Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
презентация к уроку по русскому языку

Ратушненко Елена Валерьевна

Презентация содержит основные приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_orfogr.zorkosti_2.pptx1.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе Ратушненко Е.В. учитель начальных классов МБОУ СОШ №80

Слайд 2

«Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма». М.Р. Львов (педагог, методист по русскому языку)

Слайд 3

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания . “ Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, называется орфографической зоркостью”.

Слайд 4

Орфограмма – это буква или другой письменный знак (слитное и раздельное написание, перенос, прописная буква), который по слуху однозначно не определяется, по звуку не устанавливается. Орфограмма есть там, где есть при неизменном произношении выбор написания.

Слайд 5

Причинами орфографической безграмотности могут служить не только психофизиологические проблемы, которые обусловлены стойкими нарушениями высших психических функций, но и таких как : Отсутствие положительной мотивации Несформированность звуко- буквенного анализа и синтеза Бедность и неточность словаря Слабая коммуникативная активность у детей Причины орфографической безграмотности

Слайд 6

У младших школьников следует формировать 4 собственно орфографических умения, а именно: Ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы (орфографическую зоркость); устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило); применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи); проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

Слайд 7

Приемы по развитию орфографической зоркости Направлены на формирование орфографически грамотного письма. Помогают не только усвоить изученные орфограммы, но и развивают ВПФ (память, мышление, внимание , речь). Являются игровым и занимательным материалом, что повышает мотивационную активность детей и формирует навыки орфографически грамотного письма

Слайд 8

Эффективные приемы формирования орфографической зоркости

Слайд 9

1. Орфографическое проговаривание.. Цель : предупреждать ошибки при написании слов , развивать артикуляционную память, слуховое восприятие , самоконтроль .

Слайд 10

2. Письмо с пропусками орфограмм (письмо «с дырками»). А) пропуски делаются везде, где есть орфограммы. Б) пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве . Цель : задумываться над грамотностью своего письма, формирует орфографическое умение работать со словарём, грамотно задавать вопросы.

Слайд 11

3.Списывание текста без пропуска букв Цель : запечатлеть зрительно правильно написанное слово. 4.Корректурные пробы (можно использовать на любом уроке ) Цель : тренировка внимания и орфографической зоркости

Слайд 12

5.Использование разных видов диктантов: Диктант с постукиванием (не контрольный). Диктант «Найди слова». Диктант – игра «Кто больше запомнит». Зрительный диктант. Знаковый диктант.

Слайд 13

6.Какографические упражнения Цель: тренировать учащихся в нахождении орфографических ошибок в тексте Алгоритм проведения : Текст с орфографическими ошибками записан на доске. Учащиеся под руководством учителя находят, комментируют и исправляют допущенные ошибки. Исправленный текст учащиеся записывают в тетради.

Слайд 14

Какографические упражнения В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы. Дети должны не только найти и исправить ошибки, но и определить вид ошибки, распределить слова (памятки для работы над ошибками)

Слайд 15

Особое место занимает изучение словарных слов . Условия успешного запоминания словарных слов Установка на запоминание Заинтересованность Яркость восприятия Образное впечатление

Слайд 16

Алгоритм работы над словарными словами Понедельник – знакомимся со словами Вторник – запись слов для переноса Среда – составляем словосочетания или предложения Четверг – закрепляем правописание Пятница – словарный диктант

Слайд 17

Для знакомства с новым словарным словом я использую ребусы , загадки. Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для неё готовим кадки И крупной соли полмешка.

Слайд 18

Упражнения на развитие орфографической памяти

Слайд 20

Упражнения на развитие звуко -буквенного анализа

Слайд 21

Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза

Слайд 22

Упражнение на развитие орфографической зоркости и мышления Найди лишнее слово Рис, рисунок, рисовать, рисую Гусь, гусята, гусеница, гусыня

Слайд 23

Необходимы соль и кру (п, пп )ы, Чтоб кашу наварить для гру (п, пп )ы. Выбери нужную букву

Слайд 24

Найди слово в слове Хотелось (тело, лось, ось, хотел) Бросилась (сила, рос, ил, оси, бросил) Пообедал (обед, беда, еда, дал)

Слайд 25

Использование тренажеров Тренажёр « Непроизносимые согласные » Ф.И.ученика ___________________________ 1. Праз ..ник, ярос .. ный , свис.. нул , прес .. ный , любез .. ный , тес.. ный , здра .. ствуй , со.. нце , час.. ное , чу.. ство , чудес..но , вес..ник , инерес ..но, трос..ник , опас ..но, напрас ..но. 2. Облас ..ной , крепос ..ной, чес.. ный , алмаз.. ный , сер.. це , ненас ..но, звез .. ный , доблес ..но, мес .. ный , радос ..но, счас .. ливо , капус .. ный , вес..ник , вкус..но , ужас..но . 3.Поз..но, серьёз.. ный , прес ..но, грус .. ный , мес .. ность , напрас ..но, влас ..но, орес .. ность , парус.. ный , радос ..но, соглас .. ный , чу.. ство , любез .. ный , крас .. ный . 4. Ус.. ный , лес.. ница , чес.. ный , извес .. ный , ярос .. ный , вес..ник , радос .. ный , гиган .. ский , крепос ..ной, влас .. ный , счас .. ливый , капус .. ный , безглас .. ный , доблс .. ный .

Слайд 26

Обведи нужную букву. ст а о лица д е и журный р а о стение б е и рёза т о а варищ с о а лома ур о а жай л а о донь т о а пор учит и е ль к о а пуста с а о рока кр о а вать уч и е ник в о а робей ул е и ца

Слайд 27

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».

«Развитие орфографической зоркостина уроках русского языкав начальной школе»....

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники ...

Компетентностно-ориентированные задания, как средство развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Ключевая идея данной работы в возможности систематизации и обобщения комплексного подхода учителя по целенаправленному развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок на уроках русского язык...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе. Упражнения...

Курсовая работа на тему"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформ...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

        Формирование орфографической грамотности - актуальная задача обучения русскому языку школьников в современном обществе. Она является одной из составных частей общей ...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

материалы  по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе...