Мнемотехнические приемы работы над словарными словами
материал по русскому языку
Рассматриваются мнемотехнические приемы работы над словарными словами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы мнемотехники при изучении словарных слов в начальной школе
По статистике: словарные слова или слова с непроверяемыми гласными составляют 60-70% словарного запаса человека. Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Основы этой грамотности закладываются в начальных классах. Поэтому проблема словарной работы на уроках русского языка в настоящее время является наиболее актуальной.
Все люди обладают различными видами памяти. У каждого свой способ восприятия и обработки информации. Так, например, одни лучше и быстрее запоминают зрительно, другие – на слух, третьи – при помощи двигательных ощущений. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.
И вот здесь на помощь учителю приходит- мнемотехника- (греч. – искусство запоминания) система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти Слово мнемотехника имеет однокоренное слово – Мнемосина, богиня памяти.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Из школьных лет отлично помню незатейливые стишки для запоминания отдельных тем и терминов: биссектриса – это крыса, бегающая по углам и делящая угол пополам, медиана – это обезьяна, лазающая по сторонам и делящая стороны пополам.
Примером использования мнемотехники с древних времен является славянская азбука, название букв которой придумано с целью запоминания: А (аз), Б (буки), В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол), Д (добро), Е (есть) – письменность есть добро; Р (рцы), С (слово), Т (твёрдо) – произноси слово твёрдо.
С ранних лет дети без труда рисуют радугу, вспоминая и используя известное выражение «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Все это и есть приёмы мнемотехники.
Виды мнемотехнических приемов:
Прием графических ассоциаций
Прием графических ассоциаций очень нравится детям. При запоминании написания словарного слова предлагается сделать рисунок, обозначающий само слово и зашифровать в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово РАКЕТА, то на картинке должны быть и сама ракета, и буква «А», сам ГОРОХ и буква О. Так картинка хорошо запоминается и в последствии легко вспоминается. Для запоминания нужно сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и потом правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно.
Мнемонические рифмовки.
Хороший результат при запоминании написания словарных слов дают шуточные стихи, вопросы и загадки.
Гуляет АЛЛА ПО АЛЛее –
Две буквы «Л» пиши скорее!
-В каких словах ель «растет»?
Учитель, картофель…
-Какие слова любит лягушка?
Москва, квартал, квартира…
Дробь барабана
Слышна издалека.
В слове БАРАБАН
Пиши три буквы «А».
ПАпа И Паша ПАЛЬТО покупали.
ПАпа и ПАша купили ПАльто.
Бабушке с мамой ПАЛЬТО показали,
Бабушка с мамой
Сказали: « Не то»
Метод звуковых (фонетических) ассоциаций предусматривает подбор ассоциаций по схожести звучания.
Обязательное условие – в придуманных словах эта часть не должна вызывать никаких затруднений в написании. Из созвучных слов составляется предложение.
Например,
Машина - МАШИна у МАШИ.
заПАД – на западе солнце ПАДает;
пАССАжир – пассажир берёт билет в кассе (кАССА);
стАдИон – стАдо дИких зверей на стадионе;
уЛИЦа – на улице встречаю знакомые ЛИЦа;
УЧЕник – УЧЕние для уЧЕника муЧЕние
РЕБята – ребята отгадывают РЕБус;
СОрока – СОрок СОрок воровали горох;
ДЕревня – ДЕдушка живет в ДЕревне;
Метод группировки заключается в том, что запоминание происходит легче, если дети мысленно представляют явления или действия, предметы, которые обозначают слова. Рекомендуется записывать не более 3-5 слов.
Например, работа, сапоги, пальто, машина, завод (папа собрался на работу,
надел сапоги, пальто, сел в машину и поехал на завод); рисунок, сирень, улица (художник на улице рисовал рисунок сирени с натуры).
Игра «Огород» На листах записано начало текста, попробуйте его продолжить, но ПРИ условии: « Слова должны содержать непроверяемую безударную гласную «О».
Однажды стояла хорошая погода. Девочка взяла лопату и …
Дети запоминают:
10% того, что читают,
20 % того, что слышат,
30 % того, что видят,
50% того, что говорят,
70% того, что видят и слышат,
90% того, что говорят и делают.
Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехники активизирует познавательную деятельность ребенка, обеспечивая успех в учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы работы над словарными словами
Методы и приемы работы над словарными словами...
Методы и приемы работы над словарными словами
Формы, методы и приемы работы над словарными словами в начальной школе...
Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка .
Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами....
Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе.
Использование данных методов, форм и приемов работы способствует тому, что процесс запоминания словарных слов становится творческой, полезной и развивающей игрой....
Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка
Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Уже на первых страницах “Букваря” дет...
Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка
Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами....
Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Освоение словарного сост...