Урок русского языка во 2 классе по теме "Значение глагола" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный материал содержит технологическую карту урока русского языка во 2 классе по теме "Значение глагола" УМК "Школа России" и презентацию к ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Саратовский областной социально-педагогический колледж»
Технологическая карта урока по русскому языку на тему:
«Значение глагола»
Работу выполнила:
студентка 3 курса 31 группы
специальности 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Гилева Людмила Тимофеевна
Место проведения:
МАОУ «Лицей № 62» г.Саратова
Класс 2 «А», каб.№ 12
Учитель: Брянская Н.С.________
Методист: Серкова Н.А.________
Дата 09.03.2022 г
Время проведения урока 15.40-16.25
Оценка________
г. Саратов, 2022 год
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Значение глагола
Класс: 2
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: продолжить формировать понятие о глаголе, его отличительных признаках и роли в устной и письменной речи, обосновывать правильность отнесения слова к глаголу; развивать речь, коммуникативные навыки;
Задачи урока:
Дидактические: осознание и осмысление детьми задач, приводящих к формированию понятия «глагол»; отработка умения распознавания учащимися новую часть речи -глагол; закрепление умения правильно задавать вопросы к словам.
Развивающие: развитие речи учащихся, активизация словесно-логического мышления, формирование устойчивости внимания, наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы, развитие познавательных способностей учащихся, навыков грамотного письма;
Воспитательные: воспитание интереса к изучению предмета –русский язык, учебной активности, воспитание уважения к одноклассникам и педагогу, воспитывать культуру устной и письменной речи, чувства товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.
Средства обучения и оборудование: Учебник «Русский язык» , Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 класс, 2 часть,2018 г (УМК «Школа России»), компьютер, ИД, презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА:
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Личностные | ||||||||
| Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, мотивация требований к ученику со стороны коррекционной деятельности, установление тематических рамок и постановка ориентиров деятельности на уроке | Рифмованное начало урока | Приветствует учеников, настраивает на позитивное начало урока -Подтянитесь, улыбнитесь И тихонько все садитесь. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики.
Напоминает, о чем говорили на прошлом уроке Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит — Все расскажет нам …..ГЛАГОЛ | Приветствуют учителя, настраиваются на урок Отвечают (хором) Глагол! | Ф | Словесный-беседа | Личный контроль учителя | Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной .цели, анализ объектов с целью выделения признаков; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. | |
| Подготовка мышления учащихся и осознания ими потребности к выявлению причин и затруднений в собственной деятельности | Игровая цель | Организует повторение прошлой темы с помощью игры-пантомимы «На меня все посмотрите-что я делаю, скажите?» Показывает какое-либо действие, а остальные угадывают, что это за действия, называют. - К какой части речи относятся слова, называющие действие? | Угадывают, называют действие. -Глагол | Ф | Словесный-беседа | Личный контроль учителя | Активизация мышления на расширение словарного запаса с помощью глаголов, развитие устной речи при описании конкретных действий | Р:прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; П: установление причинно-следственных связей; К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Формирование потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств |
| Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | Вопрос к тексту | Организует выявление затруднения с помощью морфологического тренинга -Ребята, на слайде №1 представлен текст. Пришла зима. Закружились в воздухе первые снежинки. Ночью выпал густой снег. Утром на снегу звери и птицы оставили следы. Вот прыгнул зайка. А этот след лисы ведет в кусты. Ваша задача- прочитать его внимательно и выписать из него только ГЛАГОЛЫ. —Найдите глагол, который отвечает на вопрос- что делает ?
