Программа внеурочной деятельности "АБВГДейка" во 2 классе
рабочая программа по русскому языку
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "АБВГДейка" во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "АБВГДейка" во 2 классе | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для 2 классов
(приложение к ООП НОО МБОУ «Лицей № 1»)
Приложение № ___
к ООП НОО МБОУ «Лицей №1»
Программа курса внеурочной деятельности
«АБВГДейка» 2 а класс
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;
- воспитывать позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Ожидаемые результаты
Личностные УУД:
- интерес к познанию русского языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметными результатами изучения программы «Тайны русского языка» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на занятии.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения программы «АБВГДейка» во 2-м классе являются формирование следующих знаний и умений:
- владение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- сформировать опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты и т. д.), опыт подготовки и участие в конкурсных мероприятиях по темам занятий кружка.
Отслеживание результатов.
Для отслеживания результатов в течение года предусматриваются следующие формы контроля:
- тестирование;
- практические работы;
- учебно-исследовательские конференции;
- творческие работы.
В конце учебного года проводится проверочная работа, которая представляет собой комплекс диагностических заданий для 1-2 классов 2 варианта. Результаты диагностической работы заносятся в расчетные таблицы в excel, позволяющие автоматически рассчитать результаты и получить итоговые диаграммы.
Для оценки эффективности занятий можно также использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по русскому языку.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «АБВГДейка»
Программа внеурочной деятельности «АБВГДейка» (2 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011; Программы «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2012 г.
2 класс
Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)
Особенности проведения занятий. В чём богатство и красота русского языка.
Тема 2. О самых дорогих словах. (6 ч.)
Какие бывают слова? Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. Вежливые слова. Родные, дорогие слова. Самое важное, самое дорогое слово – Родина. Конкурс знатоков «Знаешь ли ты вежливые слова?».
Тема 3. Сколько слов вы знаете? (5 ч.)
Разнообразие и обилие слов русского языка. Значение слов. Знакомство со словарём. Алфавит. Зачем надо знать много слов.
Тема 4. Чудесные превращения слов. (3 ч.)
«Метаморфозы», происходящие со словами, если а) в них заменять буквы; б) добавлять к слову букву или отнимать её от слова. Словесные шутки.
Тема 5. Звуки в слове. (7ч.)
Гласные звуки. Согласные звуки. Мягкие и твёрдые звуки. Звонкие и глухие согласные. Изменение согласных звуков. Скороговорки. Праздник «В гостях у фонетики».
Тема 6. Тематические группы слов. (6ч.)
Слова – названия. Названия деревьев, цветов, времён года, профессий, машин и т. п. Закрытые группы слов и незакрытые. Слова – признаки, характеризующие внешность человека, положительные и отрицательные качества его, обозначающие значение цвета. Слова – действия, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы и т. д. КВН «Знатоки русского языка».
Тема 7. Трудные слова. (6 ч.)
Знакомство с «Орфографическим словарём». Алфавит. Работа со словарными словами. Происхождение некоторых слов. Приём ассоциации. Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря трудных слов».
Тема 8. Слово одно, а значений несколько. (1 ч.)
