Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
учебно-методический материал по русскому языку ( класс) на тему
Формирование орфографической грамотности - актуальная задача обучения русскому языку школьников в современном обществе. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Одной из причин низкой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Бородина Наталья Анатольевна
учитель начальных классов МКОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3» Каргапольского района, Курганская область
Формирование орфографической грамотности - актуальная задача обучения русскому языку школьников в современном обществе. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Одной из причин низкой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.
Уровень обучения русскому языку в значительной мере определяется качеством сформированных у учащихся орфографических умений, которые являются важнейшим результатом всякого обучения. Если учитель знает, какому умению он должен научить ученика в ходе работы над конкретной темой, то процесс обучения становится четким и целенаправленным.
Способность к написанию слов в соответствии со сложившейся системой норм правописания, формирующаяся у ученика вследствие целенаправленного обучения называется орфографической грамотностью. С вопросами орфографии учащиеся сталкиваются постоянно, с 1 по 11 класс. Однако, специально, в порядке конкретных программных требований, орфография изучается: 1-4 классы – употребление букв в их прямом значении, не нарушая правил графики, раздельно написание слов, безударная гласная в корнях, частотные аффиксы;
Обучение орфографии не даёт результатов из-за того, что учащиеся не видят орфограмм. Понятие «орфограммы» - это та буква, часть слова или часть текста, где есть опасность ошибки, т.е. где есть возможность выбора(например, правописание Е и И).
Значит, умение видеть орфограмму – необходимое условие для овладения орфографическими нормами и для обучения практическим навыкам применения правила, т.е. выработка орфографической зоркости у учащихся.
Для успешного применения правил необходимо:
- уметь обнаружить орфограмму на интуитивном уровне («Проверяю себя» - видеть «опасные» для написания случаи) – 80% успеха.
- На теоретической основе в результате целенаправленных упражнений – 100% успеха.
Виды работ для развития орфографической зоркости учащихся:
- Различные виды списывания с готового текста или запись предложений под диктовку с выделением и проверкой орфограммы. Предложения выбирают таким образом, чтобы орфограммы встречались в разных морфемах. Большое значение придаём форме записи. Сначала
Можно записывать слова в столбик, пропуская орфограммы (правый столбик), затем для каждой орфограммы слева указывается проверочная форма. После этого предложение записывается в строчку с подчёркиванием орфограмм. По мере овладения способом проверки орфограмм в разных морфемах ученик уже записывает слово, подчёркивая в нём орфограммы, а проверочные формы приводит в скобках после слова. Наконец, постепенно ученики переходят к письму без объяснения орфограмм, но с обязательным их подчёркиванием.
- Орфографический разбор
- полный: ( найти орфограмму; соотнести её с правилом и дать определение; графически обозначить орфограмму в слове (выделить часть слова, где находится орфограмма, подчеркнуть её одной чертой, условие выбора – двумя, рядом со словом указать опознавательные признаки).
- частичный – графический разбор.
3. Вид работы на усвоение правописания безударных гласных корня, проверяемых ударением.
- записать слово, поставить ударение. Буквы безударного гласного, если он находится в первом слоге, подчеркнуть.
- самостоятельно найти на доске слова с безударными гласными в первом слоге и записать х в тетрадь.
- записать под диктовку слова (чтение орфоэпическое), пропуская гласные в первом слоге, если на них не падает ударение.
- коллективный подбор проверочных слов и вставкой букв, если они пропущены.
Такая работа способствует развитию речевого слуха учащихся, что помогает им находить безударные гласные и предупреждать орфографические ошибки, развивает орфографическая зоркость учащихся. На каждом уроке этой работе учитель отводит 2 – 3 минуты. Учащиеся успевают записать и разобрать 3 – 5 слов. Затем вводятся диктанты, маленькие творческие работы слова с этой орфограммой.
- Карточки «Мои ошибки» (после проведения письменных работ). На карточки выписываются слова, где были допущены ошибки (с пропуском буквы на этом месте.)
Учащимся необходимо:
- вставить пропущенную букву или знак препинания;
- сделать графическое или словесное комментирование правописания;
- привести примеры на это правило (на орфограмму – 5 – 10 слов);
- самостоятельная работа.
5. Подбор дидактического материала, на котором раскрываются основные виды написаний, подводимых под конкретное правило орфографии. Дидактический материал должен быть насыщен орфограммами, на основе этих текстов проводятся диктанты по предупреждению ошибок.
Разновидности словарных диктантов:
- Словарные диктанты с подсказкой: сначала комментируем орфограмму, записываем опорную схему, а потом пишем словарный диктант.
- Самодиктант - учитель повторяет правило, ученики сами пишут слова.
- Распределительный диктант – распределить по типам орфограмм, найти лишнее слово.
- Словарный диктант с помощью карточек с пропущенными буквами;
- Творческий словарный диктант – требуется не только написание слова, но и его изменение (слово – синоним – антоним).
- Изменить слово так, чтобы его написание изменилось на обратное (приложить – прилагать).
- Комментированное письмо – либо с комментированием всех, либо одной орфограммы.
- Письмо по памяти – выбирается небольшой отрывок, насыщенный орфограммами, анализируется в классе, текс запоминается наизусть, затем текст воспроизводится по памяти.
- Кодовый – ученики обозначают определённые орфограммы цифрами.
- Зрительный диктант – текст пишется на доске, разбирается, вставляются буквы. Доску закрывают и пишут под диктовку.
