Адаптированная рабочая программа вариант 7,2 по русскому языку для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Адаптированная рабочая программа вариант 7,2 по русскому языку для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_variant_72_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx | 91.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании ШПК ____________________ Протокол №________ от «___»______2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» ________/___________________/ «___» ___________2021 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «НижнесаянтуйскаяСОШ» __________/Б.Б. Митыпов/ Приказ №____от «___» _______2021 г. |
Адаптированная образовательная программа
для учащихся с тяжелыми нарушениями речи
по предмету:
«Русский язык»
4 класс
2021 – 2022 учебный год
Всего часов на учебный год: 140 часов
Количество часов в неделю: 4 часа
Составлена в соответствии с программой по русскому языку к учебнику для 4 классов общеобразовательных школ авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
Учебник: «Русский язык »- М.: Просвещение, 2017.
Составители:
Соломина Н.В. учитель начальных классов
с. Нижний Саянтуй
2021г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету русский язык на 2021-2022 учебный год для обучающихся 4-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);
- приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
- приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;
- учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом от 31.08.2021 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования».
Определение варианта 7.2. АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-
педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Программа разработана во исполнение пункта 1 Цели № 1 из распоряжения Минпросвещения России от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"».
Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2017 г. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Для педагога:
- Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс. : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2017.
- Методическое пособие «Русский язык»
Для обучающихся:
1.Учебник Русский язык 4 класс
2. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. П. Канкина. – М. : Просвещение, 2015.
3. Крылова О.Н. Русский язык Контрольные работы в 2 частях – М.:»Экзамен», 2020г.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование, имеющееся в кабинете:
Интерактивный комплекс, планшет для проведения тестирования.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) разработана в соответствии
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АООП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО предполагает адаптацию требований к структуре АООП НОО, условиям ее реализации и результатам освоения.
АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет (с обязательным введением первого дополнительного класса).
Реализация АООП НОО (вариант 7.2) предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.
Вариант 7.2 АООП НОО обучающихся с ЗПР может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или индивидуально.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
- получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка
- педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
∙ гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
- обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для
формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное
восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета
- ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста. Создание небольших собственных текстов по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» являются:
• познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• социокультурная цель заключает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» в 2021-2022 учебном году на изучение предмета Русский язык в 4 классе отводится 140 часов. Рабочая программа предусматривает обучение Русскому языку в объёме 4 часов в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.
Программой предусмотрено проведение:
1) контрольных работ: 10
2) практических работ: 22
3) лабораторных работ: 0
4) проектов: 5
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы
Реализация программы по русскому языку в 4-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, и принятие образца «хорошего ученика»;
• формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
• осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
• восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
• развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
• понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
• развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
• развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
• установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные.
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
• принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
• уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
• записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
• ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
• овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
• осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные.
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
• уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
• ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
• понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
• строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
• строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
• понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
• овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Распределение учебных часов по разделам программы. № п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Повторение | 8 часов |
2 | Предложение | 4 часа |
3 | Слово о языке и речи | 16 часов |
4 | Имя существительное | 34 часа |
5 | Имя прилагательное | 25 часов |
6 | Местоимение | 8 часов |
7 | Глагол | 27 часов |
8 | Повторение | 18 часов |
ИТОГО | 140 часов |
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика и орфоэпия.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика).
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология.
