«Проверяемые и непроверяемые орфограммы».Урок русского языка.
материал по русскому языку (3 класс)
Развивать умение находить в корне слов проверяемые и непроверяемые орфограммы и подбирать проверочные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы»
2 класс (УМК «Школа России», учебник В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого).
Тип урока: урок рефлексии.
Цель: закрепление и коррекция изученных способов проверки слов с безударным гласным звуком в корне; создание условий для развития умения осуществлять самопроверку знаний.
Задачи: развивать умение находить в корне слов проверяемые и непроверяемые орфограммы и подбирать проверочные слова.
Формы работы: работа в парах, в группе, самостоятельная.
Оборудование: аудиозапись песни «У леса на опушке жила зима в избушке…» (сл. С.Островского, муз. Э. Ханка); презентация; учебник; рабочая тетрадь 9авт. В.П.Канакина).
Планируемые результаты: предметные (умение определять проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова ; подбирать проверочные слова; знать словарные слова); личностные (определять границы собственного знания и «незнания»; осознавать ценность изучаемого материала, формировать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к предмету и уважительного отношения к иному мнению); метапредметные (познавательные: способности понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; анализировать, сравнивать, группировать и обобщать при решении логических заданий с буквами; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; коммуникативные : способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свои достижения на уроке).
1 Мотивирование к учебной деятельности.
На доске запись : «Ленивому и лениться лень».
-Обратите внимание на предложение на доске.
Что вы можете сказать об этой записи? (Это пословица)
К кому можно применить эту пословицу? (К тому, кто не любит трудиться.)
Зачем человеку надо трудиться?
В чем заключается ваш труд на уроке?
(Внимательно слушать, отвечать на вопросы, выполнять задания..)
Какие задания можно сформулировать к этой пословице? (Найти однокоренные слова, выделить корень…)
Как однокоренные слова могут помочь друг другу? (Одни из них могут быть проверочными к другим.)
2. Чистописание.
- Отгадайте зимнюю загадку:
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья , и травы,
И заросли роз? (мороз)
Мы с вами тоже попробуем нарисовать узоры, но сначала проведем разминку для рук.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для чижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
Ну а волку кожура!
Ученики пишут буквы ааа ооо еее яяя иии.
3. Постановка учебной задачи.
- Написанные буквы помогут вам определить тему сегодняшнего урока.
Эти буквы гласные или согласные? (гласные)
Когда они являются орфограммой? (Если они обозначают безударный звук.)
В какой части слова мы проверяем безударные гласные? (В корне слова .)
Какую тему мы будем закреплять? (Сегодня мы обобщим свои знания по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» , сможем ответить на вопрос: что мы усвоили хорошо, а над чем нам следует еще поработать.)
4. Первичное закрепление.
- Закрепить навыки правописания слов с изученной орфограммой помогут задания учебника. Посмотрите на задание 172 на страницах 108- 109.
Перед вами орфографическая задача. В чем она заключается? (Ответы учащихся)
На какие две группы и по какому признаку можно разделить эти слова?
Вспомните , как выбрать правильное написание безударного гласного в корне слова. Повторим хором правило:
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно!
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Запишите слова упражнения в два столбика, поставьте ударение, подчеркните буквы, которые вы выбрали.
Сверьте в парах свою работу. Сделайте вывод о правописании слов каждого столбика.
5. Игра «Наоборот».
- Теперь давайте поиграем в игру «Наоборот»
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь…(близко)
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь…( пол)
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты (нашел)!
Скажу тебе я слово трус.
Ответишь ты: (храбрец).
Теперь начало я скажу.
Ответишь ты…(конец).
По Дж. Чиарди, в переводе Р. Сефа.
По ходу игры учитель записывает слова парами на доску.
- Кто понял по игре , о каких словах идет речь? (Об антонимах, словах с противоположным значением.)
Назовите в парах слова с проверяемым гласным в корне. ( Высоко, далеко, храбрец.) Подберите к ним проверочные.
6. Выполнение упражнения 102 из рабочей тетради 9с.47)
Подбор синонимов к словам: дети - …, школьник - …, путь - …, узор - …
- С какой орфограммой встретились словах ребята, дорога, рисунок? (Непроверяемая безударная гласная в корне слова.)
Что нужно сделать, чтобы правильно записать слова с этой орфограммой? ( Вспомнить, как пишется это слово, или посмотреть в орфографическом словаре.)
Физминутка.
Выполнение упражнений под мелодию песни «У леса на опушке жила зима в избушке…»
7. Работа над предложением.
-Мы послушали зимнюю песенку. Зимой в избушке тепло и уютно. А кому особенно трудно приходится зимой? ( Птицам, зверям.)
Каких зимующих птиц вы знаете? Посмотрите на слайды, рассмотрите фотографии зимующих у нас птиц.
Как мы можем помочь нашим зимующим птицам? (Ответы детей)
Какое задание вам предлагается на следующем слайде? Прочитайте его.
Составьте из слов предложения.
нар.дили , в, р.бята , елку, лесу
принес, м.рковку, Ваня
развесил , на, бусы, Петя, из, р.бины, ветках
зайцы, лакомились, и, птицы, г.стинцами
РАБОТА В ПАРАХ.
-Что такое текст? Можно ли назвать наш набор предложений текстом? (Да) Подберите заголовок к этому короткому тексту.
ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ.
-Какие задания можно выполнить по первому предложению? (Найти грамматическую основу, поставить вопросы к второстепенным членам предложения.)
Выполните эти задания. Работайте в парах.
8. Контроль и самопроверка знаний.
-Вернемся к пословице, с которой мы начинали наш урок. Найдите в ней однокоренные слова. Какое из них является проверочным? Почему? (Лень)
9. Работа в группах со словарем однокоренных слов.
1-я группа : найти группу однокоренных слов с проверяемым безударным гласным А , записать проверочные слова.
2-я группа : найти группы однокоренных слов с проверяемым безударным гласным О, записать проверочные слова.
3-я группа : найти группу однокоренных слов с проверяемым безударным гласным И , записать проверочные слова.
Проверка.
10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).
- Какое задание на уроке вам было легко выполнить?
Над чем вам следует еще поработать?
11. Домашнее задание : выполнить упражнение 175 на странице 110 учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс
Презентация к уроку: Обобщение раздела. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Презентация к уроку русского языка по теме: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова". УМК школа России....
УМК "Школа России" 3 класс русский язык "Обобщение знаний о способах проверки слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова."
Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева и презентация по теме "Обобщение знаний о способах проверки слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в к...
Урок русского языка во 2 классе "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".
Данный материал представляет собой конспект урока русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"), который был представлен и апробирован как открытый урок в рамках школьного методического оюъедин...
Русский язык.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в словах
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в словах» был разработан на основе программы Федерал...
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"по теме"Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах". Презентация.
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России", презентация...
Урок русского языка 3 класс "Слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне"
Цель:1.Отработать умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.2.Формировать умения правильно подбирать проверочные слова.3.Развивать творческое мышление....