Давайте сверим ваши ответы с ответом на следующем слайде № 2 Предлагает оценить правильность своих ответов с помощью сигналов светофора (Поднимают зеленый кружок-если вы все выполнили верно, желтый кружок-не все получилось верно ,были недочеты, красный кружок-если все было неверно). -Ребята, все ли вы справились с заданием? Все ли глаголы вы нашли и выписали? -Почему возникло затруднение? Что нам надо сделать, чтобы его преодолеть? -Да, поэтому сегодня на уроке мы продолжим выяснять, для чего нужны глаголы в речи и тема нашего сегодняшнего урока будет…. (слайд № 3) Правильно, тема нашего урока «Значение глагола» | Слушают задание от учителя, выполняют задание со слайда Ведет Сверяют свои ответы с ответами на слайде, оценивают выполнение данного задания Нет, не все Потому, что мы еще мало знаем о значении и роли глагола в речи, Надо узнать побольше о значении глагола, его роли в устной речи и в тексте. Значение глагола | И | Словесный-объяснение учителя, подводящий диалог, наглядный- презентация, письменная самостоятельная работа в тетрадях по слайду | Личный контроль учителя, самоконтроль | Уточнение алгоритма выявления и распознавания глаголов | Р: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; П: умение структурировать знания; К: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. | Формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств |
| Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Подскажи словечко | Организует работу по построению проекта выхода из затруднения с помощью игры «Слово потерялось». -Ребята, подберите к данным словам слова, которые обозначают действия, и расскажите, кто как передвигается. Дятел … Дельфин … Лягушка… Кенгуру … Змея … Давайте сверим ваши ответы с ответом на следующем слайде № 4 Предлагает оценить правильность своих ответов с помощью сигналов светофора -Ребята, так для чего нам нужны глаголы? | Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя Летает Плавает Скачет Прыгает Ползает Сверяют свои ответы с ответами на слайде, оценивают выполнение данного задания Чтобы охарактеризовать или описать действие живого объекта или неживого предмета | Ф | Словесный-объяснение учителя, наглядный-слайды презентации | Личный контроль учителя, самоконтроль | Закрепление знаний о глаголе с помощью тренинга путем выбора способов и средств коррекции. | Р: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; П: поиск и выделение информации; умение структурировать знания; выдвижение гипотез; их обоснование. К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Формирование у учащихся понимания того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека. |
| Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе, формирование умения правильно применять соответствующие способы действий | Работа над понятием | Организует работу по учебнику -Сейчас, ребята предлагаю вам выполнить упр.120 на стр.70 . 1) Чтение слов и распознавание глаголов среди других частей речи. - По каким признакам вы определили глаголы? Организует групповую работу: -Девочкам предлагаю выписать первые три предложения, которые у нас получились и подчеркнуть в них грамматическую основу предложения(подлежащее и сказуемое-надписать над словом какой частью речи выражено сказуемое), а мальчикам-выписать последние три предложения, какие у нас получились и тоже подчеркнуть там грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое-надписать над словом какой частью речи выражено сказуемое) Сверьте с эталоном на слайде № 5 правильность выполнения упражнения 120. - Прочитайте предложения, которое вы записали? - Назовите главные члены предложений. - Какой частью речи является глагол ? - Что называют глаголы? -Совершенно верно, молодцы! Предлагает оценить правильность своих ответов с помощью сигналов светофора | Слушают задание от учителя, читают задания к упражнению, выполняют упражнение -Это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделал (и)? что сделают?, обозначает действие предметов и объектов Сверяют свою работу с эталоном на слайде. Читают поочередно девочки и мальчики по группам. Называют грамматическую основу предложения. Самостоятельной. Действия предмета или объекта Оценивают свою работу | И, Г, Ф | Словесный-объяснение учителя, наглядный-работа с учебником, презентацией, письменная самостоятельная работа в тетрадях | Личный контроль учителя, самоконтроль | Закрепление знаний по распознаванию глагола среди других частей речи. | Р: коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. П: формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой. |
