконно русская лексика. | ||
3 | Особенности исконно русской лексики. | ||
4 | Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. | ||
5 | Старославянизмы. | ||
6 | Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка. | ||
7 | Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. | ||
8 | Иноязычная лексика в разговорной речи. | ||
9 | Иноязычная лексика в дисплейных текстах, современной публицистике. | ||
10 | Речевой этикет в русской культуре. | ||
11 | Особенности речевого этикета в русской культуре. | ||
12 | Русский человек в обращении к другим. | ||
Культура речи. | |||
13 | Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. | ||
14 | Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. | ||
15 | Нормы употребления терминов. | ||
16 | Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. | ||
17 | Трудные случаи согласования в русском языке. | ||
18 | Трудные случаи согласования в русском языке | ||
19 | Трудные случаи согласования в русском языке. | ||
20 | Особенности современного речевого этикета. | ||
21 | Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации. | ||
22 | Представление проектов, результатов исследовательской работы. | ||
23 | Защита проектов. | ||
Речь. Текст. | |||
24 | Информация: способы и средства ее получения и переработки. | ||
25 | Слушание как вид речевой деятельности. | ||
26 | Эффективные приёмы слушания. | ||
27 | Аргументация. Правила эффективной аргументации. | ||
28 | Доказательство и его структура. | ||
29 | Виды доказательств. | ||
30 | Разговорная речь. Самопрезентация. | ||
31 | Научный стиль речи. | ||
32 | Реферат. Учебно-научная дискуссия. | ||
33 | Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма. | ||
34 | Защита проектных, исследовательских работ. |
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
- Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020.
- Русский родной язык. 8 класс: учебн. для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. – М. : Просвещение, 2020.
Интернет-ресурсы
- Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
- Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
- Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm
- Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova
- Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
- Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
- Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
- Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
- Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету родной (русский) язык 3_класс
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего о...
Рабочая программа по предмету «Родной русский язык», 1 класс, 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по родному русскому языку для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государстве...
Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык" 1-4 класс
Рабочая программа составлена с использованием Примерной программы Русский родной язык. под ред. О. М. Александровой. 0,5 часа в неделю...
Рабочая программа по предмету "Родной русский язык" для 3 класса
Программа по "Родному русскому языку" в 3 классе по учебнику О.М.Александровой, Л.А.Вербицкой, С.И. Богданова....
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса.
Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образоват...
Рабочая программа учебного предмета "Родной русский язык" для 3 класса
Данная программа составлена на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Начальная школа»; УМК «Школа России». Авторской программы В.П.Канакиной...
Рабочие программы по предметам "Родной русский язык" и "Литература на родном (русском) языке"
Рабочие программы по курсам для начальной школы...