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк–чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); • непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Раздел 3. Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Воспитательный аспект | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | |
Первая четверть – 8 недель К.д- 3 П.р.- 4 Проекты - 1 | |||||
1 четверть Тема «Повторение» - 8 часов | |||||
1 | Наша речь и наш язык. Язык и речь . Формула вежливости. | Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; | 02.09. | ||
2 | Текст. План текста. | 03.09. | |||
3 | Обучающее изложение «Первая вахта» упр 8, стр 10. | 06.09. | |||
4 | Анализ изложения. Типы текстов. | 07.09. | |||
5 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. | 08.09. | |||
6. | Диалог. Обращение. | 09.09. | |||
7 | Основа предложения, главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. | 13.09. | |||
8 | Контрольный диктант Входная диагностика. | 14.09. | |||
Тема «Предложение» - 4 часа. | |||||
9 | Однородные члены предложения их связь. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Проект «Знаки препинания» | Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмет для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение на уроке интерактивных форм работы учащихся стимулирующих познавательную мотивацию школьников, включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока | 15.09. | ||
10 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» упр 48 стр 34. | 16.09. | |||
11 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | 20.09. | |||
12 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 21.09. | |||
Тема «Слово о языке и речи» - 16 часов | |||||
13 | Слово и его лексическое значение | Создание гибкой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов, систем управления, что позволит получать образование постоянно, развитие навыков сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способности критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы, побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила дисциплины и самоорганизации, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе | 22.09. | ||
14 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | 23.09. | |||
15 | Синонимы, антонимы, омонимы | 27.09. | |||
16 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | 28.09. | |||
17 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова | 29.09. | |||
18 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова | 30.09. | |||
19 | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах | 04.10. | |||
20 | Правописание приставок и суффиксов | 05.10. | |||
21 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки | 06.10. | |||
22 | Обучающее изложение. Упр 110 стр 66. | 07.10. | |||
23 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | 11.10. | |||
24 | Склонение имён существительных и имён прилагательных. | 12.10. | |||
25 | Имя числительное. Глагол. | 13.10. | |||
26 | Наречие как часть речи. Правописание наречий. | 14.10. | |||
27 | Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | 18.10. | |||
28 | Контрольный диктант за 1 четверть по теме «Части речи» | 19.10. | |||
Тема «Имя существительное» - 34 часа. | |||||
29 | Работа над ошибками. Распознавание падежей имён существительных | Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, | 20.10. | ||
30 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных | 21.10. | |||
2 четверть К.д- 2 П.р.- 3 Проекты - 1 | |||||
31 | Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах | Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмет для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение на уроке интерактивных форм работы учащихся стимулирующих познавательную мотивацию школьников, побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила дисциплины и самоорганизации, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. | 01.11. | ||
32 | Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные | 02.11. | |||
33 | Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных | 03.11. | |||
34 | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» упр 161, стр 92 | 04.11. | |||
35 | 2-склонение имён существительных | 08.11. | |||
36 | Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения | 09.11. | |||
37 | 3-е склонение имён существительных | 10.11. | |||
38 | Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения | 11.11. | |||
39 | Обучающее изложение стр 101 упр 180 | 15.11. | |||
40 | Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. | 16.11. | |||
41 | Именительный и винительный падежи | 17.11. | |||
42 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. | 18.11. | |||
43 | Правописание одушевленных имен существительных в именительном, родительном и винительном падежах. | 22.11. | |||
44 | Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже | 23.11. | |||
45 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах | 24.11. | |||
46 | Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже | 25.11. | |||
47 | Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже | 29.11. | |||
48 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже | 30.11. | |||
49 | Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже | 01.12. | |||
50 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | 02.12. | |||
51 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | 06.12. | |||
52 | Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница» (стр 130 упр 247) | 07.12. | |||
53 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» | 08.12. | |||
54 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 09.12. | |||
55 | Склонение имён существительных во множественном числе. | 13.12. | |||
56 | Именительный падеж имён существительных множественного числа | 14.12. | |||
57 | Родительный падеж имён существительных множественного числа | 15.12. | |||
58 | Винительный падеж одушевленных имен существительных множественного числа | 16.12. | |||
59 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа | 20.12. | |||
60 | Контрольный диктант за первое полугодие | 21.12. | |||
61 | Анализ контрольного диктанта. Проект «Говори правильно» | 22.12. | |||
62 | Обучающее изложение стр 141 упр 273 | 23.12. | |||
3 четверть Тема Имя прилагательное - 25 часов К.д- 3 П.р.- 8 Проекты - 1 | |||||
