Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе.
презентация к уроку по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Использование данных методов, форм и приемов работы способствует тому, что процесс запоминания словарных слов становится творческой, полезной и развивающей игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как запоминать словарные слова на уроке | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе.
Клычкова Елена Александровна
Учитель начальных классов
МБУ «Лицей №60»
Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. отводится наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударные гласные, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до выпускников средней школы.
Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.
Выделяют 3 этапа работы со словарными словами:
1. Ознакомительный.
2. Тренировочно-закрепительный.
3. Контрольный.
Знакомить со словарными словами можно в интересной для детей форме:
1.С использованием загадки (Ручка есть, а не грабли. Землю роет, а не плуг. (Лопата)
2.С показа яркой картинки
3.С игровым заданием: составь слово по первым буквам
4. Разгадывая ребусы, анаграммы
5.Использование этимологического анализа слов на уроках.
Этимология- раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слова, а также исторических изменений в его структуре и значениях.
При знакомстве с новым словарным словом дается его лексическое значение (по толковому словарю) и объяснение его происхождения (по этимологическому словарю). В некоторых случаях написание гласных в корне, не проверяемых с точки зрения современного русского языка, можно проверить при знакомстве с этимологией слова.
Альбом - книга или тетрадь с чистыми листами для рисования, наклеивания марок, хранения фотоснимков.
Слово заимствовано в начале ХIХ века из французского языка; восходит к лат. - альбум - «белая доска для объявлений, распоряжений ко всеобщему сведению», альбус - «белый».
Альбом - альбус = «белый».
Неделя имело в прошлом состоянии языка производящие основы: слово «неделя» было образовано от сочетания «не делать» и обозначало «день, свободный от работы».
Слово портфель образовано от двух французских : porte «несу» + feuille «лист» . Теперь вы, конечно, догадались, что портфель назвали так потому, что в нем носят листы бумаги, тетради, книги. А вообще-то в него можно положить все что угодно, но от этого название, когда-то данное ему, уже не изменится.
Слову тетради мы обязаны грекам. Tetras «тетра» - четыре, четырехугольник. Первые тетради делали из листа бумаги, сложенного вчетверо. Лист разрезали, сшивали на сгибе, получалась четвертушка, или тетрадь. Сейчас у тетради может быть сколько угодно листов, но называется она все так же.
Я активно применяю в своей работе метод ярких ассоциаций или ассоциативное запоминание.
Суть данного метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который помогает правильно написать орфограмму.
Название ассоциативного образа должно иметь в своем написании находящуюся под ударением ту букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например, чтобы запомнить новое слово газета с безударной А, связываю ассоциацию со словом бумага, где гласная А ударная, а запоминая слово корабль, появляется ассциация во словом волны.
На 2-ом этапе закрепления можно использовать такие приемы
- Составь словосочетание ( например, из изученных слов: хорошо, погода, весело и праздник, корова и молоко)
- Расшифруй, узнай слово по его согласным
- Найди ошибку (учитель специально допускает в словарных словах ошибки, а дети их находят и исправляют)
- Выбери правильный ответ
- Творческая мастерская
- Проект
- Игра «Угадай слово»
Учитель называет первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова. Например: ГО…. (город, горох, горизонт).
- По первым буквам записать словарные слова
Д (дорога)
О (огурец)
Б (береза)
Р (рисунок)
О (орех)
Т (товарищ)
А (алфавит)
Я применяю на уроках работу в парах.
Например, чтобы ребята записали слова по алфавиту, по темам, таким как «Овощи», «Школа», «Животные», слова с безударной гласной о, «Одежда», «Растения»
Запоминание при помощи мнемотехники заключается в следующем.
Мнемоника (с греческого – искусство запоминания) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова. Объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться». Словарные слова распределены на группы, каждая группа имеет свой сюжет.
1. Учитель заранее выбирает слова, которые объединяются по одному орфографическому и смысловому признаку. (Рабочий, работа, пальто, сапоги, завтрак, завод, машина.)
2.Совместный выбор опорного слова. (Слово, на которое можно опереться и которое знакомо: например: рабочий)
3. Мы представили следующее: Рабочий надевает пальто, сапоги, берет с собой завтрак и едет на машине на работу, на завод.
Давайте попробуем взять слова с «О»
Погода
дорога
огород
овощи
горох
морковь
огурец
помидор
Что может получиться?
Стояла хорошая погода, мы ехали по дороге на огород сажать овощи: горох, морковь, огурцы, помидоры. (Семена у них круглые или овальные, они напоминают букву О.)
Сорока
ворона
молоко
корова
Сорока - ворона кашку варила, кашку на молоке, на молоке от коровы.
Последний 3 –ий этап контрольный
-Выборочный диктант
-Картинный диктант
-Комбинированный диктант
-Письмо по памяти
-Подбери однокоренные слова
Вывод.
Использование данных методик, форм и приемов работы способствует тому, что процесс запоминания словарных слов становится творческой, полезной и развивающей игрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы работы над словарными словами
Методы и приемы работы над словарными словами...
Методы и приемы работы над словарными словами
Формы, методы и приемы работы над словарными словами в начальной школе...
Приемы и этапы работы со словарными словами в начальной школе
В дааной статье описываются приемы м этапы работы со словарными словами...
Методическая разработка по теме «Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе»
В методической разработке даны приемы работы со словарными словами на уроках в начальнгой школе....
Статья "Нетрадиционные приемы работы работы над словарными словами в начальной школе"
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов....
Эффективные приемы работы со словарными словами в начальной школе
Эффективные приемы работы со словарными словами в начальной школе...
Статья "Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе по ФГОС."
В статье автор показывает методы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка..Из опыта своей работы подобраны наиболее интересные формы для изучения словарны...