Выявление дизорфографических ошибок на уроках русского языка.
статья по логопедии (1 класс)
Данная статья познакомит со специфическим нарушением орфографического навыка письма у школьников начальной школы. В статье приведены примеры методов выявления и пути коррекции дизорфографических ошибок у обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_dizorfografiya.docx | 64.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление дизорфографических ошибок на уроках русского языка.
Дизорфография – это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.
Решение орфографических задач может быть затруднено по различным причинам:
- проблемы речевого развития (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
- снижение слухоречевой памяти, невозможность следовать цепочке последовательных действий в результате различной патологии беременности и родов.
Следует отметить, что нарушение усвоения правописания у школьников (дизорфография) часто сочетается с нарушениями письма и чтения (дисграфией и дислексией). На начальных этапах обучения ребенок допускает больше специфических (дисграфических) ошибок, к 3-4 классу резко увеличивается количество орфографических ошибок. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объём учебного материала по русскому языку.
Орфографический навык
Обучение орфографии – сложный и длительный процесс. Одни дети легко усваивают правила орфографии и применяют их на практике. Другие, несмотря на знание правил, допускают множество ошибок. Чтобы писать правильно, знания правила недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:
- Найти орфограмму в слове и определить её тип – это умение называется "орфографическая зоркость". Чтобы найти орфограмму (опасное или слабое место), надо знать её отличительные признаки. Чаще всего эти признаки перечислены в самом названии орфограммы: "Безударная гласная в корне слова". Ребенок должен научиться слышать и видеть безударную гласную в слове.
- Выделить часть слова, в которой находится орфограмма. Например, "Правописание безударных окончаний существительных". Ребенку необходимо правильно выделить окончание в слове.
- Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм (жесткий порядок действий), который поможет выбрать верное написание слова. Правила уже содержат алгоритмы: чтобы проверить безударную гласную, нужно:
- подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной;
- записать в слове ту букву, которую услышали под ударением.
- Сверить проверочное и проверяемое слово; убедиться, что и в сильной и в слабой позиции записана одинаковая буква.
В зависимости от того, на каком этапе ребенок испытывает большие трудности, выстраивается коррекционная работа с логопедом.
Орфографический навык можно рассматривать как автоматизированный навык речевой деятельности в письменной форме. Обязательными для его формирования являются процессы анализа, синтеза, абстракции. Так постоянно в сознательной деятельности происходит четкий отбор признаков, сворачивается весь ход суждений .
На определенном этапе формирования орфографического навыка о нем говорят как о системе сознательных действий. Однако, в конечном счете, эта система превращается в автоматизированный способ выполнения более сложного действия и передачи мысли в письменной форме. Наряду с этим, обязательно сохраняется осознание грамматической природы орфограмм, что предполагает их анализ и неавтоматизированные процессы, связанные с пониманием строя языка. В основе же такого понимания лежит ассоциация между значением и графической формой, закрепляемой в обучении. Встает проблема "чутья",или "чувства языка", которое в дошкольном возрасте непроизвольно, а при обучении – начинает осознаваться, словесно выражаться, произвольно функционировать.
В качестве предпосылок усвоения орфограмм детьми с нормальной речью рассматриваются различные лингвистические к психологические факторы: достаточная сформированность фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, четкость кинестетические, слуховых образов звукового состава слова, познавательная активность в сфере морфологических обобщений, определенный уровень лексико-грамматического строя, достаточно сформированная мотивация, сохранность процессов памяти, мышления, направленность личности, в частности отношение к учению, внутренняя позиция школьника и т.д.
Коррекция дисграфии и дизорфографии должна быть направлена на устранение первопричины нарушений и на коррекцию навыков письма.
Для этого в самом начале проводится нейропсихологическое диагностическое обследование. В зависимости от результатов которого назначается индивидуальная программа коррекции.
Несмотря на то, что нейропрограммы имеют под собой серьезные научные обоснования, сами занятия – увлекательные и очень насыщенные, с использованием инновационного оборудования:
- Оборудование для ароматерапии
- Свето и цветотерапия
- Гигантская интерактивная песочница
- Столы для акваанимации
- Интерактивные доски Smart
- Проекционные системы
- Интерактивный пол Omi Floor
- Интерактивный луч Omi Beam
- Зал Сенсорной Интеграции и Антигравитации;
- БОС миотренажер
- БОС видеобиоуправление Тимокко
- Оборудование для ритмотерапии и музыкальной терапии (перкуссии, барабаны, этнические бубны, глюкофоны, хангдрам
- Оборудование для нейроакустической стимуляции IN Time (Advanced Brain Technologies)
- Программно-аппаратный комплекс Интерактивный метроном (IM)
- БОС для развития активного внимания Play Attention
- Набор лечебно-реабилитационных методик для мозжечковой стимуляции (Learning Breakthrough Program, балансировочные платформы, стабилоплатформы, балансировочные доски, интерактивная платформа Wii Fit)
- Гарнитура с костной проводимостью Forbrain
- Свето-звуковые панели для вызывания речи
- Интерактивная музыкальная система Opti Muzic
После нейропсихологической диагностики (аппаратной и безаппаратной) составляется индивидуальный маршрут для каждого ребенка, в который может входить по решению диагноста в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка и причин нарушений:
- блок нейропсихологической стимуляции (двигательный и когнитивный),
- блок ритмотерапии и цветотерапии,
- блок сенсорной интеграции и антигравитации,
- блок нейроакустической стимуляции,
- блок арттерапии;
- блок песочной терапии;
- блок расширенной программы мозжечковой стимуляции;
- блок развития активного внимания
Применяются методики направленные на:
- развитие навыка распознавать символы визуально;
- обучение производить синтез и анализ информации (сопоставлять и сравнивать);
- развитие зрительной, речевой и слуховой памяти;
- обучение ребенка произношению звуков и пониманию фонематических процессов;
- формирование умения распознавать и производить операции с предметами зрительно и в пространстве;
- обучение морфологическому принципу, синтаксическому строю речи;
- обогащение словарного запаса;
- формирование связной речи и «чувства языка».
