Предупреждение ошибок на уроках русского языка в начальной школе.
методическая разработка по русскому языку на тему
Приёмы, методы и факторы орфографической зоркости на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_oshibok_na_urokakh_russkogo_yazyka_v_nachalnoy_shkole.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1176 г. Москва
«Предупреждение ошибок на уроках русского языка в начальной школе».
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Лысенкова Ольга Петровна
Содержание
- Введение.
2. Методы и приёмы развития орфографической зоркости.
3. Что же такое орфографическая зоркость?
4. Факторы орфографической зоркости, как шаг за шагом к грамотному письму.
5. Литература.
1. Введение.
Слово «орфография» или «правописание» происходит от древнегреческого слова, которое состоит из двух корней: «правильный» и «пишу». Этим термином обозначается единообразие передачи на письме слов и грамматических речевых форм. Орфография также - совокупность правил, обеспечивающих такое единообразие, и соответствующий раздел в прикладном языкознании.
В лингвистике раздел «Орфография» изучает правильность написания слов.
2. Методы и приёмы развития орфографической зоркости
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Не умение выделять орфограммы при письме - она из главных причин, тормозящих развитие орфографической зоркости.
И так, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор Львов М.Р. выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русого языка.
1. Увидеть орфограмму в слове.
2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, то к какой теме относится, вспомнить правило.
3. Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы.
4. Составить алгоритм задачи, т.е определить «шаги» решения и их последовательность.
5. Выполнить последовательные действия по алгоритму.
6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
Главная задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
- Что же такое орфографическая зоркость?
Орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит.
Буква – фонема – звук. Что их объединяет? Буква означает фонему. Если бы буква в русском языке обозначала звук, мы бы писали «сава», «столп». Случаи типа «дом» и «сон» лишь свидетельствуют о счастливом совпадении фонемы и звука. Фонема живёт в определённой позиции и в определённой морфеме.
В наших учебниках нет термина, фонема; вместо него используется привычный и понятный ребёнку термин «звук». Для того, чтобы ребёнок освоил законы орфографии как систему правил, со первого класса ввожу термин «позиция» (сильная и слабая позиция).
Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому ребёнок должен видеть слабую позицию – ведь именно здесь требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего – фонемы так прекрасно различаются, не смешиваются.
Задание: Сильный и слабый.
- Сравни кота маленького и большого. Кто сильный, а кто слабый.
- Сравни выделенные гласные буквы в совах кОт и кОтёнок.
- Гласные буквы одинаковые.
- Гласные буквы разные.
3. Помоги слабому!
- В слове кОт гласный под ударением – сильный.
- В слове кОтёнок гласный безударный – слабый.
Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котёнок». Когда ребёнок сравнивает слабого и сильного кота – он осваивает сильную и слабую позицию фонемы и фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную.
Во втором классе продолжаю работу над термином «позиция».
В третьем и четвёртом классах понятие сильной и слабой позиции переношу на другие орфографические правила, например, правописание парных звонких и глухих согласных перед шумными согласными, правописание непроизносимых согласных, а также связываю с морфемной структурой слова: корнем, приставкой, суффиксом и окончанием.
Задание. Найди слова с приставкой.
С – рвал лопух.
Сорванный или сорвала?
П – слал письмо.
Посланный и послала?
П – рвал рубашку.
Порванный или порвала?
Ребёнку важно понимать какие правила орфографии «дружат» с корнем, какие с приставкой или суффиксом, а какие с окончанием. Применяется принцип слабой и сильной позиции и ошибка исчезает!
4. Факторы орфографической зоркости, как шаг за шагом к грамотному письму.
1. Зрительный фактор.
Он срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
- Слуховой фактор.
Пишущий человек всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
- Рукодвигательный фактор.
Орфографический навык достигается при помощи упражнений в письме.
- Проговаривание.
Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух или про себя способствует прочному запоминанию его написания.
Необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.
5. Литература.
1. М.М. Разумовская «Методика обучения орфографии в школе». Москва. 2009г.
2. А.М. Семеновская «Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов». Москва. 2010г.
3. Журнал «Начальная школа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографической зоркости и предупреждение ошибок на уроках русского языка
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах....
Предупреждение ошибок на уроках русского языка в 1 классе
Основы орфографической грамотности ребёнка....
Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...
Тема по самообразованию:Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории
Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»
Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...
Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)
Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...