Конспект урока "Слово и словосочетание" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Адищева Марина Олеговна

Конспект урока для 3 класса по русскому языку "Слово и словосочетание".

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока620.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

УМК: Школа России
Предмет:
русский язык        
Класс:
 3 «Д»
Учитель: Кононова Марина Олеговна
Дата:
26.09.2019
Тип урока
: повторение и обобщение
Тема:
 Слово и словосочетание
Цель: продолжать учиться устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов.
Планируемые достижения:
Предметные результаты:
Знания:
слово, словосочетание. Правила правописания гласных букв в корне.
Умения:

  • Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.
  • Различать словосочетание и предложение.
  • Выделять в предложении словосочетания.
  • Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.
  • Определять в словосочетании главное и зависимое слова при помощи вопроса.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: 

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно  находить  в  учебнике необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • осознанно строить речевое высказывание в  устной и письменной форме;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • строить  несложные  рассуждения,  устанавливать  причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные УУД:

  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • планировать (в  сотрудничестве с  учителем  и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать   свои   достижения,   определять   трудности

Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы,  необходимые  для  организации  собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • учитывать  разные  мнения  и  высказывать  своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

Личностные результаты:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
  • развитие   способности   к   самооценке   на   основе   критерия успешности учебной деятельности;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Межпредметные связи: литературное чтение
Ресурсы(оборудование):
для учащихся:

  • учебник УМК «Школа России»: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс, 1 часть, стр. 47-48;
  • карточки с самостоятельной работой;
  • тетрадь.

для учителя:

  • учебник УМК «Школа России»: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс, 1 часть, стр. 47-48.
  • Презентация, проектор

Ход мероприятия:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

время

Личностные результаты:

становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,

I этап: самоопределение к деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, теперь улыбнитесь мне. Присаживайтесь.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Перед вами лежат листочки, на них вы будете сегодня работать. В правом верхнем углу напишите свою фамилию и имя.

Ниже записываем число «26 сентября», ниже записываем «классная работа».

Сверьте свои записи с записями на доске.

Проверяют готовность к уроку.

Открывают тетрадь, записывают число «26 сентября», «классная работа».

Сверяют записи на листочках с записями на доске.

3 мин

Познавательные УУД: Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

Познавательные УУД: -осознанно строить речевое высказывание в  устной форме;

II этап:  актуализация опорных знаний.

 

Начнем со словарной работы.
К доске пойдет Вика, остальные выполняют в тетради.  Не забываем подчеркивать орфограммы и ставить ударение в словах. С красной строки с заглавной буквы пишем слово «Словарь», ставим двоеточие, затем со строчной буквы записываем слова «завод, город, собака, ягода, молоко, День знаний, яблоня, лягушка, ветер».

Вика, присаживайся.

Ребята, посмотрите, допустила ли Вика ошибки? (если допустила, то учащиеся выходят к доске и исправляют) Зачеркивают неверную букву мелом, сверху пишут верную букву.

Если вы допустили ошибки на листочках, то исправьте их. Зачеркиваем неверную букву простым карандашом, сверху ручкой пишем верную букву.

Кто не допустил ни одной ошибки, встаньте? (Молодцы, вы хорошо знаете словарные слова)

У кого одна – две ошибки, встаньте? (Будьте внимательнее)

У кого три и более ошибки, встаньте? (Вам стоит постараться и быть внимательнее)

Ребята, посмотрите за записанные слова и подумайте, какое средство языка является лишним?

Почему?

Верно.

Словарь: завод, город, собака, ягода, молоко, День знаний, яблоня, лягушка, ветер.

Проверяют, верно ли выполнена словарная работа на доске.

Если допустили ошибки, то исправляют их.

Встают, если такие имеются

День знаний – это словосочетание, а остальные слова.

5 мин

  

Познавательные УУД: -осознанно строить речевое высказывание в  устной форме;

-строить  несложные  рассуждения,  устанавливать  причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме;

III этап: постановка учебной задачи.

 

Определите тему урока.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Верно.

Слова и словосочетания.

На уроке мы будем работать со словосочетаниями, определять главное и зависимое слова в словосочетаниях.

2 мин

   

Познавательные УУД: 

  • самостоятельно  находить  в  учебнике необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • осознанно строить речевое высказывание в  устной и письменной форме;
  • строить  несложные  рассуждения,  устанавливать  причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные УУД:

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы,  необходимые  для  организации  собственной деятельности

Регулятивные УУД:

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника);

Регулятивные УУД:

  • выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме

Познавательные УУД: 

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме

Познавательные УУД: 

осознанно строить речевое высказывание в  устной и форме;

IV этап: повторение и обобщение

Откройте учебник на 47 странице. Выполним 79 упражнение.

