Конспект и презентация к уроку русского языка по теме "Дательный падеж" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Каледина Лариса Григорьевна

Конспект и презентация к уроку русского языка по теме "Дательный падеж" 4 класс

Образовательная программа  "Школа 2100"

Урок направлен на развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д.п.) имён существительных в тексте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл datelnyy_padezh.rar1.7 МБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

СЛОВО.

ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ

ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ

Урок 55 (65).

Тема: Дательный падеж

– Развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д.п.) имён существительных в тексте.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Оргмомент

II. Актуализация знаний.

  1. Языковая разминка.

III. Постановка учебной проблемы.

IV. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Слайд 1

- Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

-Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята!

Сегодня, как и всегда, мы будем работать под девизом: «Учение и труд по жизни ведут». Так что в путь!

Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

- Вы знаете, что такое альпинизм?

(вид спорта, целью которого является покорение горных вершин)

- А кто такие альпинисты?

(Это люди, занимающиеся альпинизмом).

Слайд 2

-Я предлагаю вам отправиться в путешествие, точнее в ЭКСПЕДИЦИЮ. У вас не возникло вопроса? Толкование слова экспедиция найдём в толковом словаре. (Поездка для каких - то научных или других исследований).

Слайд 3

 - Познакомимся с планом экспедиции.

1. Тренировка

2. Новая гора.

3. Покорение вершины.

4. Дорога к дому.

- Так как наша экспедиция связана с темой по русскому языку, в качестве тренировки проведём языковую разминку. Запишите пол диктовку следующее предложение:

Свет нового дня уже заливал вершины далёких гор.

Слайд 4

1. Обозначить все орфограммы.

2. Выполнить синтаксический разбор и выписать все словосочетания.

3. Определить падежи всех имён существительных.

Слайд 5

Проверка (один ученик у доски).

Самооценка.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Слайд 6.

- Прежде чем начать подъём на новую гору, вспомним, чему мы учились на предыдущих уроках.

- Расшифруйте следующую запись:

Слайд 7

 - А теперь прочитайте слова и подумайте, по какому признаку мы можем разбить их на 3 группы и найдите лишнее слово.

- Запищите слова в 3 столбика.

(В экспедицию, альпинист, от обрыва, для друга, лавина, радисту, из похода, через лес, камнепад, на скалы).

Проверка.

Слайд 8

И. п.

Р. П.

В. п.

альпинист

от обрыва

в экспедицию

лавина

для друга

через лес

камнепад

из похода

на скалы

- Какое слово не написал ни в одну из групп? Почему?

Слайд 9

Уч.- Сформулируйте тему нашего урока.

(Дательный падеж)

- По какому плану мы изучаем падежи имён существительных?

(открываю на доске план)

Падежные вопросы.

Вспомогательное слово.

Предлоги.

Член предложения.

- Что мы уже знаем о дательном падеже? (падежные вопросы и вспомогательное слово)

- Ориентируясь на план, сформулируйте цель урока.

Цель: расширить знания о дательном падеже.

Задачи экспедиции (определяют учащиеся):

  1. познакомиться с особенностями существительных в дательном падеже
  2. учиться определять падежи.

Вы будете вести дневники нашей экспедиции. (Работа в тетради)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

V. Открытие новых знаний

Слайд 10

– Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Георгия Граубина, сказал:

«Такой падеж…

Я с детства не терплю:

Давать,

Делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю».

– Правильно, речь идёт о дательном падеже.

  1. Работа с учебником.

История названия «дательный» падеж. Упр. 144.

– Просмотрите текст этого упражнения, не читая его.

– Какую информацию вы надеетесь получить из этого упражнения?

– Прочитайте текст более внимательно. Оправдались ли ваши

предположения? Что нового узнали из текста?

– С каким словом тесно связано название «дательный»?

– Вот как эту мысль проиллюстрировал поэт.

Если б я названия

Падежам давал,

Я б тогда дарительным

Дательный назвал!

(Т. Рик)

Работа со словом щедрый в толковом словаре.

2.  «Что мы знаем о дательном падеже».

