Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе.
презентация к уроку по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Использование данных методов, форм и приемов работы способствует тому, что процесс запоминания словарных слов становится творческой, полезной и развивающей игрой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе.

Клычкова Елена Александровна

Учитель начальных классов

МБУ «Лицей №60»

Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. отводится наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударные гласные, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до выпускников средней школы.

Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

Выделяют 3 этапа  работы со словарными словами:

1.  Ознакомительный.

2. Тренировочно-закрепительный.

3. Контрольный.

Знакомить со словарными словами можно в интересной для детей форме:

1.С использованием загадки (Ручка есть, а не грабли. Землю роет, а не плуг.     (Лопата)

2.С  показа яркой картинки        

3.С игровым заданием: составь слово по первым буквам      

4. Разгадывая ребусы, анаграммы

5.Использование этимологического анализа слов на уроках.

Этимология- раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слова, а также исторических изменений в его структуре и значениях.

При знакомстве с новым словарным словом дается его лексическое значение (по толковому словарю) и объяснение его происхождения (по этимологическому словарю). В некоторых случаях написание гласных в корне, не проверяемых с точки зрения современного русского языка, можно проверить при знакомстве с этимологией слова.

Альбом - книга или тетрадь с чистыми листами для рисования, наклеивания марок, хранения фотоснимков.

Слово заимствовано в начале ХIХ века из французского языка; восходит к лат. - альбум - «белая доска для объявлений, распоряжений ко всеобщему сведению», альбус - «белый».

Альбом - альбус = «белый».

 Неделя  имело в прошлом состоянии языка производящие основы: слово «неделя» было образовано от сочетания «не делать» и обозначало «день, свободный от работы». 

Слово портфель образовано от двух французских :  porte «несу» + feuille «лист» . Теперь вы, конечно, догадались, что портфель назвали так потому, что в нем носят листы бумаги, тетради, книги. А вообще-то в него можно положить все что угодно, но от этого название, когда-то данное ему, уже не изменится.

Слову тетради мы обязаны грекам. Tetras «тетра» - четыре, четырехугольник. Первые тетради делали из листа бумаги, сложенного вчетверо. Лист разрезали, сшивали на сгибе, получалась четвертушка, или тетрадь. Сейчас у тетради может быть сколько угодно листов, но называется она все так же. 

Я активно применяю в своей работе   метод ярких ассоциаций или ассоциативное запоминание.

Суть данного метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который помогает правильно написать орфограмму.

Название ассоциативного образа должно иметь   в своем  написании находящуюся под ударением ту букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например, чтобы запомнить новое слово газета с безударной А, связываю ассоциацию со словом бумага, где гласная А ударная, а запоминая слово корабль, появляется ассциация во словом волны.

На 2-ом этапе закрепления можно использовать такие приемы

  • Составь словосочетание ( например, из изученных слов: хорошо, погода, весело и праздник, корова и молоко)
  • Расшифруй, узнай слово по его согласным
  • Найди ошибку (учитель специально допускает в словарных словах ошибки, а дети их находят и исправляют)
  • Выбери правильный ответ
  • Творческая мастерская
  • Проект
  • Игра «Угадай слово»

Учитель  называет первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.      Например: ГО…. (город, горох, горизонт).

  • По первым буквам записать словарные слова

Д  (дорога)

О  (огурец)

Б  (береза)

Р  (рисунок)

О  (орех)

Т  (товарищ)

А  (алфавит)

Я  применяю на уроках работу в парах.

Например, чтобы ребята записали слова по алфавиту, по темам, таким как «Овощи»,  «Школа», «Животные», слова с безударной гласной о,  «Одежда», «Растения»

Запоминание при помощи мнемотехники заключается в следующем.

Мнемоника (с греческого – искусство запоминания) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова.    Объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться». Словарные слова распределены на группы, каждая группа имеет свой сюжет.

1. Учитель заранее выбирает слова, которые объединяются по одному орфографическому и смысловому признаку. (Рабочий, работа, пальто, сапоги, завтрак,  завод, машина.)

2.Совместный выбор опорного слова. (Слово, на которое можно опереться и которое знакомо: например: рабочий)

3. Мы представили следующее:  Рабочий надевает пальто, сапоги, берет с собой завтрак и едет на машине на работу, на завод.

Давайте попробуем взять слова с «О»

Погода

дорога

огород

овощи

горох

морковь

огурец

помидор

Что может получиться?

Стояла хорошая погода, мы ехали по дороге на огород сажать овощи: горох, морковь, огурцы, помидоры. (Семена у них круглые или овальные, они напоминают букву О.)

Сорока

ворона

молоко

корова

Сорока - ворона кашку варила, кашку на молоке, на молоке от коровы. 

Последний 3 –ий этап контрольный

-Выборочный диктант

-Картинный диктант

-Комбинированный диктант

-Письмо по памяти

-Подбери  однокоренные слова

Вывод.

Использование данных методик, форм и приемов работы способствует тому, что процесс запоминания словарных слов становится творческой, полезной и развивающей игрой.

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы над словарными словами

Методы и приемы работы над словарными словами...

Методы и приемы работы над словарными словами

Формы, методы и приемы работы над словарными словами в начальной школе...

Приемы и этапы работы со словарными словами в начальной школе

В дааной статье описываются приемы м этапы работы со словарными словами...

Методическая разработка по теме «Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе»

В методической разработке даны приемы работы со словарными словами на уроках в начальнгой школе....

Статья "Нетрадиционные приемы работы работы над словарными словами в начальной школе"

Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов....

Эффективные приемы работы со словарными словами в начальной школе

Эффективные приемы работы со словарными словами в начальной школе...

Статья "Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе по ФГОС."

В статье автор показывает  методы и приёмы работы  со словарными словами  на уроках русского языка..Из опыта своей работы подобраны наиболее интересные формы  для изучения словарны...