Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе. Упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_po_razvitiyu_orfograficheskoy_zorkosti.docx | 53.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает частью языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.
Уже в период обучения грамоте мы решаем эту задачу, используя орфографические сказки с целью формирования орфографической зоркости и проводя словообразовательные упражнения.
Для формирования привычных представлений об орфограмме орфографические сказки используются с учётом психологических особенностей учащихся.
Сформировать орфографическую зоркость - значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах, и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
Для выделения орфограммы нужно знать её опознавательные признаки:
- для правописания безударных гласных буквы о-а, е-и-я; положение в безударном слоге;
- - для правописания парных звонких и глухих согласных — буквы г-к, з-с, ж-ш, в-ф, д-т, б-п; положение в конце слова и перед глухими согласными. Усвоение опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки о звуках и буквах.
Вот примеры орфографических сказок на уроках русского языка. Уже при чтении и письме первых слов с гласными а-о: сосны - сосна, осы - оса, страны - страна можно предложит детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, затем рассказать сказку о безударных гласных о-а: «Однажды гласные о и а гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему рассорились гласные? Когда гласные о-а стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И туп: на помощь пришёл помощник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стаю слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные о или а. С тех пор эти дети пишут грамотно».
При чтении и письме слов с гласными е-и: реки - река, лес - леса, можно напомнить детям сказку о гласных о-а, и сообщить, что гласные е-и тоже ссорятся, если находятся в безударном слоге. Помирить их спешит волшебник - Ударение. К этой сказке дети обращаются постоянно, объясняя написание слов пила, остра, повар, земля и др. У детей появляется хорошая привычка: задумываться о написании гласных о-а, е-и-я в безударном слоге.
Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. На уроке при изучении [д], [д'] и букв Дд проводится игра «Буква потерялась» (б или и в словах ду, зу). После повторения парных согласных б-п, д-т, з-с учитель рассказывает сказку о звонких и глухих согласных: «Жили - были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было. Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные»
В период обучения грамоте на уроке по теме «Звук [ч'], буквы Ч, ч» после характеристики звука [ч'] учитель рассказывает сказку о букве ч:
«Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я, я, я, грибы у меня самые лучшие, я, я, я.» Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался. И решили буквы наказать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышла буква Ч и сказала, что никогда не встанет рядом с зазнайками Я и Ю, а будет дружить только с А и У. Запомните, дети, слог ЧА пишем с буквой А, слог ЧУ пишем с буквой У.»
Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане орфографические сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.
Орфографические сказки помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова так, чтобы звук в слабой позиции заменить звуком в сильной позиции и затем определить, какой буквой обозначается этот звук.
Таким образом, задачами уроков обучения грамоте и письма в 1 классе является аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Во 2 классе мы продолжаем эту работу, увеличивая её в объеме и сокращая во времени, так как у детей уже выработаны определённые умения и навыки.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определённой последовательности.
ПИСЬМО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ.
(в основе письма - проговаривание по слогам)
Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: «За - пишу з с гласной а» и.т.д.
Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключая столь распространённые ошибки на пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к трудному занятию - письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувство коллективизма и товарищества.
СПИСЫВАНИЕ.
Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельную работу учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения.
В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО.
Этот вид диктанта также строится на проговаривании по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают написание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные.
Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, представления, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается коллективизм, организованность, самоконтроль, честность, объективная самооценка.
ПИСЬМО ПО ДИКТОВКУ.
Сначала диктуется слово так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха учитель проводит игру «Эхо». Учитель читает слово, дети повторяют его и по слогам хором и шёпотом, но так, чтобы учитель слышал. Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова, или безударную гласную в корне, или парную согласную), то предлагается ещё раз повторить это слово все, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам.
Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, интуитивное письмо. Ошибок типа «на деревьев» вместо - на деревьях 1 нет.
ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ.
Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.
Для письма по памяти подходят отрывки из стихотворений от 4 до 5-6 строк.
1 класс.
- Слава хлебу на столе!
- Широка страна моя родная.
- Наш Полкан попал в капкан.
4).Стоит в поле теремок.
5).На цветок сел жук. У жука шесть лап.
2 класс
- Весело сияет
Месяц над селом.
Белый снег сверкает
Синим огоньком. (Н.Никитин)
2) Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печальный свет она …(А.Пушкин)
3) Белка песенки поёт,
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд... (А.Пушкин)
Буквосочетания (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн,чт,щн)
- Жизнь дана на добрые дела.
- Жить – Родине служить.
- Увидел грача - весну встречай.
- Делу время - потехе час.
Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным звуком.
- Написать слова-названия животных. Каждое слово должно заканчиваться парным по глухости-звонкости согласным звуком.
- Написать три слова, в которых все согласные звуки звонкие (ваза, забор, лимон), либо глухие (кот шкаф, кукушка)
- Голова на ножке,
В голове горошки.
- Почёт и труд рядом живут.
- Куропатки на ночлег
В голубой нырнули снег. (Т. Белозёров)
Разделительный мягкий знак.
- Друзья познаются в беде.
- Ученье-путь к уменью.
- Февраль силён метелью, а март капелью.
- Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Заглавная буква в именах собственных.
Дал Макар Роману карамельки, А Роман Макару - карандаш. (пословица)
Обозначение буквами безударных гласных в корне слова.