– Расскажите, что вы знаете о дательном падеже.

 Слайд 11 (на слайде представлено предложение).

– Прочитайте предложение, спишите, вставив подходящие предлоги.

Альпинисты шли … горе … лесу (к, по).

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

- В каком падеже стоят остальные имена существительные?

– Запомните эти два предлога дательного падежа. Дополним  нашу

таблицу предлогами.

- Какими членами предложения являются слова к реке и по лесу ?

(открываю таблицу).

- На что указывают слова в дательном падеже? (на место действия)

3. Работа с таблицей в учебнике.

а) Сравните составленную вами таблицу с таблицей в учебнике на

с. 127 после упр. 145.

– Есть ли отличия?

– Может ли употребляться дательный падеж без предлога? Приведите пример.

Слайд 12

(читаем стихотворение)

Слайд 13

– Вспомните предлоги, которые употреблялись с Р. п. и В. п.

– Сравните предлоги, с которыми употребляются все три падежа. Повторяются ли предлоги?

– Какой вывод можно сделать? (Предлог помогает определить падеж.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

VI. Развитие умений.

Слайд 14

- Ребята, в таком сложном и опасном виде спорта, как альпинизм, очень важно уметь работать дружно и слаженно, так как от этого порой зависит даже жизнь товарища.

1.Работа в группе.

- Капитаны групп, получите задание.

Вам нужно выбрать только те словосочетания, в которых существительные стоят в дательном падеже и с одним из них составить предложение).

 Скучаю по осени, взбираюсь по склону, радоваться инею, навстречу ветру, подходит к палатке, иду к тропе, дневник экспедиции, выручить друга, мечты о доме, любуюсь закатом, вершина горы.

Проверка. (Командиры выходят к доске, показывают результат и говорят предложение)
2. Самостоятельная работа.

- Перед вами лежат конверты. Прочитайте, что на них написано. В каком падеже?  Значит, кроме места действия, существительное в дательном падеже ещё указывает на человека, в отношении которого совершается действие. В конвертах лежат карточки для самостоятельной работы.

Слайд 15

Проверка

Слайд 16

    Группа альпинистов переходит ледник. Пять человек идут в связке. Ведёт их опытный альпинист. В группе есть радист, он поддерживает связь с базой.
    Недавно был снегопад. Вокруг красивый пейзаж. Лёд сверкает на солнце, снежная вершина впереди похожа на алмаз. Яркий свет режет глаз.
    Командир достаёт компас. Надо точно выверить маршрут. А вот ровная площадка. Можно сделать привал, выйти на связь с базой, послушать сводку погоды.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

VII. Домашнее задание

VII. Рефлексия

Слайд 17

- Какие умения формировали на уроке?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

Слайд 18

- Мы вместе добились поставленной цели.

Но как оценит каждый из вас свою степень достижения цели сегодняшнего урока. К ней ведут 3 ступеньки. Верхняя – «Я у цели», средняя – «Ещё немножко», нижняя – «Скоро у меня всё получится».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"

Конспект урока содержит много интересных и развивающих  упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного....

конспект и презентация к уроку русского языка 3 класс "сложные слова"

конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе "Сложные слова"Цель: обобщить и систематизировать знания о сложных словах.Задачи: Обучающие: повторение значимых частей слова,...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Образование имён прилагательных".

Конспект урока русского языка в 4 классе  по теме: "Образование прилагательных". Цели: Образовательные:- познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;- ...

Конспект и презентация к уроку русского языка во 2 классе.

Предложение как единица речи. Знаки препинания в конце предложения (учебник Рамзаевой)...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100"

Конспект к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100". Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....

Конспект и презентация к уроку русского языка «Правописание слов с разделительным Ъ», 2 класс

Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока: развивать умение правильно писать слова с разделительным твёрдым знаком.Задачи урока :Образовательные: • отработать навык правописания слов с ...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект и презентация к уроку русского языка в 3 классе  по теме "Корень слова. Однокоренные слова". На уроке решается проектная задача. Дети создают продукт- лэпбук. Работа в разноуро...