Урок русского языка "Неопределённая форма глагола" 3 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ларионова Елена Вячеславовна

Урок русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" ФГОС (открытие новых знаний) 3 класс "Школа России" (технологическая карта урока, презентация для мультимедийной доски, дополнительный материал).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Технологическая карта урока русского языка в 3 классе Ларионова Е.В.

Тема урока

Неопределенная форма глагола

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)

      Цель

Формировать умение определять неопределенную форму глагола по вопросам.

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • Сформулировать понятие неопределенной (начальной) формы глагола;
  • сформировать умение определять по вопросам   неопределенную форму глагола;
  • сформировать умение различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и  что сделать? (без обозначения категории вида);
  • правильно ставить глаголы в начальную форму, учитывая категорию вида, но не называя ее, ориентируясь на вопросы  что делать? и что сделать?
  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
  • расширить словарный запас учащихся.

Личностные:

  • мотивация к обучению и целенаправленной  познавательной  деятельности
  • овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  •  создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;
  • первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки  на основе критерия «успешность учебной деятельности;
  • осознание алгоритма учебного действия;

Метапредметные

Регулятивные: 

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение;
  • планировать учебное сотрудничество.

Познавательные:

  • освоение умения распознавать глаголы в неопределенной   (начальной) форме и находить их в предложении;
  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • учиться извлекать информацию  из  схем и текстов;
  • освоить способы решения проблем поискового характера;
  •  освоить основы познавательной рефлексии;
  •  овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
  • овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:

  •  активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  •  готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью;
  •  уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  •  уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий.

Основные понятия

Глагол, начальная форма, неопределенная форма, Отчизна, здоровый

образ жизни

Межпредметные связи

Русский язык –развитие речи – литературное чтение – окружающий мир.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Неопределенная форма глагола».

Карточки с текстом для работы в паре. Карточки с терминами и вопросами для составления блок-схемы.

 Сигнальные карточки с вопросами «что делать?», «что сделать?»

Карточки «Рефлексия урока»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Форма учебного взаимодействия

I.Мотивацион-ный этап

1.1Организационный момент.

1.2.Психологический  настрой.

(2 мин)

:

Приветствие. Проверка готовности детей к уроку.

-Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы  уже многое знаете. В своих познаниях продолжаете идти дальше, раскрывая тайны русского языка.

Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия. 

Будем мы внимательны, активны и старательны!

- Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!

Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!

Личностные УУД

(самоопределение, смыслообразование)

Коммуникативные УУД

Фронтальная работа

II. Актуализация знаний

(7 мин)

Отвечают на вопросы учителя

 

Минутка чистописания.

На слайде фрагмент стихотворения С.Михалкова

Сидим

Смотрим

Летят

Мокнут

Лаять

Не хотят

На слайде портрет С.Михалкова

- Запишем число, «классная работа». 

-Сегодня  нам с вами предстоит сделать новые открытия в стране русского языка.

- Прежде чем определить тему и цели нашего урока, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущих?  (О глаголе).

-Что такое глагол?

- Пропишем красиво  сочетания букв:

ть, ти, чь .

  - Как вы думаете, можем ли мы в глаголах встретить такие буквосочетания? Например, в каких?

1.Прочитайте следующий  фрагмент  известного вам стихотворения.

 (С. Михалков «Если»)

Мы …   и  …  в окна.

Тучи по небу …   .

На дворе собаки … ,

Даже …   не    … .

2.Слова какой части речи здесь пропущены? Вставьте пропущенные глаголы.

3. Прочитайте полученный текст.

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

4. Вы вспомнили название данного стихотворения и  кто его автор? (С.Михалков)

Что вы знаете об этом авторе?

С.Михалков – известный детский писатель. Советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, публицист, военный корреспондент, сценарист, общественный деятель, автор текстов гимнов Советского Союза и Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР.

5. Какие еще стихотворения С.Михалкова вы знаете?

Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Фронтальная работа

Групповая работа

Работа в парах

III. Постановка учебной задачи.

(Целеполагание).

 (5 мин)

На слайде  ряд  глаголов

Сидим

Смотрим

Летят

Мокнут

Лаять

Не хотят

Высказывают предположения  о проблеме,  теме урока и его задачах.

Найдите,  пожалуйста, глагол, у которого мы не можем  определить время действия.

сидим                             лаять

смотрим

летят

мокнут

не хотят

5. Что мы можем сказать о глаголах первой группы?