Физминутка | Обеспечение активного отдыха организма детей в процессе урока, создание условий для психоэмоциональной разгрузки | Словесный-объяснение учителя | Проводит физминутку Мы шагаем друг за другом, Лесом и зеленым лугом. (Ходьба на месте.) Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. (Взмахи руками.) Закружились, полетели, (Взмахи руками, покружиться.) Тихо все за парты сели. | Повторяют движения за учителем | Ф | Словесный и наглядный-объяснение и личный пример учителя | Самоконтроль, личный устный контроль учителя правильным выполнением движений | Р: умение координировать свои действия вслед за учителем и одноклассниками. | Умение уважать действия друг друга, понимание необходимости бережного отношения к своему здоровью и здоровью других людей; | |
| Обобщение затруднений в устной речи, закрепление способов действий, вызвавших затруднения | Учимся сообща | Организует работу по учебнику упр.121,стр.70. Ребята, выполним следующее упражнение. — Прочитайте текст. — Назовите его тему. — Назовите основную мысль текста. — Озаглавьте текст. — Назовите в тексте глаголы. — Прочитайте текст без глаголов. Понятен ли смысл предложений? -Итак, ребята, зачем нужны глаголы в этом тексте и в нашей речи вообще? Выполним письменное задание из упражнения — Выпишите второе предложение. Найдите его грамматическую основу. — Надпишите над подлежащим и сказуемым какими частями речи они выражены? Правильно, ребята, молодцы! У всех так получилось? Сверьте с эталоном на слайде № 6 правильность выполнения упражнения 121. Предлагает оценить правильность своих ответов с помощью сигналов светофора | Слушают задание от учителя, отвечают на вопросы, выполняют его. Черный дятел плотничает Дятел — полезная птица, он уничтожает вредителей Дятел Плотничает, цепляется, упирается, постукивает, выпугивает, обежит, не проглядит Читают повторно текст без глаголов Нет, совсем не понятен Глаголы нужны, чтобы называть действия, которые выполняют предметы или объекты Дятел плотничает Дятел (имя существительное), плотничает (глагол) Сверяют свои ответы с ответами на слайде, оценивают выполнение данного задания | Ф,И | Словесный-объяснение учителя, наглядный-работа по учебнику и слайдам презентации, самостоятельная письменная работа в тетрадях | Личный контроль учителя, самоконтроль | Закрепление знаний по распознаванию глагола среди других частей речи, соотношение роли глагола в предложении при анализе текста. | К: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; | Формирование позиции самоопределения и смыслообразвания, учебного и познавательного интереса к пройденному учебному материалу и способам отработки и закрепления полученных ранее знаний, осознание необходимости закрепления полученных знаний |
| Самопроверка и индивидуальная оценка достижения цели и создание ситуации успеха | Творческое задание | Ведет работу по учебнику, предлагает выполнить упр. 122, стр.71 1) Чтение стихотворения В. Мирович. - Какую картину вы представили, прочитав это стихотворение? 2) Выполнение задания упражнения. 3) Спишите предложение про льдины. - Какие глаголы вы подчеркнули? - Что называют глаголы? - На какие вопросы отвечают? 4) Выборочное списывание. А теперь выпишите глаголы из других предложений. - Какие глаголы вы выписали? -Подчеркните глагол, который отвечает на вопрос что сделал? - Чему вы научились, выполняя задание? Сверьте с эталоном на слайдах № 7,8 правильность выполнения упражнения 122. Предлагает оценить правильность своих ответов с помощью сигналов светофора | Слушают учителя, выполняют задания, отвечают на вопросы О том как тает лед на реке, ледоход, крошится лед Льдины прыгают, кружатся, Друг на друга громоздятся, Друг за другом вдаль спешат, И грохочут, и трещат. Прыгают, кружатся, громоздятся, спешат, грохочут, трещат. Действия льдин Что делают? Идет, вышел, смотрит, играет, разбивает Вышел Научились узнавать и выделять глаголы в тексте среди других частей речи. Сверяют свои ответы с ответами на слайде, оценивают выполнение данного задания | Ф, И | Словесный-объяснение учителя, наглядный-работа по учебнику и слайдам презентации, самостоятельная письменная работа в тетрадях | Личный контроль учителя, самоконтроль | Закрепление знаний по распознаванию глагола среди других частей речи, соотношение роли глагола в предложении при анализе текста. различение глаголов, отвечающих на определенный вопрос. | Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; П: умение структурировать знания; умение применять ранее полученные знания на практике включая моделирование; построение логической цепи рассуждений.