63 | Имя прилагательное как часть речи | Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмет для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение на уроке интерактивных форм работы учащихся стимулирующих познавательную мотивацию школьников, побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила дисциплины и самоорганизации, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. | 10.01. | ||
64 | Род и число имён прилагательных | 11.01. | |||
65 | Составление текста описание. Описание игрушки | 12.01. | |||
66 | Склонение имён прилагательных | 13.01. | |||
67 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова "Мика Морозов" | 17.01. | |||
68 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 18.01. | |||
69 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах. | 19.01. | |||
70 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | 20.01. | |||
71 | Именительный, винительный, родительный падежи | 24.01. | |||
72 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | 25.1. | |||
73 | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Выборочное изложение описательного текста стр 27 упр 57. Наши проекты «Имена прилагательные в сказках» | 26.1. | |||
74 | Анализ изложения. Склонение имён прилагательных женского рода | 27.01. | |||
75 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | 31.01. | |||
76 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода | 01.02. | |||
77 | Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода | 02.02. | |||
78 | Изложение описательного текста стр 36 упр 77 | 03.02. | |||
79 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе | 07.02. | |||
80 | Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» | 08.02. | |||
81 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа | 09.02. | |||
82 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа | 10.02. | |||
83 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа Изложение описательного текста | 14.02. | |||
84 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 15.02. | |||
85 | Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 16.02. | |||
86 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 17.02. | |||
87 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 21.02. | |||
Тема «Местоимение» - 8 часов | |||||
88 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. | Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмет для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение на уроке интерактивных форм работы учащихся стимулирующих познавательную мотивацию школьников, побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила дисциплины и самоорганизации. | 22.02. | ||
89 | Изменение личных местоимений 1 -го и 2-го лица по падежам. Правописание личных местоимений | 23.02. | |||
90 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам | 24.02. | |||
91 | Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений. | 28.02. | |||
92 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа | 01.03. | |||
93 | Изложение повествовательного текста с элементами описания» (стр 65 упр 138) | 02.03. | |||
94 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 03.03. | |||
95 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 07.03. | |||
Тема «Глагол» - 27 часов | |||||
96 | Роль глаголов в языке | Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмет для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | 09.03. | ||
97 | Изменение глаголов по временам | 10.03. | |||
98 | Неопределённая форма глагола | 14.03. | |||
99 | Изменение глаголов по временам | 15.03. | |||
100 | Контрольный диктант за 3 четверть. | 16.03. | |||
101 | Анализ контрольного диктанта | 17.03. | |||
4 четверть К.д- 2 П.р.- 7 Проекты - 1 | |||||
102 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмет для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение на уроке интерактивных форм работы учащихся стимулирующих познавательную мотивацию школьников, побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила дисциплины и самоорганизации. | 28.03. | ||
103 | Спряжение глаголов | 29.03. | |||
104 | Анализ изложения. Спряжение глаголов 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 30.03. | |||
105 | Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» | 31.03. | |||
106 | I и 11 спряжение глаголов настоящего времени | 04.04. | |||
107 | I и II спряжение глаголов будущего времени Наши проекты «Пословицы и поговорки» | 05.04. | |||
108 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 06.04. | |||
109 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 07.04. | |||
110 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 11.04. | |||
111 | Возвратные глаголы | 12.04. | |||
112 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах | 13.04. | |||
113 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок | 14.04. | |||
114 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 18.04. | |||
115 | Изложение повествовательного текста по вопросам | 19.04. | |||
116 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 20.04. | |||
117 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 21.04. | |||
118 | Обобщение по теме «Глагол» | 25.04. | |||
119 | Обобщение по теме «Глагол» | 26.04. | |||
120 | Изложение повествовательного текста стр 119 упр 253 | 27.04. | |||
121 | Анализ изложения. Проверь себя по теме «Глагол» | 28.04. | |||
122 | Повторение по теме «Глагол» | 03.05. | |||
Тема «Повторение» - 18 часов | |||||
123 | Язык. Речь. Текст. | Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмет для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение на уроке интерактивных форм работы учащихся стимулирующих познавательную мотивацию школьников, побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила дисциплины и самоорганизации. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока | 04.05. | ||
124 | Предложение и словосочетание | 05.05. | |||
125 | Предложение и словосочетание | 10.05. | |||
126 | Лексическое значение слова | 11.05. | |||
127 | Сочинение на тему Мои впечатления от картины И.И. Шишкина "Рожь" | 12.05. | |||
128 | Анализ сочинения. Состав слова. | 16.05. | |||
129 | Состав слова | 17.05. | |||
130 | Части речи | 18.05. | |||
131 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану стр 136 упр 298 | 19.05. | |||
132 | Анализ изложения. Части речи | 23.05. | |||
133 | Итоговый контрольный диктант за год | 24.05. | |||
134 | Анализ Контрольного диктанта. Звуки и буквы. | 25.05. | |||
135 | Изложение повествовательного текста стр 140 упр 310 | 26.05. | |||
136 | Резерв | ||||
137 | Резерв | ||||
138 | Резерв | ||||
139 | Резерв | ||||
140 | Резерв |
Программно-методическое обеспечение
1. Литература для учителя.