6. Действие, происходящее в какое время, они обозначают?

7.  Мы можем по этим глаголам определить – одно лицо производит действие или несколько?

9. Значит, эти глаголы обозначают и время,  и  число. (По этим  глаголам мы можем определить время действия лиц и число ).

10. Мы можем то же самое сказать о глаголе ЛАЯТЬ?

Можно ли сказать, что глагол ЛАЯТЬ обозначает действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем? Можно по этому глаголу определить, сколько лиц производили это действие?

Это глагол  не обозначает ни категорию  времени , ни  категорию числа.

 Как вы думаете, как называется такая форма глагола?

В лингвистике (науке о языке) такую форму глагола называют неопределенной формой глагола.

Какова тема нашего урока?

Назовите цель нашего урока? (Узнать, какая форма  глагола  является неопределенной, узнать её отличительные признаки: на какие вопросы отвечает и т. д. ).

Чему  будем  учиться   на  уроке? (Находить  глаголы  неопр. ф.  в тексте, выявить отличительные признаки неопределённой формы глагола,  учиться ставить глаголы в неопред. форму).

Зачем нам нужно познакомиться с неопределённой формой глагола? Можем мы с вами сразу ответить на этот вопрос? Нет, но в конце урока мы должны на него постараться ответить.

IV.  Поисково-исследователь-ский этап

(8-9 мин)

1.Разработка проекта по выходу из затруднения

2. Открытие нового знания

Блок-схема

Посмотрите внимательно на эту схему.

- Какой вывод вы можете сделать?

                         Лаять

         Пр. вр.                    Н..вр.    

            лаял                     лает

           лаяла                    лают

                                     

-Почему стрелочки идут от глагола ЛАЯТЬ?

-От какого слова мы образовали все эти формы? Значит, начальной формой является неопределенная ф. глагола.

Какой вывод можно сделать?

Неопределенная форма глагола является начальной  формой  глагола .

(Начальная форма глагола не обозначает ни времени действия, ни лица -  производителя действия).

 Обратите внимание на следующие строки из данного стихотворения:

Если взять все эти лужи

И соединить в одну…

Какие  слова здесь стоят в неопределенной, т. е. начальной форме?

На какой вопрос они  отвечают? (Что сделать?). Вывод.

Начальная форма глагола – неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы

что делать? /что сделать?

          Н.Ф.= неопр. ф.

Что делать?  Что  сделать?

           - ть, -ти, -чь

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Работа в группах

Физкультминутка

(2 мин)

-   Если глагол в н.ф. – руки вверх.

- Если глагол в других формах – руки вперед.

- Если слово не является глаголом – присели.

Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи и разные формы глаголов.

Ходить, ходит, кость,  косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости,  везти, грусть,  стеречь, (бороться).

-На слайде глаголы н.ф. из физминутки.

(Ходить,  косить, нести, носить, стричь, плести, везти, стеречь, (бороться)

Работа в парах

На доске (на слайде) – опорная схема

   

Стр. 106 сведения о языке.

Какими  сочетаниями  букв оканчиваются глаголы неопр.формы.

Эти глаголы оканчиваются на

  -ть, - ти,  -чь, (- ться).

-Систематизируем открытые нами сведения о неопред. форме глаг.

Составим опорную блок-схему из данных вам   отдельных фрагментов.

          Н.Ф.= неопр. ф.

Что делать?  Что  сделать?

           - ть, -ти, -чь

Давайте сравним наше открытие со сведениями о языке, которые нам дает учебник

V.  Практический этап

(Использование способа действия)

1.Первичное закрепление нового знания

(7 мин)

Упр. 181(письм.)

Работа в парах

Распределит. Письмо по рядам

(3 человека выходят к доске)

Выбрать и записать  пары с разными орфограммами.

На доске (на слайде) – опорная схема

   Н.Ф.- неопр. ф.

Что делать? Что                       сдел.?

(- ть, -ти, -чь)

Прочитаем по цепочке.

Я предлагаю вам поработать в парах. Сейчас мы будем отрабатывать умение ставить вопросы к глаголам неопределенной формы. Это  очень важный навык

-Прочитайте пары слов, найдите сходство и различия в значениях каждой пары глаголов (действие длится -  действие совершено),  опираясь на вопросы что делать? / что сделать?