Курс русского языка (занятия с нейролингвистом) чаще всего назначается после или вовремя базового курса нейропсихологической коррекции. В процессе занятий акцент делается не только на развитие психических функций ребенка, необходимых для успешного овладения предметом, но и на материал самого предмета – русский язык, развитие речи, орфографию.
Данные нарушения часто связаны с отклонениями в функционировании участков головного мозга, поэтому успешный результат терапии достигается при участии в ней нейропсихолога и при соблюдении его рекомендаций.
Расширенная программа мозжечковой стимуляции обязательно включается в нейрокоррекционную программу реабилитации по коррекции дизорфографии.
Мозжечок – диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации мозжечок проводит коррекцию движений и поведения. Нейропсихологи установили, что у всех детей с нарушениями развития эта система работает неправильно. Именно поэтому дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом учатся читать и писать. Но функцию мозжечка можно и нужно тренировать. В нашем центре есть специальные программы, интегрируемые в занятия нейропсихологической коррекции.
Функционирование нервной системы — это сложная ритмичная деятельность, предполагающая синхронизированное взаимодействие между разными областями мозга.
У ребенка с нарушениями, как правило, мозг работает недостаточно ритмично. Упражнения, направленные на решение этой проблемы, оказывают благотворное влияние на все области функционирования.
Взаимодействие с ритмичной музыкой стимулирует развитие чувства ритма, внимания, стрессоустойчивости, способности организовывать свои мысли и движения во времени. Все эти способности развиваются благодаря тому, что в процессе коррекции обеспечивается стимуляция, улучшающая качество функционирования головного мозга и качество его связей с телом. Именно поэтому для коррекции дизорфографии, дисграфии и дислексии школьникам рекомендован курс ритмотерапии и нейроакустической коррекции IN Time.
Детям часто очень трудно концентрироваться, запоминать и выполнять инструкции, состоящие из нескольких частей, выполнять всё до конца, не отвлекаться и не «перескакивать». Такие проблемы связаны с чувством времени и чувством ритма. Это основа для овладения любыми учебными навыками, в том числе чтением, письмом и счетом, решением задач.
Интерактивный метроном стимулирует мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорной информации, поступающей извне. Это способствует развитию способности планировать свою деятельность, стабилизирует поведенческие реакции.
В результате тренировок у детей улучшаются навыки чтения, письма и математические навыки. Развивается моторика, ритмичность, координация движений, улучшается походка. Дети становятся более внимательными, лучше концентрируются на выполнении заданий, снижается импульсивность и нормализуется поведение.
Play Attention помогает приобрести навыки, необходимые для успешного обучения и развития, и показана детям и взрослым с проблемами, связанными с нарушением внимания. Часто перескакивание с одного дела на другое, невозможность сосредоточиться, услышать то, что говорят, пропуск мимо ушей, быстрая утомляемость, невнимательность – всё это результат проблем со вниманием. И как следствие, проблемы общего и речевого развития тоже уходят своими корнями в проблемы ВНИМАНИЯ. Именно поэтому мы интегрируем эту программу в анятия нейропсихологической коррекцией.
Нужно помнить, что положительный результат коррекционной работы будет зависеть от развития высших психических функций ребенка. Именно они во многом влияют на процесс приобретения навыков чтения и письма. Натаскивание на правилах русского языка и работа с репетиторами часто не приносит никакого длительного положительного результата, а лишь отбивает у ребенка желание учиться и ходить в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Обобщаем и стараемся писать без ошибок".
УМК "Гармония" 2 класс. Тема завершает раздел "Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова"....
Проект урока русского языка 2 класс "Анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня"
На данном уроке в результате анализа возможных ошибок, ребята создают памятку, которая позволит им проверять себя при подборе родственных слов и выделении корня....
Развитие орфографической зоркости и предупреждение ошибок на уроках русского языка
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах....
Предупреждение ошибок на уроках русского языка в 1 классе
Основы орфографической грамотности ребёнка....
Предупреждение ошибок на уроках русского языка в начальной школе.
Приёмы, методы и факторы орфографической зоркости на уроках русского языка....
Коррекция специфических ошибок в письменной речи учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта и зрения на уроках русского языка
Развитие речи учащихся с нарушениями интеллекта и зрения...