| Формирование учебного и познавательного интереса к пройденному учебному материалу и способам отработки и закрепления полученных ранее знаний. |
| Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов предмета | Дай информацию | Организует работу в парах-по вариантам при выполнении упр.123 на стр.71. -Какими частями речи являются слова в каждой паре? По каким признакам вы их определили? Ребята, у кого 1 вариант выписывают только глаголы из первого столбика, ребята, у кого 2 вариант, выписывают только глаголы из второго столбика. Сверьте с эталоном на слайдах № 9 правильность выполнения упражнения 123. Предлагает оценить правильность своих ответов с помощью сигналов светофора | Слушают задание, отвечают на вопросы, выполняют задание своей группы – по вариантам. Имя существительное и глагол Перечисляют отличительные признаки 1 вариант: Звонить Хитрить Горевать Кормить 2 вариант Просить Зеленеть Свистеть Встречать Сверяют свои ответы с ответами на слайде, оценивают выполнение данного задания | Ф, Г, И | Словесный-объяснение учителя, наглядный-работа по учебнику и слайдам презентации, самостоятельная письменная работа в тетрадях | Личный контроль учителя, самоконтроль | Закрепление знаний по распознаванию глагола среди других частей речи, соотношение роли глагола в предложении при анализе текста. различение глаголов, отвечающих на определенный вопрос, определение лексического значения глаголов, понимание роли глаголов при подборе и формировании однокоренных слов. | Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью П: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия | Формирование личностного самоопределения на основе выработки ценностных ориентаций |
| Осознание метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности, направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания | Опрос-итог | Организует рефлексию через итоговый мини-опрос: (Если ученики согласны с утверждением, ставят знак «+», если не согласны ставят знак «—».(слайд № 10) 1. Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета. 2. Подлежащее чаще всего бывает выражено глаголом. 3. Глагол «учится» отвечает на вопрос что делаю? 4. Глаголы могут отвечать на вопросы что сделаем ?, что делать?, что сделает?. 5. В речи глаголы нужны, чтобы называть предметы. Ответ. +, —, —, +, —. Сверьте с эталоном на слайдах № 11 правильность выполнения опроса-теста Предлагает оценить правильность своих ответов с помощью сигналов светофора. -Ребята, наш урок заканчивается. Все вы молодцы, работали старательно! Благодарю вас за дружную работу и интересное общение! | Слушают учителя, проходят опрос-итог Да Нет Нет Да Нет Сверяют свои ответы с ответами на слайде, оценивают выполнение данного задания | И | Словесный-объяснение учителя, аудиальный-слушание учеников, наглядный- слайд презентации, письменная работа-опрос-тест | Самоконтроль | Закрепление ранее полученных знаний и умений по распознаванию отличительных признаков глагола от других частей речи, его роли в предложении и тексте. | П: умение структурировать знания; умение адекватно передавать содержание текста; анализ объектов с целью выделения признаков; классификация объектов; установление причинно-следственных связей; | Формирование личностного самоопределения на основе выработки ценностных ориентаций |
10. Домашнее задание | Организация домашней учебной работы обучающихся, формирование у них прилежания, самостоятельности, развития творческих способностей и склонностей | Z | Выдается учителем | Z | Z | Z | Z | Z | Р: Принятие учебного задания. Понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Z |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРИШЛА ЗАКРУЖИЛИСЬ ВЫПАЛ ОСТАВИЛИ ПРЫГНУЛ ВЕДЕТ ВЕДЕТ
Значение глагола
Дятел … Дельфин … Лягушка… Кенгуру … Змея … ЛЕТАЕТ ПЛАВАЕТ СКАЧЕТ ПРЫГАЕТ ПОЛЗАЕТ
Проверка упр.120, стр.70 Девочки Мальчики Наступает весна . Прилетели грачи . Тает снег . Скоро прилетят скворцы и жаворонки . Потемнел лед на реке. В лесу запели песни птицы .
Проверка упр.121,стр.70 Дятел (сущ.) плотничает. (глаг.)
Проверка упр.122, стр.71 Прыгают Кружатся Громоздятся Спешат Грохочут Трещат
Проверка упр.122, стр.71 Идет Вышел Смотрит Играет Разбивает Вышел
Проверка упр.123, стр.71 1 вариант: Звонить Хитрить Горевать Кормить 2 вариант Просить Зеленеть Свистеть Встречать
1 . Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета. 2. Подлежащее чаще всего бывает выражено глаголом. 3. Глагол « учится » отвечает на вопрос «что делаю»? 4. Глаголы могут отвечать на вопросы что сделаем ?, что делать?, что сделает?. 5. В речи глаголы нужны, чтобы называть предметы.
Ответы: 1. + 2. - 3. - 4. + 5. -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Урок русского языка. 2 класс. Алфавит (УМК "Школа России")
Конспект урока русского языка на тему "Алфавит". УМК "Школа России"...
открытый урок русского языка, 4 класс, ФГОС, УМК "Школа России"
Правописание косвенных форм личныхместоимений, раздельное написание местоимений с предлогами....
Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"
Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....
Урок русского языка 1 класс "Вежливые слова", Школа России
Урок русского языка 1 класс «Вежливые слова»Цель: развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова, распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета. Планируем...
урок и презентация к уроку русского языка 1 класс автор Канакина "Школа России"
Предлагаю конспект урока русского языка в первом классе с презентацией....