Посоветуйтесь и вместе найдите пары, в которых слова отвечают на одинаковые вопросы.. Решите, кто из вас будет отвечать?

Выполним это упр. Выборочно:

I ряд – пары №1, 2, 3.

II ряд - пары №4, 5, 6.

II ряд - пары №7, 8, 9.

- Запишем каждую пару слов с новой строки.

-Какие орфограммы  встречаются в словах каждого ряда?

Что общего у этих слов? (Являются неопред.ф. гл.)

Вывод: неопред. форма глагола отвечает как на вопрос что делать?, так и на вопрос что сделать?

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Фронтальная работа

Фронтальная работа

1 ученик у доски

Самостоятельная работа

2. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону(5мин)

Работа на карточках,

самопроверка по образцу.

- Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределенной формы и впишите  в карточку на место пропусков

                            На слайде

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) спокойно.  Зарядку  нужно (делаю) при открытой форточке.

                             На карточке

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя  в постели. Надо сразу и … зарядку. Между упражнениями необходимо  небольшие паузы для отдыха. Нельзя …  дыхание, надо  спокойно.  Зарядку  нужно …   при открытой форточке.

                             

- Молодцы! Я вижу,  что вы справились с этим заданием .

 

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

3. Включение в систему знаний и умений.( мин)

Упр. 183 стр. 107

Лексическая работа со словом ОТЧИЗНА, лексическое значение слова, синонимы.

Письмо по памяти

или списывание.

Лексическая работа со словами    учить и учиться.

Орфографическая работа со словом учиться.

Орфограмма (-ться)

Сравним:

Ученик хорошо учится в школе.

Ребята, нужно хорошо учиться.

Орфограмма (-чь)

- К творчеству  какого писателя мы обращались в начале урока?

- Прочитаем еще  одно стихотворение С.Михалкова.

Книг заветные страницы

Помогают людям жить,

И работать, и учиться.

И Отчизной дорожить.

О чем оно? Какова  главная мысль?

Что значит слово ЗАВЕТНЫЕ?

Заветный (по Ожегову) –

  1. Сокровенный, задушевный.
  2. Свято хранимый, дорогой по воспоминаниям, оберегаемый.

Лексич. значение (по Ожегову):

Отчизна – Отечество, Родина.

 Синонимы:

Отчизна – Родина, Отечество

- Найдите здесь глаголы в н.ф.

-Что обозначает слово учить? (Действие направлено на кого-то)

- Что обозначает слово учиться? (Действие направлено на себя.)

(Об истории  -ся – себя)

-Сравните произношение форм  этого слова.

-Сравните написание форм  этого слова.

-Почему они пишутся по-разному?

- Поставьте вопросы к ним? Чем они отличаются?

Какая особенность правописания части слова –ться?

Какой вывод мы можем сделать?

Обратите внимание на эту орфограмму.

-Запишите это стихотворение по памяти. Обозначьте неопр. ф. (НАДПИШИТЕ НАД НЕОПР. Ф. ГЛАГ. Н.Ф.) Подчеркните сочетания букв, на которые оканчиваются  глаголы в неопр. ф.  

-Какой  глагол в этом стихотворении не стоит в неопр. форме? Поставим его в н.ф.

Внимание! Если глагол отвечает на вопрос что делает? – то н.ф. отвечает на вопрос Что делать?

Запишем!

Помогают (что делают?)- (что делать?) помогать.

Сравните!

Помогу (что сделаю?) – (что сделать?) помочь.

 Обратите внимание, что н.ф. глагола оканчивается на –чь. Что вы заметили особенного в этом написании? Не только в этом. Везде ь.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Резерв

 

 

Упр. 182

(устно)

-Какова основная мысль этого предложения?

«Чтобы быть умным, нужно научиться правильно общаться с людьми, а общение состоит из умения слушать, спрашивать и отвечат». 

   Иоганн Каспар Ла́фатер — швейцарский писатель, философ,  богослов и поэт, писал на немецком языке.

- Найдите, пожалуйста, в этом предложении глаголы в неопределенной форме.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

 

Домашнее задание

Вывод с.106  повторить, для закрепления выполнить упр.184  стр.107

По желанию: Р.т. стр. 64 упр. 142

VI. Рефлексия

Высказывают своё мнение. Анализируют..

-С какой формой глагола мы познакомились на уроке?

- Почему она называется неопределенной?

- На какие вопросы отвечает?

- На что оканчивается?

