Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
презентация к уроку по русскому языку
Презентация содержит основные приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_orfogr.zorkosti_2.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма». М.Р. Львов (педагог, методист по русскому языку)
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания . “ Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, называется орфографической зоркостью”.
Орфограмма – это буква или другой письменный знак (слитное и раздельное написание, перенос, прописная буква), который по слуху однозначно не определяется, по звуку не устанавливается. Орфограмма есть там, где есть при неизменном произношении выбор написания.
Причинами орфографической безграмотности могут служить не только психофизиологические проблемы, которые обусловлены стойкими нарушениями высших психических функций, но и таких как : Отсутствие положительной мотивации Несформированность звуко- буквенного анализа и синтеза Бедность и неточность словаря Слабая коммуникативная активность у детей Причины орфографической безграмотности
У младших школьников следует формировать 4 собственно орфографических умения, а именно: Ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы (орфографическую зоркость); устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило); применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи); проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Приемы по развитию орфографической зоркости Направлены на формирование орфографически грамотного письма. Помогают не только усвоить изученные орфограммы, но и развивают ВПФ (память, мышление, внимание , речь). Являются игровым и занимательным материалом, что повышает мотивационную активность детей и формирует навыки орфографически грамотного письма
Эффективные приемы формирования орфографической зоркости
1. Орфографическое проговаривание.. Цель : предупреждать ошибки при написании слов , развивать артикуляционную память, слуховое восприятие , самоконтроль .
2. Письмо с пропусками орфограмм (письмо «с дырками»). А) пропуски делаются везде, где есть орфограммы. Б) пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве . Цель : задумываться над грамотностью своего письма, формирует орфографическое умение работать со словарём, грамотно задавать вопросы.
3.Списывание текста без пропуска букв Цель : запечатлеть зрительно правильно написанное слово. 4.Корректурные пробы (можно использовать на любом уроке ) Цель : тренировка внимания и орфографической зоркости
5.Использование разных видов диктантов: Диктант с постукиванием (не контрольный). Диктант «Найди слова». Диктант – игра «Кто больше запомнит». Зрительный диктант. Знаковый диктант.
6.Какографические упражнения Цель: тренировать учащихся в нахождении орфографических ошибок в тексте Алгоритм проведения : Текст с орфографическими ошибками записан на доске. Учащиеся под руководством учителя находят, комментируют и исправляют допущенные ошибки. Исправленный текст учащиеся записывают в тетради.
Какографические упражнения В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы. Дети должны не только найти и исправить ошибки, но и определить вид ошибки, распределить слова (памятки для работы над ошибками)
Особое место занимает изучение словарных слов . Условия успешного запоминания словарных слов Установка на запоминание Заинтересованность Яркость восприятия Образное впечатление
Алгоритм работы над словарными словами Понедельник – знакомимся со словами Вторник – запись слов для переноса Среда – составляем словосочетания или предложения Четверг – закрепляем правописание Пятница – словарный диктант
Для знакомства с новым словарным словом я использую ребусы , загадки. Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для неё готовим кадки И крупной соли полмешка.
Упражнения на развитие орфографической памяти
Упражнения на развитие звуко -буквенного анализа
Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза
Упражнение на развитие орфографической зоркости и мышления Найди лишнее слово Рис, рисунок, рисовать, рисую Гусь, гусята, гусеница, гусыня
Необходимы соль и кру (п, пп )ы, Чтоб кашу наварить для гру (п, пп )ы. Выбери нужную букву
Найди слово в слове Хотелось (тело, лось, ось, хотел) Бросилась (сила, рос, ил, оси, бросил) Пообедал (обед, беда, еда, дал)
Использование тренажеров Тренажёр « Непроизносимые согласные » Ф.И.ученика ___________________________ 1. Праз ..ник, ярос .. ный , свис.. нул , прес .. ный , любез .. ный , тес.. ный , здра .. ствуй , со.. нце , час.. ное , чу.. ство , чудес..но , вес..ник , инерес ..но, трос..ник , опас ..но, напрас ..но. 2. Облас ..ной , крепос ..ной, чес.. ный , алмаз.. ный , сер.. це , ненас ..но, звез .. ный , доблес ..но, мес .. ный , радос ..но, счас .. ливо , капус .. ный , вес..ник , вкус..но , ужас..но . 3.Поз..но, серьёз.. ный , прес ..но, грус .. ный , мес .. ность , напрас ..но, влас ..но, орес .. ность , парус.. ный , радос ..но, соглас .. ный , чу.. ство , любез .. ный , крас .. ный . 4. Ус.. ный , лес.. ница , чес.. ный , извес .. ный , ярос .. ный , вес..ник , радос .. ный , гиган .. ский , крепос ..ной, влас .. ный , счас .. ливый , капус .. ный , безглас .. ный , доблс .. ный .
Обведи нужную букву. ст а о лица д е и журный р а о стение б е и рёза т о а варищ с о а лома ур о а жай л а о донь т о а пор учит и е ль к о а пуста с а о рока кр о а вать уч и е ник в о а робей ул е и ца
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».
«Развитие орфографической зоркостина уроках русского языкав начальной школе»....
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники ...
Компетентностно-ориентированные задания, как средство развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Ключевая идея данной работы в возможности систематизации и обобщения комплексного подхода учителя по целенаправленному развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок на уроках русского язык...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе. Упражнения...
Курсовая работа на тему"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформ...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Формирование орфографической грамотности - актуальная задача обучения русскому языку школьников в современном обществе. Она является одной из составных частей общей ...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
материалы по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе...