Дидактический материал для уроков русского языка в 4 классе с использованием пословиц и поговорок
учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс)

Кокоулина Виолетта Викторовна

Предлагаемая разработка представляет собой 8 карточек с заданиями разного уровня. Предложенные задания помогут проверить уровень знания учащимися орфографических норм русского языка  и умение применять эти знания на практике. Рекомендуемый этап урока -  актуализация пройденного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_po_russkomu_yazyku.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.М.Самбурова

Дидактический материал для уроков русского языка в 4 классе с использованием пословиц и поговорок (из опыта работы)

Кокоулина Виолетта Викторовна

Учитель начальных классов

Анапа 2019

Предисловие

          Систематический учет знаний, умений и навыков учащихся является неотъемлемой частью всего учебного процесса в общеобразовательной школе. Он проводится в целях проверки уровня достигнутых обязательных результатов обучения, основательного усвоения знаний и прочности формирования навыков.

           Предлагаемая разработка представляет собой 8 карточек с заданиями разного уровня. Предложенные задания помогут проверить уровень знания учащимися орфографических норм русского языка  и умение применять эти знания на практике. Рекомендуемый этап урока -  актуализация пройденного материала.

Цель:  

создание условий для формирования самостоятельности у учащихся в применении ранее полученных знаний и активизации образовательной деятельности

Задачи:

  • развитие орфографической зоркости;
  • применение полученных навыков в различных учебных ситуациях;
  • развитие мышления, внимания и творческих способностей у учащихся;
  • развитие умения объяснять и доказывать правописание глаголов с безударными личными окончаниями;
  • закрепить умения раздельного написания частицы не с глаголами;
  • активизировать словарный запас;
  • воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;

Ожидаемые результаты:

  • у обучающихся сформируется навык грамотного написания глаголов с безударными личными окончаниями, а так же слов с безударной гласной в корне;
  • активизируется и обогатится словарный запас;
  • систематизируются знания четвероклассников по теме «Глагол»

Введение

           

             Использование дидактических материалов на уроках способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, повышает интерес к урокам русского языка, расширяет словарный запас, формирует регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.

             Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие изречения. Слыша и привыкая к пословицам и поговоркам с ранних лет, мы инстинктивно понимаем их смысл и иногда даже не задумываемся, откуда взялось то, или иное выражение. Большинство из них утратили свое первоначальное значение и приобрели новый смысл. Тем не менее, они прекрасно вписываются в нашу речь и в наше время. В пословицах люди передавали свои заветные правила жизни, учили уму-разуму младшее поколение. Пословицы и сейчас живут, они украшают нашу речь, делают её живой и остроумной. Практически все пословицы поучительны для современного поколения, а значит, им всегда найдется место в жизни людей. И хотя они преображаются, наделяются новым смыслом, все равно бесспорно отражают историю наших предков. Поэтому я решила разработать дидактические задания по русскому языку для учащихся 4 класса с использованием русских пословиц и поговорок.

              Данный дидактический материал поможет учителю начальных классов организовать самостоятельную работу на уроках русского языка для повторения и закрепления изученного материала в 4 классе во втором полугодии при изучении темы «Глагол», а так же будет полезен для самостоятельной работы дома.

Карточка 1

Уровень 1

Прочитайте, составьте из данных частей пословицы:

Счастье и тру(т,д)

и камень растоп..шь.

После драки

рядом живут.

Ласковым словом

кулаками (не) машут.

Запишите пословицы, обозначьте орфограммы.

Уровень 2

Прочитайте, составьте из данных частей пословицы:

Любому м..л..дцу

а человек друз(?)ями.

Дер..во ж..вёт к..рнями,

а ло(ш,ж)ка сыщется.

Без друга

скромность к л..цу.

Был бы обе(т,д)

на сер(?)це в(?)юга.

Запишите пословицы, обозначьте орфограммы.

Карточка 2

Уровень 1

Спиши пословицы, вставляя пропущенные буквы:

Люб..шь розу, так люби и ш..пы.

На всякого Егорку есть п..г..ворка.

На ч..жой ст..ронушке рад своей в..ронушке.

Баснями сыт (не)буд..шь.

Уровень 2

Спиши пословицы, вставляя пропущенные буквы и окончания глаголов 2 лица единственного числа:

Посе…  привыч(?)ку – выраст…  характер.

В одну л..вушку два раза зверя (не)заман…  .

Один гусь травы (не)выт..пчет.

Два м..дведя в одной б..рлоге (не)ж..вут.

Без брата прож..в…  , а без друзей (не)прож…ть.

Карточка 3

Уровень 1

Прочитай. Спиши пословицы, вставляя пропущенные окончания глаголов 2 лица единственного числа.

Лето пролеж… , зимой с сумой п..беж… .

Дружба как ст..кло: разобъ… -  (не)скле… .

В одну л..вушку два раза зверя (не)заман…  .

Сл..зами горю (не)помож… .

Определи спряжение глаголов.

Уровень 2

Прочитай. Спиши пословицы, вставляя пропущенные окончания глаголов 3 лица единственного числа.

Осе(нн,н)яя муха больнее куса… .

Лето собира… , а з..ма подбира… .

Ворон ворону глаз (не)выклюн… .

С..лома с огнём (не)друж… .

Тому т..жело, кто помн…  зло.

Бедность уч… , а богатство порт… .

Определи спряжение глаголов.

Карточка 4

Уровень 1

Прочитай пословицы. Определи, в каких пословицах пишется  -ТСЯ, а в каких  -ТЬСЯ.

На двух як..рях  к..рабль крепче держи(т,ть)ся.

Кто много гр..зи(т,ть)ся, того мало боя(т,ть)ся.

Л..гушек боя(т,ть)ся – в воде (не)купа(т,ть)ся.