1. Байкова, Т. А. Словарь ударений. Как правильно произносить слова? 1–4 классы / Т. А. Байкова. – М. : АСТ-Пресс, 2011.
2. Канакина, В. П. Работа с трудными словами. 1–4 класс / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2012.
3. Канакина, В. П. Русский язык : 1–4 классы : сборник диктантов и самостоятельных работ : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2013.
4. Канакина, В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2013.
5. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс : рабочие программы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2012.
6. Канакина, В. П. Русский язык : раздаточный материал / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2007.
7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / C. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии, 2008.
8. Руднева, А. В. Словарь-справочник школьника : 1–4 классы : русский язык / А. В. Руднева. – М. : Эксмо, 2010.
9. Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Дрофа, 2004.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1septem-ber. ru/urok
5. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа : http:www.Nachalka.com
6. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru
7. Этимологический словарь Фасмера. – Режим доступа : http://vasmer.narod.ru/
8. Таблицы по русскому языку в электронном виде. – Режим доступа : http://www.it-n.ru/
9. Русская грамматика. – Режим доступа : http://rusgram.narod.ru/
10. Русская фонетика. – Режим доступа : http://fonetica.philol.msu.ru/
3. Наглядные пособия. Таблицы.
1. Фонетика и орфоэпия. Гласные звуки и буквы. Буквы е, ё, ю, я. Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости и твердости согласных звуков. Шипящие согласные звуки.
2. Состав слова (морфемика). Значимые части слова. Словообразование. Порядок разбора слова по составу.
3. Самостоятельные части речи (морфология). Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Глагол. Местоимение. Наречие.
4. Синтаксис. Текст. Предложение. Словосочетание. Порядок разбора предложения.
5. Орфография и пунктуация. Проверяемые орфограммы в корне слова. Правописание приставок и суффиксов. Непроверяемые орфограммы в слове. Знаки препинания.
6. Развитие речи. Серия репродукций.
4. Информационно-коммуникативные средства.
1. Начальная школа. Наука без скуки. Математика. Русский язык. Чтение / авт.-сост. И. В. Блинова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Справочник учителя начальных классов / сост. Е. М. Елизарова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Диск с электронными плакатами, презентациями (электронный учебник) по русскому языку (1–4 классы). – Челябинск : Учтех-Профи, 2012.
5. Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер (ноутбук).
2. Интерактивный комплекс
3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
Приложение 3
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет_________Русский язык
Класс________________4
Учитель
2021-2022 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по русскому языку 2 класс автор С.В. Иванов
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану ...
Рабочая программа и КТП по русскому языку 2 класс Т.Г.Рамзаева
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса Автор программы Рамзаева Т.Г. Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе Федерального компонента Государс...
Адаптированная рабочая программа (7,2) по русскому языку 1-4 классы
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для слабовидящих обучающихся 2 класса.
Адаптированная рабрчая программа по учебному предметк "Русский язык" для слабовидящих обучающихся 2 класса....
Адаптированная рабочая программа ребёнка- инвалида по русскому языку 1 класс
Адаптированная рабочая программа ребёнка- инвалида по русскому языку 1 класс...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык». 1 класс (вариант 3.2.)
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык". 1 класс. Разработана для обучения незрячих детей....