Прочитайте задание, рассмотрите рисунки.

Степан, что изображено на рисунках?

Как называются эти предметы?

Что вы использовали для называния предметов?

Какая это полка?

Какой это альбом?

Какой это стол?

Какой это лист?

Что вы использовали для более точного называния предметов?

Откройте учебник на 47 странице и посмотрите, правильно ли мы охарактеризовали словосочетание. Аня, прочитай характеристику словосочетания.

Что может называть словосочетание?

Из чего состоит словосочетание?

С помощью чего устанавливается связь слов в словосочетании?

От какого слова ставится вопрос?

Ребята, является ли подлежащее и сказуемое словосочетанием?

Почему?

Работаем с упражнением 80 на 47 странице учебника.

Юля, прочитай задание к упражнению.

К доске пойдет Радомир, остальные работают в тетрадях. В словосочетаниях указываем главное слово и зависимое, над словами чертим стрелку от главного слова к зависимому и записываем вопрос.

С красной строки, с заглавной буквы пишем «Посуда – чайная посуда» и тд. Вставляем пропущенные буквы, каждую орфограмму подчеркиваем.

Радомир, какую оценку ты бы себе поставил?

Почему?

Радомир, присаживайся.

Физкультминутка

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем-

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Откройте 48 страницу учебника. Выполним 81 упражнение. Кирилл, прочитай  задание к упражнению.

Работаем устно, по цепочке. Подбираем зависимое слово, читаем словосочетание и определяем, какое слово является главным, а какое зависимым, задаем от главного слова к зависимому вопрос.

Запишите первые два словосочетания в тетрадь. Точно так же, как и в учебнике, сверху над словами чертим стрелку от главного слова к зависимому и записываем вопрос.

Когда нужно употреблять глагол «надеть», а когда «одеть»?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте небольшое стихотворение на слайде, которое называется веселая грамматика.

Маша, прочитай нам стихотворение.

О чем это стихотворение?

Так когда употребляется глагол «надеть», а когда «одеть»?

Верно.

Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова и словосочетания.

Предметы.

Полка, альбом, стол, лист.

Для называния предметов мы использовали слова.

Книжная полка

Альбом для марок

Письменный стол

Кленовый лист

Для более точного называния предметов мы использовали словосочетания.

Обратите внимание! Словосочетание – это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать: предмет (стол – письменный стол), действие (светит – ярко светит), признак (храбрый – очень храбрый).

Словосочетание может называть предмет, признак и действие.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Связь слов в словосочетании устанавливается с помощью вопроса.

Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Нет.

Подлежащее и сказуемое – это нераспространенное предложение.

Прочитайте. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Посуда (словарное слово) – чайная посуда, животные – домашние (проверочное слово «дом») животные, ветка – ветка березы (словарное слово), говорит (проверочное слово «разговор») – тихо говорит, мебель (словарное слово) – мебель для кухни.

Радомир отвечает.

Выполняют физкультминутку

Прочитайте. Составьте словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса.

Одеть (кого?) сестру, надеть (что?) шапку, пилить (чем?) пилой, идти (как?) быстро, дарить (кому?) маме, ветер (какой?) сильный, ветерок (какой?) легкий, яблоко (какое?) сладкое.

Веселая грамматика

Одеть или надеть.

Два этих слова

Мы часто путаем

Так бестолково!

Морозный выдался рассвет,

Оделся в шубу старый дед.

Выходит так, что дед одет,

А шуба, стало быть, надета.

Одеть, надеть.

Давай глядеть:

Кого одеть и что надеть?

Я полагаю, что на деда

Три шубы может быть надето,

Но я не думаю, что дед

На шубу может быть надет! (В.Волина)

Это стихотворение об употреблении глаголов «одеть» и «надеть»

Глагол «одеть» употребляется со слов, которые отвечают на вопрос «кого?».

Глагол «надеть» употребляется со слов, которые отвечают на вопрос «Что?».

16 мин

  

Познавательные УУД: 

самостоятельно  находить  в  учебнике необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

осознанно строить речевое высказывание в  устной и письменной форме;

V этап: закрепление

Работаем с упражнением 82 на 48 странице учебника.

https://sun9-21.userapi.com/c852024/v852024197/1e3ef5/4EI3_thobvY.jpg

Сережа, прочитай задание к упражнению.

