1.Работа по первому пункту плана -Ребята, из чего состоит наша речь? наша речь состоит из предложений. - А из чего состоят предложения? предложения состоят из слов. - А слова имеют свой строительный материал. Вспомните, из каких частей состоят слова. Части слова: Корень Суффикс Окончание -Совершенно верно, слово состоит из - корня, суффикса, и окончания. Игра «Побудь волшебником» устная работа - Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова. На слайде слово дом, как мы скажем, если это не большой дом, а маленький? (Домик) - А как мы скажем если это огромный дом (Домище) -А как мы назовем дом ласково? (домик) Сделаем вывод, какую роль сыграл суффикс? (образовал новые слова) -Хорошо, давайте посмотрим на слайд, определение из словаря Ожегова. У вас на партах есть карточка с выводом, но в нем пропущены слова. Ваша задача поработать в парах, и заполнить пропуски.
Вывод: Суффикс – это _______, которая стоит за корнем и служит для ____________ слов. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. - Проверим по документ камере. -Поднимите руку те, у кого получилось так же. Самооценка Если мы с вами узнали что такое суффикс и выполнили 1 п п , то поставьте + на сл ступени нашей лестницы знаний. 2.Работа по второму пункту плана Составление алгоритма нахождения суффикса. Продолжаем путешествие по нашей книге знаний. Сядьте правильно, спина прямая, ноги вместе. -Давайте посмотрим на алгоритм нахождения суффикса. -Что нужно сделать, чтобы найти…. 1. Найти окончание (чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова) 2. Найти корень (подобрать однокоренные слова) 3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием) -Отлично! Работа с загадкой. Стоял на крепкой ножке, А теперь лежит в лукошке. -Гриб, а как можно его назвать в уменьшительно ласкательном значении? - Запишите слово «грибок» и правильно обозначь части слова. Что мы найдем первым? (Окончание - нулевое) - Корень – гриб. Значит суффикс –ок- -Давайте так же поработаем с другими словами. Столик, мышка, тучка -Выполним самопроверку по эталону. - Мы составили план нахождения суффиксов в слове. -Сделаем вывод, что нам нужно сделать чтобы найти суффикс? Вывод: Сначала мы находим окончание слова, потом корень и затем суффикс. Самооценка -Поставьте +, если считаете, что мы выполнили второй пункт плана. Работа по третьему пункту плана 1. Работа со словами. Сейчас мы с вами поработаем в группах и выполним 3 пункт плана. Ребята 1 варианта работают на интерактивной панели – это 1 группа, ребята 2 варианта- это 2 группа, вы работаете на интерактивной доске. Но перед началом работы вспомним правила работы с интерактивным оборудованием. 1. Не трогать влажными руками. 2. Пользоваться специальным стилусом. Ваша задача подобрать к данным словам однокоренные с указанными в скобках суффиксами. Например: Ваня (-ечк- )-Ванечка; стул (-чик-) –стульчик. - Выходите к доске. 1 группа - подберите к данным словам однокоренные слова с указанными в скобках суффиксами. Запишите. Валя (-ечк-), папа (-очк-), дядя (-еньк-), тётя (-еньк-), дед (-ушк-). 2 группа - подберите к данным словам родственные слова. Используйте указанные в скобках суффиксы. Запишите. Двор (-ник), груз ( -чик), воз ( - чик), буфет (- чик), рассказ ( - чик).
-Поменяйтесь местами и поведите взаимопроверку. 1 группа , хлопните если задание выполнено верно, 2 групп – хлопните, если задание выполнено верно. - молодцы, обе группы все справились. Самооценка -Поставьте +, на ступени, если ваше задание выполнено верно. - Молодцы. ЗАКРЕПЛЕНИЕ - А сейчас мы закрепим знания, полученные на уроке. - Ваша задача выполнить самостоятельную работу по уровням, первый уровень легче, второй чуть сложнее. Выберите тот, который сможете выполнить.
ФИЗМИНУТКА Проведем фзм на месте. Поднимите руки вверх, перед собой, посмотрите на дверь, на окно, на меня, поморгайте глазами. Отлично, молодцы.
1 вариант 1 уровень | 2 вариант 1 уровень | 1. Нет суффикса в слове 1) звонок 2) звонкий 3)звон 4)звонарь 2 Суффикса –ищ- не является увеличительным в слове: 1) пастбище 2)домище 3)усищи 4) деньжищи 3 Найди «лишнее» слово: 2) зайчик 2) летчик 3) стульчик 4)медвежонок 4 Соедини слово и суффикс (проведи стрелки). 1) ключик 2) стульчик | а)– чик- б) –ик- |
| 1. Нет суффикса в слове 1) звонок 2) звонкий 3)звон 4)звонарь 2. Суффикса – чик- не является уменьшительным в слове 2) зайчик 2) летчик 3) стульчик 4)колокольчик 3 Найди «лишнее» слово: 1) слоненок 2) детеныш 3) медвежонок 4) волчонок 4 Соедини слово и суффикс (проведи стрелки). 3) мамочка 4) дочка | а) – очк- в) –к- |
| 1 вариант 2 уровень | 2 вариант 2 уровень | Выпиши из текста слова с суффиксом -ят- и выдели его. И тут же страусята Визжат, как поросята. Ах, жалко, жалко, жалко Бедных страусят! Ах, у её малюток, У бедных акулят, Уже двенадцать суток Зубки болят! И к полосатым Бежит он тигрятам, И к бедным горбатым Больным верблюжатам... | Выпиши из текста слова с суффиксом -ат- и выдели его. И тут же страусята Визжат, как поросята. Ах, жалко, жалко, жалко Бедных страусят! Ах, у её малюток, У бедных акулят, Уже двенадцать суток Зубки болят! И к полосатым Бежит он тигрятам, И к бедным горбатым Больным верблюжатам... |
Выполним взаимопроверку по эталону. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. - Поднимите руки у кого ни одной ошибки, у кого одна, у кого больше. Самооценка Если вы правильно выполнили самостоятельную работу без ошибок, то поставьте плюс на лестницах успеха.
- Молодцы ошибок ни у кого нет. - И так, Наше путешествие подходит к концу. - Скажите, какая тема урока у нас была? - Что узнали нового на уроке? - Выполнили ли мы план урока? - Достигли мы цели урока? - Теперь посмотрите на свои листы самооценки. - Поднимите руки те, кто достиг самой верхней ступени. Молодцы, какую оценку вы можете себе поставить? - Я согласен с вашей оценкой. - Спасибо за работу на уроке.
|