Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Включение в деловой ритм. — Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок.
| Подготовка класса к работе. Отвечают учителю рифмовку. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!
| – выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (Л); – умение отвечать за себя и других участников учебного процесса (К). |
— Откройте тетради, запишите число и «Классная работа». — Сегодня я предлагаю вам продолжить путешествие по стране Морфемика. Прошлый раз мы изучали город Корень, а сегодня отправимся дальше. | Открывают тетрадь, записывают число и «классная работа» |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. - Фронтальный опрос по теме «Корень».
— Вспомните, что называется корнем?
— Как пишутся корни в однокоренных словах?
|
- Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение. - Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково
| – действие смыслообразования (Л); – волевая саморегуляция (Р); – контроль и коррекция (Р); – умение структурировать знания (П); – анализ, синтез, выбор основания для сравнения (П); – использование знаково-символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |
- Работа в парах
— У вас на столах лежат полоски со словами. Составьте из них предложение. Целый день у дом прыгают домашние кролик
— Измените слова дом и кролик и запишите получившееся предложение в тетрадь.
— Найдите в предложении однокоренные слова и выделите в них корень — Почему эти слова называются однокоренными?
|
Дети сообщают, что нужно изменить форму слов дом и кролик, чтоб получилось связное предложение.
Составляют из слов предложение, записывают в тетрадь. Один ребенок работает у доски.
- Дома, домашние
- У этих слов общее лексическое значение и общий корень |
— Подчеркните грамматическую основу — Дайте характеристику предложению
— Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков — Докажите свое мнение
— Найдите одно слово, в котором звуков больше, чем букв — Докажите свой ответ
Контролирует правильное написание и разбор предложения у доски. Организует самопроверку.
| - Кролики прыгают
- По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, по наличию грамматических основ – простое, и по наличию второстепенных членов –распространенное - День
- Мягкий знак не обозначает звук
- Прыгают, домашние - йотированная буква ю, е, стоит после гласного, значит, обозначает два звука
|
3. Постановка учебной задачи | Создает проблемную ситуацию. — Вот теперь мы готовы отправиться в путешествие дальше. А куда мы отправимся вам надо узнать. Организует работу в парах. Активизирует знания учащихся. Работа в парах — Прочитайте слова в столбиках кролик кролик кроличий кролику крольчиха за кроликом крольчата кролики — По какому признаку я их разделила?
— Докажите
|
Работают в парах. Сравнивают слова в столбиках, объясняют способ деления.
- В первом столбике однокоренные слова, а во втором нет - В первом столбике слова имеют общее значение и одинаковый корень, а во втором имеют одно лексическое значение, но разную форму слова
| – действие смыслообразования (Л); – волевая саморегуляция (Р); – прогнозирование (Р); – целеполагание (Р); – оценка (Р); – анализ, синтез, выбор основания для сравнения (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |
— Какая часть слова меняется во втором столбике? Предположите, как она называется? ( подсказка: этой частью оканчивается слово) — Эта часть слова называется окончанием. — Вам знакомо это понятие? Покажите светофорчики.
Подводит к формулированию темы и цели урока. |
Ученики высказывают свои предположения
Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении учебного задания.
|
— Многие подняли зеленый и желтый цвет, так над чем мы сегодня будем работать? Сформулируйте тему урока.
| Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организует учебный диалог по исследованию проблемной ситуации. — Исходя из темы урока, постарайтесь определить, какие задачи мы должны решить?
Предлагает сформулировать дидактическую цель урока.
Записывает цель урока |
Ученики предлагают варианты ответов, вместе подводим к плану работы.
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). | – самопознание: осмысление личных мотивов выполнения учебных действий (Л); – планирование и прогнозирование (Р); – постановка учебной задачи (Р); – умение структурировать знания (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – выдвижение гипотез и их обоснование (П); – моделирование (определение последовательности учебных действий для решения поставленной учебной задачи) (П); – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К); – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К) |
5. Работа по теме урока
ФИЗМИНУТКА | — За горами Морфемики расположена деревня под названием Окончание. Все жители деревни - домоседы. Они очень редко покидают свои домики. Давайте с ними познакомимся.
Организует квазиисследование для нахождения способа решения учебной задачи: - выведение определения окончания. - работа в тетрадях (выписывание словосочетаний) |
Обсуждают варианты решения учебной задачи. Отвечают на вопросы, анализируют, выводят понятие «окончание»
| – самопознание: удовлетворение личных мотивов выполнения учебных действий (Л); – действия контроля в форме сличения способа действий и его результата с тем, что по этому поводу содержится в учебнике (Р); – оценивание качества и уровня усвоения (Р); – поиск и выделение необходимой информации (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – обобщение, подведение под понятие (П); – смысловое чтение любого текста (П); – создание способов решения проблем поискового характера (П); – умение выражать свои мысли, аргументировать их (К); – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К) |
— А чтобы это сделать, нужно выполнить задание. 1. Понятие об окончании и его роли в предложении. — Прочитайте предложения (на доске).
— Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? Учитель стирает скобки, записывает слова верно. — Назовите корень в измененных словах — Проверьте, изменилось ли что-нибудь в корне слова? — Проверьте, изменилась ли часть слова после корня? — Как называется эта часть слова? — Так что же такое окончание? — А смысл слова изменился? — А почему нужно было изменить окончание в слове дача?
— Для чего же служит окончание? — Вы верно выполнили задание, а вот и жители деревни Окончание. |
Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Мы часто отдыхаем на (дача). - Изменить форму слова дача.