Сергей, выходи к доске. Остальные работают в тетрадях. Сначала записываем словосочетание из учебника, ставим тире, затем заменяем данное словосочетание другим, близким по значению.

Указываем в каждом словосочетании главное и зависимое слова, задаем вопрос от главного слова к зависимому.

Сергей, какую бы оценку ты себе поставил?

Почему?

Сергей, присаживайся.

Ребята, так что же  такое словосочетание?

Чем словосочетание отличается от слова?

Прочитайте. Замените данные словосочетания другими, близкими по значению. Запишите, вставляя пропущенные буквы.

Установка ракеты – ракетная установка, кисель из ягод – ягодный кисель, сок из моркови – морковный сок, следы оленя – оленьи следы, лист из тетради – тетрадный лист, молоко от коровы – коровье молоко, варенье из земляники - земляничное варенье.

Сергей отвечает.

Словосочетание – это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать: предмет, действие, признак.

Слово состоит из слогов, а словосочетание из слов.

4 мин

Познавательные УУД: 

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

Познавательные УУД: 

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • осознанно строить речевое высказывание в  письменной форме;

VI этап: самостоятельная работа

А теперь у вас будет небольшая самостоятельная работа.

Закройте учебники и отложите их в сторону.

Работаем с карточкой, которая лежи перед вами. В правом верхнем углу напишите свою фамилию и имя.

Соня, прочитай первое задание.

Кирилл, прочитай второе задание .

Аня, прочитай третье задание.

Работаем только ручкой.

На выполнение задания вам 5 минут. Работаем самостоятельно, ни к кому не подглядываем.

1. Что такое словосочетание?

А) Два связанных по смыслу слова, где одно главное, а другое зависимое.

Б) Подлежащее и сказуемое.

В) Два любых слова.

2. Выпиши словосочетания, укажи связь главного слова с зависимым словом при помощи стрелки и вопроса и вставь пропущенные буквы.

Инт. ресная книга, гуляли в с. ду, ваза с цв. тами, лист б.резы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Замени словосочетания другими словосочетаниями по образцу.

Образец: сок из фруктов – фруктовый сок

нора лисы - ____________________________________________________

шапка из меха - _________________________________________________

конфеты из шоколада - ___________________________________________
горшок для цветов - _____________________________________________

5 минут прошло. Передаем свои работы с последней парты на первую.

Закрывают учебники.

Подписывают карточки.

Что такое словосочетание?

Выпиши словосочетания, укажи связь главного слова с зависимым словом при помощи стрелки и вопроса и вставь пропущенные буквы.

Замени словосочетания другими словосочетаниями по образцу.

Работают самостоятельно на карточках.

В первом задании правильный вариант ответа под буквой «А»

Интересная книга, гуляли в саду, ваза с цветами, лист березы.

Нора лисы – лисья нора

Шапка из меха – меховая шапка

Конфеты из шоколада – шоколадные конфеты

Горшок для цветов – цветочный горшок.

7 мин

Личностные результаты:

  • развитие   способности   к   самооценке   на   основе   критерия успешности учебной деятельности;

VII этап: рефлексия.

Ребята, вспомните, над какой темой мы работали?

Что такое словосочетание?

Какое слово в словосочетании называется главным, а какое – зависимым? 

Ребята, оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что усвоили тему урока и у вас не осталось вопросов, хлопните в ладоши.

Если вы не до конца усвоили тему урока и у вас есть какие-либо вопросы, поднимите руку.

Домашнее задание поможет вам усвоить тему урока самостоятельно.

Откройте дневники, запишите домашнее задание _________.

Слово и словосочетание

Словосочетание – это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать предмет, действие и признак (сочетание главного и зависимого слова)

Главное слово – от которого задаешь вопрос к зависимому слову.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

внеурочная деятельность: занятие "Умники и умницы" 2 класс автор Холодова,конспекты уроков 1- 2 классы УМК "Школа России"

конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО  Использование на уроке интерактивной доски, "рабочего места учителя".Календарно-тематическое планирование по предметам 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока в начальных классах (1 класс) по теме «Знакомство с задачей»

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по теме «Знакомство с задачей». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, работающих по программе развивающего обучения Л.В.З ...

Конспект урока математики 1 класс "Повторение изученного в 1 классе"

В папке содержится конспект урока, материал для учащихся, презентация по теме....

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...