Серия упражнений для формирования орфографической грамотности:
- прочитать и выписать только те слова, в которых есть орфограмма (выбор букв), нужную букву подчеркнуть;
- прочитать текст и выписать столбиком глаголы с орфограммой в корне, нужную букву подчеркнуть (чертить).
- записать, пропуская буквы, в написании которых вы сомневаетесь. На полях ученик ставит вопросы, которые сигнализируют о сомнительном для него написании. Когда правильная буква найдена, вопрос на полях позволяет лишний раз вернуться к только что выявленным затруднениям, закрепить написанное.
7. Слова с непроверяемыми написаниями в школьной практике обычно называют « трудными»: написание их, действительно, трудно, а чаще всего невозможно подвести под известные учащимся правила.
Виды работ для усвоения написания «трудных слов»:
- найти его в орфографических словарях, вчитаться, запомнить.(Ученики запоминают зрительный, графический образ слова.)
- ученики проговаривают слово чётко, по слогам, затем хором. (Запоминается слуховой образ.)
- учитель пишет слово на доске, ученики – в своих словариках, мысленно проговаривая его по слогам. Отмечается ударный слог, подчёркиваются безударные гласные.
- даётся краткая этимологическая справка, объясняется, почему слово пишется именно так.
- подбор и запись однокоренных слов.
(Слова включаются в сочетания, предложения, связный текст – во все тренировочные работы.)
Закрепление навыков грамотного написания трудных слов:
- найти в своём словарике и выписать в тетрадь слова на изучаемое правило;
- словарный диктант с последующей самопроверкой;
- замена развёрнутого определения одним словом из словарика;
- подбор к данным словам синонимов, причём эти синонимы выписываются из словарика;
- самодиктанты с использованием картин художников: найти на картине как можно больше предметов, которые названы «трудными» словами; правильно написать их.
8. Диктант «Проверяю себя» (как средство развития орфографической зоркости учащихся)
- выявить все сомнения учащихся в процессе письма, важно иметь картину истинного уровня знаний учащихся. Таким видом работ и явился диктант «Проверяю себя».Этот диктант проводится и как обучающий (предупредительно-объяснительный).
- учащиеся получают установку: те орфограммы, в написании которых они сомневаются, пропустить, подчеркнуть место пропуска и написать на полях против этой строки букву «В» (вопрос). ( предупреждение ошибок)
Когда написание объяснено и ответ на вопрос получен, учащиеся, пропустившие орфограмму, вписывают её, а допустившие ошибку – исправляют.
Для тех, кто пропустил орфограмму в момент письма, диктант является предупредительным; для тех, кто исправил только что допущенную ошибку, он объяснительный.
В зависимости от характера орфограмм диктант может быть словарным (из слов или словосочетаний), состоять из отдельных предложений или небольшого связного текста.
Диктант «Проверяю себя» развивает способности учащихся самостоятельно отыскивать допущенные ошибки.
Именно способность реагировать на орфограммы отличает грамотного от неграмотного человека.А умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять из сферы письма те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
Это умение должно формироваться сразу, с первых лет обучения, и систематически закрепляться до конца обучения.
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, обязательно даст положительные результаты.
ЛИТЕРАТУРА
- Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н.Бакурина// Начальная школа. -2002- №2-С.56
- Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. -2003 - №4-С.39
- Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные// Начальная школа. -1996.- №9-С.78
- Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. -2002- №1-С.90
- Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию/Т.В.Буркова// Начальная школа.-1998.- №11-С.82
- Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В.Гамезо -М.: Просвещение, 1991-271с.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение./В.В.Волина -М.: Просвещение, 1998- 276с.
- Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка/Е.С.Грабчикова// Начальная школа. -1999. №3
- Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов/Л.В.Двухжилова//Начальная школа. - 1998. №2
- ЕраткинаВ.В.Работа над непроверяемыми написаниями /В.В.Ераткина// Начальная школа. -1999. №6
- Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию/П.С.Жедек, М.И.Тимченко// Начальная школа. -1999. №8
- Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями/И.В.Захарова//Начальная школа. -1993. -№11- С.25
- Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура/В.А.Кустарева//Начальная школа. 1993.- №5-С.73
- Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием/Л.С.Лаптева//Начальная школа. -2004. -№8-С.58
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах/М.Р.Львов. -М.: Просвещение, 1990-361с.
- Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии/Т.И.Мишина//Начальная школа. -1996. №9-С.34
- Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография./А.И.Моисеев -М.: Просвещение. 2000.-326с.
- Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка/Е.С. Поль//Начальная школа. -1997. -№1-С.29
- Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя./Л.И.Разумовская -М.: Просвещение, 1996.- 251с.
- Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости/З.А.Савинова//Начальная школа. -1996-. №1-С.45
- Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне слова/Л.Е.Тарасова//Начальная школа. -1998.- №2-С.90
- Тутаришева М.К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. -_Майкоп, 1996.-271с.
- Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте шестилетних детей/Л.А.Фролова//Начальная школа. -1999. №7-С.38
- Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок/Л.Н.Чистякова//Начальная школа. -1997. №2-С.82
- Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками/А.Ясова//Начальная школа. -2001. №4- С.42
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».
«Развитие орфографической зоркостина уроках русского языкав начальной школе»....
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...
Эффективные способы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальное школе.
Повышение грамотности учащихся, способы решения данной проблемы....
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники ...
Компетентностно-ориентированные задания, как средство развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Ключевая идея данной работы в возможности систематизации и обобщения комплексного подхода учителя по целенаправленному развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок на уроках русского язык...
Формирование орфографиче-ской зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
Доклад на МО...
Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе...