Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока: Имя существительное. Дательный падеж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse._datelnyy_padezh.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Рахмонова Ирина Петровна
Класс: 3 класс
УМК: Перспектива
Предмет: Русский язык
Тема: Дательный падеж
Тип урока: Открытие новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: Урок № 19 в изучении темы «Имя существительное».
Цель: способствовать развитию умения распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу, предлогу, вспомогательным словам и окончаниям.
*Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
1. Познакомить с падежными и смысловыми вопросами, предлогами, вспомогательными словами, окончаниями имён существительных в дательном падеже. 2. Определять имена существительные в дательном падеже. | - самостоятельно определять учебную задачу; - планировать свою деятельность по решению учебной задачи; - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия; -самостоятельно организовывать свое рабочее место; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -прогнозировать предстоящую работу (составлять план); -осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | -уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; -выявлять сущность, особенности объектов (понимают, что такое дательный падеж имен существительных, его вопросы, предлоги, окончания); -на основе анализа объектов делать выводы; -обобщать и классифицировать по признакам; -ориентироваться на развороте учебника;
. | -уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе; -формулировать собственное мнение и позицию; - применять правила делового сотрудничества; - участвовать в продуктивном диалоге. | -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; -оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Ход урока
**Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Организовать самоопределение учащихся к учебной деятельности | Фронтальная | Учитель организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку, обеспечивает включение в деловой ритм. Организационный момент. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок (хором)….готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу (хором) …помогать. Повторение правил правильной посадки. –Ребята, откройте тетрадь. –Напишите число и вид работы. Подчеркните орфограммы. -Прокомментируйте выделенные орфограммы. | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим. Предметные: развитие орфографической зоркости. | Подготовка класса к работе | Фиксация положительного настроя на обучение |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности | Фронтальная | Учитель выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки, актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. Чистописание а п д е ж Образец написания букв по эталону. Выполнение задание в тетради и у доски учеником. -Как Вы думаете, почему я именно эти буквы выбрала для чистописания, соберите слово из данных букв и попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Дети формулируют цель урока) Сегодня на уроке мы продолжим изучать падежи имен существительных. Давайте проверим, насколько близко вы знакомы с падежными признаками. Послушайте и узнайте падеж. Игра «Блиц -турнир» 1. Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: Кто? Что? (существительное) 2. Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам) 3. Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? называются?... (одушевленные) 4.Имена существительные, отвечающие на вопрос что? называются? ....(неодушевленные) 5.Как называется изменение имен существительных по падежам?...(склонение) 6.Сколько всего падежей в русском языке?...(6 падежей) 7. Восстановите пословицу, употребив слово «друг» в нужном падеже. Познаётся, в, друг, беде. Ответ: Друг познаётся в беде. - Объясните смысл пословицы. - Запишите пословицу правильно. С места комментирует ученик написания предложения. - Определите падеж имён существительных. Как определили падеж выделенных существительных? Проверь себя! Проверка по эталону: Молодцы! Справились с заданием! Зарядка для глаз | Личностные: мобилизация внимания. Коммуникативные: определение цели деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. Предметные: признаки именительного, родительного, дательного, винительного падежей, умение выполнять синтаксический разбор предложения. | Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки | Активизация имеющихся знаний |
3 | Постановка учебной задачи, выявление затруднения: в чём сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия . | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения. | Фронтальная | Учитель создает проблемную ситуацию. - Составь пословицу правильно, употребив слово «работа» в нужном падеже. По работа и награда. - Определи падеж выделенного существительного. - Постарайтесь сформулировать тему урока, о каком падеже идет речь. 1) - А вы знаете, почему этот падеж назвали «дательным»? - Давайте разберемся. - От какого слова произошло название падежа? (От слова «дать») - Подберите синонимы к этому слову. ( вручить, предоставить). Работа с учебником с.29. Сообщение профессора Самоварова. Дательный падеж (кому? чему?) — его название происходит от слова «дать», потому что он нередко указывает на того, кому что-либо дают. | Регулятивные: формулирование темы и целей; познавательные общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; познавательные логические: формулирование проблемы Предметные: расширение лексического запаса слов. | Постановка цели, формулирование (уточнение) темы урока | Наличие целеполагания |
4 | Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. | Построить проект выхода из затруднения. | Фронтальная | Учитель побуждает к построению проекта выхода из затруднения. Конкретизируйте цель нашего урока. – Составим план, по которому мы будем изучать особенности существительных в дательном падеже. План. 1) Падежные вопросы. 2) Смысловые вопросы. 3) Вспомогательное слово. 4) Предлоги. 5) Окончания. 6) Член предложения. - Сравните свой план с выведенным на слайде. Требуется ли корректировка плана? -Скажите, какую информацию мы уже можем внести в кластер о существительных в Д. п.?(падежные вопросы) -Чтобы выяснить другие особенности существительных в Д. п., нам необходимо будет провести исследование. -Какой способ исследовательской работы в нашем коллективе показал себя как весьма эффективный? (групповой) | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Предметные: фиксирование названия падежа и падежных вопросов. | Составление плана достижения цели и определение средств (алгоритм, модель и т.д.) | Фиксирование плана деятельности |
5 | Реализация выбранного плана по разрешению затруднения («открытие» нового знания) | Реализовать построенный проект . | Групповая | Учитель организует работу в микрогруппах по уровню сложности выполнения задания. Побуждает обучающихся к выдвижению гипотез, высказываний, к анализу и синтезу языкового материала. Формирует способность поиска нужной информации для доказательства мнения в микрогруппе.