Спиши, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.

Уровень 2

Прочитай пословицы. Определи, в каких пословицах пишется  -ТСЯ, а в каких  -ТЬСЯ.

Друг за дружку держа(т,ть)ся – ничего (не)боя(т,ть)ся.

Сердечный друг (не)появи(т,ть)ся вдруг.

(Не)плюй в колодец, пригоди(т,ть)ся  в..ды  напи(т,ть)ся.

 Дружный табун волков (не)бои(т,ть)ся.

Как  аукне(т,ть)ся, так и откликне(т,ть)ся.

Спиши, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.

Карточка 5

Уровень 1

Из каждой группы слов собери и запиши пословицы. Обозначь орфограммы.

От, чеснок, лук, и, недуг, семи.

Красна, а, весна, снопами, цветами, осень.

Видит, рыбака, издалека, рыбак.

Горю, поможешь, слезами, не.

Уровень 2

Из каждой группы слов собери и запиши пословицы. Обозначь орфограммы.

Друга, чем, потерять, легче, найти.

Два, хорошее, века, живёт, дело.

Считает, во, кур, лиса, сне, и.

Старости, собачка, щенок, маленькая, до.

Еда, столом, общим, за, вкуснее.

Карточка 6

Уровень 1

 

 Вставь пропущенные антонимы в пословицы.

Маленькая лож(?) за собою __________ ведёт.

Умный любит учи(т,ть)ся, а ________учить.

Корень учения горек, а пло(т,д) его _______ .

Больше думай, _________ говори.

Слова для справок: глупый, меньше, сладок, большую.

Спиши, обозначая орфограммы.

Уровень 2

 

 Вставь пропущенные антонимы в пословицы.

Б..льшому уму и в _________ г..л..ве (не) тесно.

Лучше горькая правда, чем ________ лож(?).

Скупой богач, беднее _______ .

Лучшая вещ(?) – новая, лучший друг - ________ .

Знай больше, а говори __________ .

Слова для справок: сладкая, меньше, нищего, старый, маленькой.

Спиши, обозначая орфограммы.

Карточка 7

Уровень 1

Спиши пословицы, раскрывая скобки. Определи падеж имен существительных.

За шутку (не)сердись, а в обиду (не)вдавайся.

Шила в м..шке (не)утаишь.

Без труда (не)выт..щишь и рыбку из пруда.

Правда в огне (не)горит и в в..де (не)тонет.

Уровень 2

Спиши пословицы, раскрывая скобки. Определи спряжение глаголов. Подчеркни глаголы в неопределённой форме.

Кто хоч..т  много знать, тот должен мало спать.

Чего (не)зна..шь, о том (не)г..вори.

Под л..жачий камень в..да (не)т..чёт.

Одной рукой и узла (не)завяж..шь.

Посе..шь колючку, тр..вы (не)накос..шь.

Пч..ла  зна..т, где мёд брать.

Карточка 8

Уровень 1

Вставьте в пословицы и поговорки названия животных.

Без с..баки  _______  (не)пойма..шь.

Безрогая  ________  и шишкой бода..т.

Белую ________  и свои заклюют.

Маленькая  __________  до старости щ..нок.

Слова для справок: ворону, собачка, зайца, корова.

Спиши пословицы, обозначая орфограммы. Определи спряжение глаголов.

Уровень 2

Вставьте в пословицы и поговорки названия животных.

Без  узды  _______  (не)удерж..шь.

Беззаботна только та  ______, которая только одну лазейку зна..т.

Большая  ________  маленькую целиком глота..т.

Была бы  ________  будет и м..лоч(?)ко.

Быстро только ________ по крышам бегают.

Слова для справок: кошки, мышь, рыба, коровушка, коня.

Спиши пословицы, обозначая орфограммы. Определи спряжение глаголов.

Приложение

Список литературы

1. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя, сост. Волина. М.: Просвещение 1991

2. 80 лучших пословиц и поговорок

https://pogovorki-poslovicy.ru/narody-rossii/80-luchshix-russkix-poslovic-i-pogovorok.html

3. Русские пословицы и поговорки и их значение

http://nickdegolden.ru/russkie-poslovicy-pogovorki/

4. 100 самых ярких русских и пословиц и поговорок

https://notagram.ru/100-samyh-yarkih-russkih-narodnyh-poslovits-i-pogovorok/

5. Русские пословицы и поговорки

http://iamruss.ru/russian-proverbs-and-sayings/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Путешествие в волшебную страну пословиц и поговорок"

Данный урок можно  проводить для учащихся 2- 3 классов, а также как внеклассное мероприятие по различным УМК в начальной школе.На уроке много развивающих мышление и речь заданий , учащиеся свобод...

Статья на тему: «Использование дидактического материала на уроке «Русского языка» в начальной школе»

Цель моей работы: вызвать интерес к занятиям порусскому языку, пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Научить детей осмысленно читать, писать и говорить...

Дидактический материал к урокам русского языка. 3 класс II полугодие . "Диктанты с подготовкой ."

Диктанты предназначены для подготовки дома. Учащимся на дом дается на неделю  распечатанные тексты диктантов с пропущенными буквами. Дети готовятся самостоятельно.Один из текстов в определенный д...

Дидактический материал к урокам русского языка 3 класс

Карточки по русскому языку составлены в дополнении к учебнику русский язык...

Дидактический материал для уроков русского языка, 1 класс

Дидактический материал — это материал, активирующий мыслительную и познавательную деятельность школьника, побуждающий его вовлечься в учебный процесс, воспринимать информацию, думать н...

Дидактический материал к урокам русского языка 3 класс

Дидактический материал к урокам русского языка 3 класс...

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Повышение качества образования и познавательного интереса обучающихся должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, через вне...