Использование словарей в УМК «Перспективная начальная школа» Из опыта работы учительницы начальных классов Ивановой Елены Валериевны
статья по русскому языку
Предварительный просмотр:
Использование словарей в УМК «Перспективная начальная школа»
Из опыта работы учительницы начальных классов Ивановой Елены Валериевны
Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Но можно ли знать написание всех слов, находящихся в нашем употреблении?! Конечно, нет. Наверное, у каждого бывали случаи, когда в процессе записи своих мыслей, каких-то сведений и т.д. возникало сомнение: что написать – о или а, е или и?..
Какие варианты поведения человека далее возможны? Один из них – «не заметить» своего сомнения и написать наугад, а второй (если вопрос связан не с окончанием) – взять в руки словарь. Как бы мы хотели, чтобы поступил ученик?!.
На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. При этом, как говорится в документе, «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения». Среди общеучебных умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников. Одновременно наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение и пытаться разрешать его с помощью словаря – это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры. Таким образом, словари можно считать средством не только обучения школьников, но и их воспитания.
По моим наблюдениям, редкий ученик воспользуется имеющимся в его распоряжении богатством – даже в том случае, если все необходимые словари стоят рядом с ним на полке. Одно из объяснений такого факта скрыто в хорошо известной фразе: все начинается с детства. Если на более ранних этапах обучения ребенку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей. Вот почему давно стало понятным, что работа со словарями должна начинаться в начальных классах.
Я уверена в следующем: если у маленького школьника обращение к тому или иному словарю (в зависимости от возникшей проблемы) стало входить в привычку, есть основания считать, что заложены основы для воспитания культурного человека, готового и умеющего ставить перед собой лингвистические вопросы и осознанно искать на них ответы. Если же в начальных классах это не сделано, едва ли возникший пробел в дальнейшем удастся полноценно восполнить. Таким образом, от последовательности, системности приобщения младших школьников к доступным им по возрасту словарям во многом зависит успех последующего формирования соответствующего общеучебного умения, важного для развитой личности.
В УМК «Перспективная начальная школа» работа со словарями представлена на должном уровне. Имея немалый опыт работы по данному УМК, утверждаю, что последовательное, целенаправленное приобщение детей к использованию различных видов словарей здесь обеспечено системой работы, заложена во всех учебниках.
Для решения орфографических и орфоэпических задач, а также для задач развития речи именно в УМК «Перспективная начальная школа» предусмотрены следующие учебные словари: - Толковый словарь, Фразеологический словарь (словарь устойчивых выражений), Обратный словарь, Орфографический словарь(словарь «Пиши правильно»), Орфоэпический словарь(словарь «Произноси правильно»), Этимологический словарь(словарь происхождения слов), Словообразовательный словарь.
Работать по данному УМК легко, потому что всё под рукой: учебники, словари, рабочие тетради (на печатной основе), методические рекомендации. Работа ведётся в системе. Начатое в 1-ом классе успешно реализуется, углубляется, совершенствуется в последующих 2 - 4 классах. Использование разнообразных словарей обусловлено ещё и тем, что часто в классе обучаются дети с разным уровнем владения русским языком, с большим количеством логопедических проблем. Одновременно на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе ставится задача привлечь внимание детей к лексической стороне и к лексическим оттенкам слова, обогатить словарный состав речевой деятельности обучающихся, познакомить детей со словами – синонимами, и словами – антонимами, явлением многозначности, дать понятия «новых» и «устаревших» слов. В этом помогают словари русского языка, входящие в УМК.
В работе со словарями выделяю три этапа: подготовительный, начальный и основной.
Основная цель подготовительного этапа состоит в том, чтобы подготовить каждого ребенка в классе к обращению со словарем как со своим помощником и советчиком. Эта цель реализуется посредством решения следующих задач: освоение алфавита как строгой последовательности букв,
освоение словаря как особой специальной книги учебного характера.
На начальном этапе продолжается решение задач подготовительного этапа (освоение алфавита и освоение словаря как учебной книги).
Углубляется представление о словаре как о книге справочного характера. Формируется первоначальное представление о разных видах языковых (лингвистических) словарей и о назначении каждого из них. Основной этап связан с обучением детей во 2-4 классах. Главные цели: сформировать представления о разных видах лингвистических словарей и воспитать умение и привычку обращаться к словарю за помощью и советом.