1 группа. – Найдите имена существительные в дательном падеже. Определите смысловые вопросы существительных в Д.п. Подплыл корабль к пристани. По лестнице капитан сошёл на берег. Он привёз подарки своим родным. Матери капитан привёз пуховый платок, жене жемчужное ожерелье, дочери красивую ракушку. Все довольны подаркам. 2 группа. Найдите имена существительные в дательном падеже. Понаблюдай за существительными в дательном падеже. С какими предлогами они употребляются?
В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. (А. С. Пушкин)
Вот и слышит будто стон… (А.С. Пушкин) 3 группа Отметь « галочкой» ряд, в котором все существительные стоят в форме Д.п., определи число, выдели окончания.
4 группа. Разберите по членам предложения и скажите, каким членом предложения являются существительные в Д.п. Девочка побежала по дорожке. Она пришла к пекарю в пекарню. Маша протянула денежки пекарю и купила сладкий пряник. Девочка вернулась домой и сказала слова благодарности милой бабушке. 2. Заполнение кластера. – Представитель от группы отчитывается о проделанной работе в форме защиты работы у доски. Каждый ребенок заполняет личный кластер и ( падежные вопросы, смысловые вопросы, предлоги, вспомогательные слова и падежные окончания имен существительных в творительном падеже, синтаксическая роль таких существительных) 3. Сравнение кластера «Дательный падеж» с эталоном на экране. | Познавательные: -извлекать необходимую информацию из прослушанного и увиденного. -самостоятельное выделение в тексте необходимой информации, - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные: оценка деятельности группы, самооценка Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью. Предметные: давать определения новым понятиям темы- падежным и смысловым вопросам, предлогам, вспомогательными словам, окончаниями имён существительных в дательном падеже и их синтаксической роли. | Работа по теме урока в группах. | Реализация построенного проекта. Обобщение и систематизация полученных знаний. |
6 | Первичное закрепление нового знания. | Организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи. | Фронтальная Групповая | Учитель устанавливает осознанность восприятия, организует первичное закрепление. Все ли пункты нашего плана мы реализовали? Кто из ребят может дать пояснение о Дательном падеже по плану. Игра «Своя игра» - На какие вопросы отвечают существительные в Д. п? - Какие бывают предлоги у существительных в Д.п.? - Назовите вспомогательные слова Д.п. - Приведите примеры имен существительных в Д.п. Спасибо, ребята, молодцы! Физминутка. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Предметные: признаки имен существительных в дательном падеже. | Решение типовых заданий с проговариванием алгоритма вслух | Наличие первичного закрепления |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых задачах. | Индивидуальная | Учитель организует деятельность по применению новых знаний. - Прослушайте стихотворение Корнея Чуковского. - Ваша задача - выписать все существительные в дательном падеже. Сколько существительных выписали? - Самопроверка по эталону. Зарядка для глаз. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, Регулятивные: самооценка. Предметные: поиск имен существительных в дательном падеже в тексте. | Самостоятельная работа. Самопроверка, пошаговое сравнение с эталоном. | Развитие учебно –языковых умений. |
8 | Включение в систему знаний и умений | Выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.
| Фронтальная Индивидуальная | Учитель организует деятельность по применению новых знаний. 1.Работа в учебнике. Упр. 51, стр. 29 – развивается умение составлять словосочетания с существительными в Д.п. с предлогами и предложения с однородными членами. Почтальон[у] все рады. Он каждый день вручает заказные письма люд[ям]. Почтальон отдаёт поздравительные открытки именинник[ам]. Он приносит газеты бабушк[ам] и дедушк[ам] прямо домой, носит детские журналы ребят[ам]. Работа почтальона очень важная и нужная. | Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: анализ объектов, построение логической цепочки рассуждений. Предметные: упражнения в употреблении имен существительных в дательном падеже | Повторение учебного содержания | Обеспечения содержательной непрерывности обучения |
9 | Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Организация рефлексии и самооценки учениками своей учебной деятельности на уроке. | Индивидуальная Фронтальная | Учитель организует рефлексию. Игра «Хочу всё знать!» Правильные ответы обведи в кружок. 1. Выбери вопросы дательного падежа: р) кто? что? з) кому? чему? н) кого? чего? 2. Выбери вспомогательное слово дательного падежа. н) дам л) есть в) нет 3. Найдите предлоги дательного падежа. о) от, под е) о, об а) к (ко), по 4. Каким членом предложения является имя существительное в дательном падеже? т) второстепенным д) главным 5. Найди имя существительное в дательном падеже. ю) без подруги и) друг о) к берегу 6. Сколько всего падежей в русском языке? к) 6 р) 7 б) 8 – Удалось ли выполнить задание полностью? Проверка по эталону - Все ли получили звание «Знаток»? – Что получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? -Не забудьте сделать отметку на экране деятельности (дети при выходе на перемену прикрепляют стикер с именем (имя ребенка пишется на оборотной стороне стикера) на экран по графам: 1. Теперь я умею определять имена сущ. в Д.п. 2. Было трудно, но я справился. 3. Я не справился. Мне требуется помощь) - Из неё я получу информацию о планировании дальнейшей работы на следующем уроке. Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам! За то, что упорно и дружно трудились, И новые знания всем пригодились! Учитель организует и контролирует запись домашнего задания Упр. 52 на стр. 30 | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Личностные: осознавать успешность своей деятельности. | Самооценка собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов. | Высокая степень соответствия целей и результатов |
*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).
**Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31
Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...
Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Главная цель работы над темой:Создание условий для формирования у...
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".
Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....
Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода....
Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А
Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...