«Проверяемые и непроверяемые орфограммы».Урок русского языка.
материал по русскому языку (3 класс)

Развивать умение находить в корне слов проверяемые и непроверяемые орфограммы и подбирать проверочные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка

Тема: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы»

2 класс (УМК «Школа России», учебник В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого).

Тип урока: урок рефлексии.

Цель: закрепление и коррекция изученных способов проверки слов с безударным гласным звуком в корне; создание условий для развития умения осуществлять самопроверку знаний.

Задачи: развивать умение находить в корне слов проверяемые и непроверяемые орфограммы и подбирать проверочные слова.

Формы работы: работа в парах, в группе, самостоятельная.

Оборудование: аудиозапись песни «У леса  на опушке жила зима в избушке…» (сл. С.Островского, муз. Э. Ханка); презентация; учебник; рабочая тетрадь 9авт. В.П.Канакина).

Планируемые результаты: предметные (умение определять проверяемые и непроверяемые  орфограммы в корне слова ; подбирать проверочные слова; знать словарные слова); личностные (определять границы собственного знания и «незнания»; осознавать ценность изучаемого материала, формировать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к предмету и уважительного отношения к иному мнению); метапредметные (познавательные: способности понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы;  анализировать, сравнивать, группировать и обобщать при решении логических заданий с буквами; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; коммуникативные : способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свои достижения на уроке).

1 Мотивирование к учебной деятельности.

На доске запись : «Ленивому и лениться лень».

-Обратите внимание на предложение на доске.

Что вы можете сказать  об этой записи? (Это пословица)

К кому можно применить эту пословицу?  (К  тому, кто  не любит трудиться.)

Зачем человеку надо трудиться?

В чем заключается ваш труд на уроке?

(Внимательно слушать, отвечать на вопросы, выполнять задания..)

Какие задания можно сформулировать к этой пословице? (Найти  однокоренные слова, выделить корень…)

Как однокоренные слова могут помочь друг другу? (Одни из них могут быть проверочными к другим.)

2. Чистописание.

- Отгадайте  зимнюю загадку:

Какой это мастер

На  стекла нанес

И листья , и травы,

И заросли роз? (мороз)

Мы с вами тоже попробуем нарисовать узоры, но сначала проведем разминку для рук.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для чижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

Ну а волку кожура!

Ученики пишут буквы ааа   ооо   еее   яяя   иии.

3. Постановка учебной задачи.

- Написанные  буквы помогут вам определить тему сегодняшнего урока.

Эти буквы гласные или согласные? (гласные)

Когда они являются орфограммой? (Если они  обозначают безударный звук.)

В какой части слова  мы проверяем безударные  гласные? (В корне слова .)

Какую тему мы будем закреплять? (Сегодня мы обобщим свои знания по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» , сможем ответить на вопрос: что мы усвоили хорошо, а над чем нам следует еще поработать.)

4. Первичное закрепление.

- Закрепить навыки правописания слов с изученной орфограммой помогут задания учебника. Посмотрите на  задание 172 на страницах 108- 109.

Перед вами  орфографическая задача. В чем  она заключается? (Ответы учащихся)

На какие  две группы и по какому признаку можно разделить эти слова?

Вспомните , как выбрать правильное написание безударного гласного в корне слова. Повторим хором  правило:

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно!

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

Запишите слова упражнения в два  столбика, поставьте ударение, подчеркните буквы, которые вы выбрали.

Сверьте в парах  свою работу. Сделайте вывод о правописании слов каждого столбика.

5. Игра  «Наоборот».

- Теперь давайте поиграем в игру «Наоборот»

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь…(близко)

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь…( пол)

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты (нашел)!

Скажу тебе я слово трус.

Ответишь ты: (храбрец).

Теперь начало я скажу.

Ответишь ты…(конец).

   По Дж. Чиарди, в переводе Р. Сефа.

По ходу игры учитель записывает слова парами на доску.

- Кто понял  по игре , о каких словах идет речь? (Об антонимах, словах с противоположным значением.)

Назовите в парах слова с проверяемым гласным в корне. ( Высоко, далеко, храбрец.) Подберите к ним проверочные.

6. Выполнение  упражнения 102 из рабочей тетради 9с.47)

Подбор синонимов к словам: дети - …, школьник - …, путь - …, узор - …

- С какой орфограммой встретились словах ребята, дорога, рисунок? (Непроверяемая безударная гласная в корне слова.)

Что нужно сделать, чтобы правильно записать слова с этой орфограммой? ( Вспомнить, как пишется это слово, или  посмотреть в орфографическом словаре.)

Физминутка.

Выполнение упражнений под мелодию песни «У леса на опушке жила зима в избушке…»

7. Работа над предложением.

-Мы послушали  зимнюю песенку. Зимой в избушке тепло и уютно. А кому особенно трудно приходится зимой? ( Птицам, зверям.)

Каких зимующих птиц вы знаете? Посмотрите на слайды, рассмотрите фотографии зимующих у нас птиц.

Как мы можем помочь нашим зимующим птицам? (Ответы детей)

Какое задание вам предлагается на следующем слайде? Прочитайте его.

Составьте из слов предложения.

нар.дили , в, р.бята , елку, лесу

принес, м.рковку, Ваня

развесил , на, бусы, Петя, из, р.бины, ветках

зайцы, лакомились, и, птицы, г.стинцами

РАБОТА В ПАРАХ.

-Что такое текст? Можно ли назвать наш набор предложений текстом? (Да) Подберите заголовок к этому короткому тексту.

ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ.

-Какие задания можно выполнить по первому предложению? (Найти  грамматическую основу, поставить вопросы к второстепенным членам предложения.)

Выполните эти задания. Работайте в парах.

8. Контроль и самопроверка знаний.

-Вернемся к пословице, с которой  мы начинали наш урок. Найдите в ней  однокоренные слова. Какое  из них является проверочным? Почему? (Лень)

9. Работа в группах со словарем однокоренных слов.

1-я группа : найти группу однокоренных слов с проверяемым безударным гласным А , записать проверочные слова.

2-я группа : найти группы однокоренных слов с проверяемым безударным гласным О, записать проверочные слова.

3-я группа : найти группу однокоренных слов с проверяемым безударным гласным И , записать проверочные слова.

Проверка.

10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

- Какое задание на уроке вам было легко выполнить?

Над чем вам следует еще поработать?

11. Домашнее задание : выполнить упражнение 175 на странице 110 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс

Презентация к уроку: Обобщение раздела. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Презентация к уроку русского языка по теме: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова". УМК школа России....

УМК "Школа России" 3 класс русский язык "Обобщение знаний о способах проверки слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова."

Конспект урока  по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева и презентация по теме "Обобщение знаний о способах проверки слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в к...

Урок русского языка во 2 классе "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".

Данный материал представляет собой конспект урока русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"), который был представлен и апробирован как открытый урок в рамках школьного методического оюъедин...

Русский язык.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в словах

Урок русского языка в 1 классе по теме: «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные   в   словах»   был разработан на основе программы    Федерал...

Урок русского языка 3 класс "Слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне"

Цель:1.Отработать умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.2.Формировать умения правильно подбирать проверочные слова.3.Развивать творческое  мышление....