Продолжается решение задач предыдущих этапов. Дети приучаются пользоваться словарями: а) как справочниками, б) как альтернативным учебным пособием по русскому языку.
В первом случае ребенок научится выбирать из словарей соответствующую информацию по заданию учителя и в ходе самостоятельного обращения со словарем. Во втором – обращается к словарям для освоения любой программной темы.
Элементарное знакомство со словарем во втором классе осуществляется постепенно на ряде уроков. Осваиваются все стороны книги: содержательная, структурная, формальная. Дети узнают, что содержание словаря составляет перечень слов в строго определенном порядке. Обязательно проводится знакомство с обложкой и со всеми ее элементами: заглавие книги, символика, характерная для всех учебных словарей: А-Я. Ученики получают представление о странице словаря, о ее структуре.
Первый урок русского языка во 2 классе называется «Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны». Это урок знакомства со словарями. Учащимся предлагается задание: открой страницу «Содержание», найди раздел «Словари». Посмотри, какие словари здесь есть. Как они называются? В ходе выполнения заданий дети знакомятся со словарями и их условными обозначениями, получают представление о значимости словарей в их жизни.
Первый словарь, с которым знакомятся дети Толковый словарь (2кл. Ч1.Стр.6). «Толковый словарь» помогает объяснить значения трудных слов. Очень хорошо продумана работа по знакомству со строением словаря. Опираясь на знания алфавита, на следующем уроке вводится Обратный словарь. Дети узнают особенности строения данного словаря. 3-й урок - знакомство со словарями «Пиши правильно» и «Произноси правильно». Словарь «Пиши правильно» содержит словарные слова. Все словарные слова обыгрываются в виде рисунков-ассоциаций, которые учеником легко запоминаются в тетрадях, а потом эти слова появляются в словаре. 4-й урок - словарь происхождения слов. Словарь происхождения слов позволяет посмотреть на орфограмму с точки зрения происхождения. Словарь Устойчивых выражений» помогает использовать в речи фразеологические обороты. Этими словарями пользуются учащиеся на уроках русского языка и литературного чтения.
На протяжении всех 3 лет работы со словарями формулировка заданий усложняется, и названия словарей изменяется.
В работе со словарями даётся развернутая формулировка заданий вместе с указанием организационных форм их выполнения (паре, самостоятельно).
Знакомясь с частями речи, многозначностью слов, прямым и переносным значением слов учащиеся обращаются к толковому словарю.
Вопросы организуют поисковую деятельность детей. Механизм возвращения к информации даёт возможность проверить, умеют ли это дети делать. Для всех ребят важен источник общения, снимается страх, барьер между письменной и устной речью.
В конце 4 класса в учебниках русского языка даются олимпиадные задания. Выполняя их, дети показывают, в том числе и свою речь (письменно) и те навыки, которые у них сформированы.
А сейчас, я хочу остановить свое внимание на Обратном словаре. При помощи Обратного словаря учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, пользуясь инструкцией на форзаце учебника.
На всех этапах словари используются в качестве средства осуществления межпредметных связей в обучении младших школьников.
Например, на уроке литературного чтения в 3 классе, дается задание: найди слово БАСНЯ в словаре происхождения слов. В хрестоматии по окружающему миру создан «Иллюстрированный словарик», в котором очень ярко, доступно, подробно дается описания растений, животных познавательного характера. В учебнике «Русский язык. Часть 2» представлен биографический словарь, где даются биографические сведения об авторе для составления сообщения о жизни и творчестве писателя или поэта.
В учебнике «Математика» представлен словарь математических понятий и терминов. На примере работы с различными словарями можно проследить основной прием: создание ситуации новизны. Работая со словарями в УМК «Перспективная начальная школа» у обучающихся формируется понимание, а не заучивание, того, как и почему образуются новые слова, изменяются, сочетаются с другими словами, в чем их грамматический и коммуникативный смысл.
Прекрасно выстроена работа с детьми разного уровня развития. С помощью комплекта у детей сформированы общеучебные навыки, благодаря этому им легче учиться в среднем звене.
Работа по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих отношений имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок письменной речи детей. В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, работы с различными словарями, каждый ученик получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, овладеть способами деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.
Работать по УМК «Перспективная начальная школа» нравится и мне, как учителю, и моим ученикам, ныне успешным гимназистам и победителям олимпиад и конкурсов различного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.
Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...
Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...
Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).
В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...