- дач-
- не изменилось
- изменилась
- Окончание - Изменяемая часть слова - Нет - Чтобы предложение имело смысл, и слова в предложении были связаны между собой по смыслу - Для связи слов в предложении
|
— Выпишите словосочетания, в которые входит слово дача. Выделите окончания □. Организует самопроверку
| Составляют и записывают словосочетания, выделяют окончание: (наша дача, ездим на дачу, раскинулся за дачей, отдыхаем на даче)
|
- Понятие об нулевом окончании .
— В карточке №1 нужно выделить окончание в словах. Выделите окончание в словах. Дома, к дому, домом, дом. Под столом, у стола, в столе, стол. Книга, книгу, в книге, много книг. — Во всех ли словах у вас получилось выделить окончание? — А может быть такое, чтоб у слова не было окончания? — Откройте учебник на стр. 60 и прочитайте правило.
|
Выделяют окончание в словах карточки №1. Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении учебного задания.
Читают правило в учебнике.
|
3. Работа по учебнику: Знакомство с правилом (с. 60). — Прочитайте правило. — Что такое окончание? — Каким может быть окончание? — Что можно сказать о нулевом окончании?
— Как называется часть слова без окончания? Та слова часть, что изменяется Окончанием называется. Остальную же часть слова. Именуем мы основой. — А теперь вы можете выделить окончание в пропущенных словах? — Выпишите в тетрадь слова с нулевым окончанием и обозначьте его. Организует самопроверку
|
- Изменяемая часть слова - Нулевым - Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой
- Основа
- можем
Выписывают слова с нулевым окончанием: (дом, стол, книг)
|
6. Первичное закрепление | Устанавливает осознанность ситуации. Организует работу по учебнику упр. 131 (с. 61). Задает вопросы для осознанности выполняемого упражнения. — Прочитайте текст. — Найдите слово, которое встречается в тексте два раза в форме единственного и множественного числа. — Это однокоренные слова?
— Выполните задания к упражнению.
— Назовите окончание в слове голубь. — Назовите окончание в слове голуби, — Прочитайте однокоренные слова. — Назовите корень в этих словах |
- Голубь и голуби - Нет. Это формы одного слова Выполняют упражнение с проговариванием алгоритма вслух. Применяют на практике полученные знания. Записывают слова в тетрадь.
- Нулевое
- (-и.)
- Голубь, голубятни - голуб- | – самопознание: удовлетворение личных мотивов выполнения учебных действий (Л); – коррекция собственных ошибок и недочетов (Р); – оценивание качества и уровня усвоения (Р); – поиск и выделение необходимой информации (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – смысловое чтение любого текста (П); – планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К); – умение выражать свои мысли, аргументировать их (К); |
7. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний. — Жители деревни Окончание предлагают вам задание. В карточке №2 стихотворение. В некоторых словах пропущено окончание, допишите его. Допишите окончания к словам У норы добычу ждёт, Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кот... А теперь и за версту Не приблизится к кот… Крыса старая и та, Видя грозного кот…, Удерёт в нору под дом, Чтоб не встретиться с кот…, Там дрожит, и в темноте Вспоминает о кот...
|
Самостоятельная работа | – самоопределение (Л); – контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р); – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К); – планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К) |
Самопроверка по эталону
— Проверьте, правильно ли вы дописали окончание. — В каких словах пришлось дописать окончание? — Почему? Для чего служит окончание?
| Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
- кота, коту, котом, коте
- Для связи слов в предложении
|
Работа в паре. — Посмотрите на дома в деревне Окончание. Отвечая на вопросы составьте предложения со словом ДОМ в разных формах. Вам помогут вопросы на карточке №3. Составьте текст, отвечая на вопросы. — Сколько этажей в доме? — Что ведёт к дому? — Чем огорожен дом? — Что растет за домом? — Запишите текст в тетрадь, выделите окончание в слове ДОМ во всех предложениях. |
Составляют текст по картинке и вопросам. Записывают его в тетрадь. |
Работа в группе. Карточка №4 Составьте слова из предложенных корней и окончаний ем, а, ы, ом, у, е, я, ю
|
Образуют группы. Предлагают варианты ответов. Договариваются. Записывают. |
8. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. Фронтальный опрос по новой теме. Сопоставление плана работы с выполнением заданий. — Вспомните, какие задачи мы ставили вначале урока?
— Поднимите сигнальные карточки, кто считает, что мы выполнили запланированное.
|
Отвечают на вопросы. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. - ознакомиться с определением окончания; - узнать, каким бывает окончание; - научиться графически выделять окончание в словах; - определить, какую роль в предложении играет окончание
| – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); – действие смыслообразования (Л); – прогнозирование (Р); – волевая саморегуляция (Р); – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и сто еще подлежит усвоению (Р); – оценка процесса и результата своей деятельности (Р); – умение структурировать знания с учетом вновь приобретенных (П); – умение выражать свои мысли (К)
|
Организует работу в группах для определения усвоенных знаний (карточка №5) — Чтобы проверить, как вы усвоили новую тему, предлагаю заполнить кластер. Объединитесь в группы.
— Что такое окончание? — Как называется часть слова без окончания? — Что такое нулевое окончание?
|
Работают в группах (заполняют кластер) Применяют на практике полученные знания. Делают вывод
|
— Оцените свою работу на уроке. Организация оценивания своей работы на уроке.
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
|
Записывает Д/З, объясняет выполнение. | Записывают № упражнения в дневник. |