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Тайны русского языка»
№ п\п | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. 1.1 | Вводное занятие В чём богатство и красота русского языка. | 1 | 1 | |
2. 2.1 | О самых дорогих словах Какие бывают слова? | 1 | 1 | |
2.2 | Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. | 1 | 1 | |
2.3 | Вежливые слова. | 1 | 0.5 | 0.5 |
2.4 | Родные, дорогие слова | 1 | 1 | |
2.5 | Самое важное, самое дорогое слово – Родина. | 1 | 0.5 | 0.5 |
2.6 | Конкурс знатоков «Знаешь ли ты вежливые слова?». | 1 | 1 | |
3 3.1 | Сколько слов вы знаете? Разнообразие и обилие слов русского языка. | 1 | 1 | |
3.2 | Значение слов. | 1 | 1 | |
3.3 | Знакомство со словарём. | 1 | 1 | |
3.4 | Алфавит | 1 | 1 | |
3.5 | Зачем надо знать много слов | 1 | 1 | |
4 4.1 | Чудесные превращения слов «Метаморфозы», происходящие со словами, если в них заменять буквы; | 1 | 1 | |
4.2 | «Метаморфозы», происходящие со словами, если добавлять к слову букву или отнимать её от слова | 1 | 1 | |
4.3 | Словесные шутки. | 1 | 1 | |
5 5.1 | Звуки в слове Гласные звуки. | 1 | 1 | |
5.2 | Согласные звуки | 1 | 1 | |
5.3 | Мягкие и твёрдые звуки. | 1 | 1 | |
5.4 | Звонкие и глухие согласные. | 1 | 1 | |
5.5 | Изменение согласных звуков | 1 | 1 | |
5.6 | Скороговорки. | 1 | 1 | |
5.7 | Праздник «В гостях у фонетики». | 1 | 1 | |
6. 6.1 | Тематические группы слов Слова – названия. | 1 | 1 | |
6.2 | Названия деревьев, цветов, времён года, профессий, машин и т. п. | 1 | 1 | |
6.3 | Закрытые группы слов и незакрытые. | 1 | 1 | |
6.4 | Слова – признаки, характеризующие внешность человека, положительные и отрицательные качества его, обозначающие значение цвета. | 1 | 1 | |
6.5 | Слова – действия, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы и т. д. | 1 | 1 | |
6.6 | КВН «Знатоки русского языка». | 1 | 1 | |
7 7.1 | Трудные слова Знакомство с «Орфографическим словарём». | 1 | 1 | |
7.2 | Алфавит. | 1 | 1 | |
7.3 | Работа со словарными словами. | 1 | 1 | |
7.4 | Происхождение некоторых слов. | 1 | 1 | |
7.5 | Приём ассоциации. | 1 | 1 | |
7.6 | Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря трудных слов». | 1 | 1 | |
8 | Слово одно, а значений несколько | 1 | 1 | |
Итого | 35ч. | 24ч. | 11ч. |
Литература
- Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
- Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
- М.Бесова « Познавательные игры для мл. школьников» Ярославль, 2004
- Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001
- В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
- Е.Минский « От игры к знаниям» М, 2009
- «Старинные вятские загадки» Киров, 2012
9. Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.
10. «Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Карта отслеживания развития учащихся 2 класса
Курс внеурочной деятельности «АБВГДейка»
Карта составлена по результатам наблюдений в процессе сотрудничества с учащимися: практические работы, коммуникация, исследования, выполнение заданий.
Дата отслеживания: сентябрь (старт) . Параметры развития /показатели развития (оцениваются по уровням развития)
| Низкий уровень (умения не сформированы) | Средний уровень (умения частично сформированы) | Высокий уровень п.с. – (умения полностью сформированы) |
№ | Фамилия, имя | Общая осведомленность | Работоспособность во время занятий | Регулятивные УУД | Познавательные УУД (общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем) | Коммуникативные УУД | |||||||||
Принимает ситуацию занятия, усидчив. Выполняет задания до конца, способен не отвлекаться в течение занятия. | Способен самостоятельно действовать по инструкции взрослого и по наглядному образцу. | Переключается на новые требования при переходе от задания к заданию. | Оценивает свои возможности решения, находит допущенные ошибки; умеет взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности | Прогнозирует результат вычисления | Способен самостоятельно формулировать проблемы, выбирать способы решения проблем творческого и поискового характера | Умеет анализировать информацию с целью выделения признаков (существ-х, несущ.) | Моделирует ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход выполнения. | Понимает вопросы учителя, собеседника и отве-чает в соответствии с правилами реч.этикета. | Понимает возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. | Умеет обосновывать и доказывать собственное мнение. | Включается в групповую работу согласовывает усилия по достижению общей цели. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Рабочие программы для 2 и 4 класса программы внеурочной деятельности у рок русского языка 4 класс
Содержатся программы с прописанными УУД...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...