- Какое открытие мы сделали  на уроке? (неопред. форма = начальная форма).

Чем она отличается от других форм?

Зачем мы познакомились  с неопред. ф. глагола?

 -Чтобы уметь образовывать разные формы глагола, чтобы грамотно писать глаголы. 

неопр.формой глагола?

- С произведениями каких авторов работали?

-А теперь давайте вернемся к глаголам, которые в начале урока мы выписали из стихотворения   С.Михалкова.

  Я предлагаю  вам сейчас  поставить их  в н.ф. Проверим, сможете ли вы выполнить  это задание?

Сидим       -     сидеть                        

Смотрим -     смотреть

Летят      -     лететь

Мокнут    -     мокнуть

Не хотят  –   не хотеть

- Вы с удовольствием поработали на уроке? (смайлики). У вас получилось быть внимательными, активными и старательными? Я всех благодарю за хорошую работу.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Беседа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка «Неопределённая форма глагола» 3 класс («Школа России») Учитель МКОУ «СОШ № 1 г.Юхнов Калужской области» Ларионова Елена Вячеславовна 2017 г.

Слайд 3

Мы … и … в окна. Тучи по небу … . На дворе собаки … , Даже … не … .

Слайд 4

Мы сидим и смотрим в окна. Тучи по небу летят . На дворе собаки мокнут , Даже лаять не хотят .

Слайд 5

Серге́й Влади́мирович Михалко́в (28 февраля (13 марта) 1913 — 27 августа 2009) Советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, публицист, военный корреспондент, сценарист, общественный деятель, автор текстов гимнов Советского Союза и Российской Федерации.

Слайд 6

Глаголы: сидим смотрим летят мокнут лаять не хотят

Слайд 7

с идим лаять с мотрим л етят м окнут н е хотят

Слайд 8

с идим лаять с мотрим л етят м окнут н е хотят время, лицо, число, род

Слайд 9

Неопределенная форма глагола Время, лицо, число, род

Слайд 10

Лаять (что делать?) Пр . вр . Наст. вр . лаял лает лаяла лают

Слайд 11

Неопределенная форма глагола Начальная форма глагола

Слайд 13

Лаять (что делать?)

Слайд 14

Если взять все эти лужи И соединить в одну…

Слайд 15

Если взять все эти лужи И соединить в одну … (Что с делать?)

Слайд 16

Начальная форма глагола – неопределенная форма глагола Что делать? Что сделать ?

Слайд 18

Ходить, косить, нести, носить, стричь, плести, везти, стеречь

Слайд 19

Ть , ти , ч ь Ходить, косить, нести, носить, стричь, плести, везти, стеречь

Слайд 20

Неопр. ф. = начальная форма Что делать? Что сделать? - ть , - ти , - чь

Слайд 22

Упражнение 181 (стр. 106) I ряд II ряд г о ворить – пог о в о рить р и совать – нар и совать ж е лать - пож е лать м о розить – зам о розить спр о сить – переспр о сить х о дить - ух о дить III ряд см о треть – посм о треть об ъ яснить – об ъ яснять ехать - под ъ ехать

Слайд 24

Полезные советы. Когда просыпаешься, нельзя (лежу ) в постели. Надо сразу (встаю) и ( делаю ) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

Слайд 25

Полезные советы. Когда просыпаешься, нельзя лежать в постели. Надо сразу вставать и делать зарядку . Между упражнениями необходимо делать небольшие паузы для отдыха. Нельзя задерживать дыхание, надо дышать спокойно . Зарядку нужно делать при открытой форточке.

Слайд 27

Н.ф. Сидим - Смотрим - Летят - Мокнут - Не хотят –

Слайд 28

Сидим - сидеть Смотрим - смотреть Летят - лететь Мокнут - мокнуть Не хотят – не хотеть



Предварительный просмотр:

-ть

-ти

ь

ься


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)

На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

урок русского языка по программе "Школа России"

По теме: «Предложения с однородными членами. Повторение»Цели урока:1. Повторить, проверить, систематизировать знания учащихся о предложении, об однородных членах предложения;2. Развивать умения ...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...

Презентация к уроку русского языка "Формы частей речи"

Эту презентацию можно использовать на уроках русского языка при обучении по любым учебникам....

Урок русского языка по программе Школа России. Тема урока: Изменение глаголов по временам .

Цель урока: - Актуализировать знание о временных формах глагола.Задачи:- повторить временные формы глагола;- способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употре...