2 класс
- Март – с водой, апрель – с травой, а май- с цветами.
- В лесу под сосной нора лисы. В норе живёт лиса с лисятами.
- В саду цветут розы.
- Вода в морях солёная.
3 класс.
- Облетели листья с клёна,
Клён от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковёр лежит. (Е.Авдеенко)
- Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля. (С.Дрожжин)
- Пословицы.
Зерно в колоске-не спи в холодке.
Смотри дерево по плодам, а человека по делам.
- Загадки.
Конь бежит, земля дрожит. (гром)
Зелёный поясок в траве затерялся. (ящерица)
4 класс
Чудесное утро в февральском лесу,
Где в жизни увидишь такую красу!
В алмазных накидках притихли берёзы,
Их в иней хрустальный укрыли морозы. (Д.Гиряев)
Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось. (С.Есенин)
Сначала детям предлагается объяснить правописание выделенных букв. Затем написать отрывок стихотворения по памяти и проверить себя.
Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений (диктуется каждое слово по слогам), и на логику изложения.
Самые легкие творческие работы - это составление предложений по опорным словам.
2 класс.
Составить предложения, используя данные слова.
Тёплый день, маленький пригорок, первый подснежник, был, наступил, стоял, появился, распустился, проснулся, оттаял, показался.
3 класс.
- Заменить в каждом словосочетании имя прилагательное антонимом.
Тяжёлый груз, широкая дорожка, горькая ягода, частый лес, чёрствый хлеб.
4 класс
«Добрые дела красят человека»
«Весь день стоит как бы хрустальный…» (Ф.Тютчев)
Очень любят дети писать творческие диктанты. Далее по сложности идут изложение и сочинение.
Итак, перечисленные выше разнообразные приёмы, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе, межпредметные связи помогают развивать орфографическую зоркость учащихся.
Моей задачей было проверить, повысится ли результативность работы по формированию орфографической грамотности, если в процессе обучения используются орфографические сказки и некоторые, перечисленные выше, приёмы.
Проверочные работы и их анализ показали, что систематическая работа по орфографии, начатая в период обучения грамоте, с использованием орфографических сказок и постоянного выделения орфограмм, приносит свои результаты.
Коллектив учащихся проявил себя как работоспособный, и во 2 классе работа по развитию орфографической зоркости будет направлена на достаточно хорошо усвоенные орфограммы.
ОБОБЩЕННЫЙ СПОСОБ ЗАПОМИНАНИЯ:
- Прочитайте с доски первый ряд букв, и запиши их по памяти (так с каждым рядом):
е, о, ы
и, а, э, ю
н, б, р, в, ш
з, д, п, к, ж, ф
л, с, ш, т, х, ч ,щ
- Прочитайте с доски словосочетание или предложение и запишите его по памяти.
- Запишите словарные слова по памяти, которые мы проходили три дня назад, неделю назад.
- что общего в написании слов: рабочий, пальто, сапоги, завтрак, завод, машина, трамвай? (Во всех словах безударный гласный а, и он не проверяемый
- это общий орфографический признак.)
- можно составить рассказ из этих слов:
«Рабочий надевает пальто, сапоги, берёт с собой завтрак и едет на машине на работу, на завод. А мы едем на трамвае и напеваем песенку:
Трам - тара - ра,
Трам -тара -ра,
Везде мы пишем букву а.
- «усилить» орфограмму - значит сделать более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует творческой активности учащихся. Этапы работы по «усилению»:
- Выделение трудной орфограммы.
- Как «уярчить» орфограмму?
- Поиск способа.
- Коллективный выбор лучшего способа.
- Индивидуальный приём запоминания каждым учащимся.
- «рабочий», «метро» - в слове спряталось другое слово, - «помидор» - запоминаем буква гласных звуков о и и;
- Внутри овоща живут два семечка по имени Пом и Дор:
- «Шоколад» I в слове живёт сладкий «шок» и напиток «кола».
- «Уярчение» путём составления ребусов: «вокруг» О, «сорока» 40а, «опять» О5, «окрестность» О ность и т.д.
ПРОВЕДЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ.
Текст для диктанта пишется на доске заранее. Берётся одно - три предложения. По ходу работы запись закрывается, но не стирается, т.к. она понадобится для самопроверки или взаимопроверки.
Алгоритм проведения зрительного диктанта:
- даётся заранее на зрительное запоминание;
- учащиеся закрывают глаза и представляют предложения зрительно или идёт разбор предложений совместно с учителем;
- даётся задание «уярчить» трудную орфограмму;
- предложения записываются в тетрадь;
- проверка написанного.
Алгоритм проведения слухового диктанта:
- даётся задание на запоминание предложения с первого раза,
- учащиеся повторяют его про себя;
- записывают его в тетрадь;
- проверка написанного под руководством учителя.
На доске написано предложение или текст и в нём специально допущены ошибки на изученные правила. Например: Костя чайкин жыл в диревне дубровка. Он хадил с братом жорой нарыбалку.
Этот материал подаётся со слов учителя (слуховое восприятие), или с доски (зрительное восприятие).
Перед выполнением упражнения учитель ставит следующие задачи:
- Прослушать или прочитать ряд слов или текст от начала до конца;
- Выбрать для запоминания объекты, установленные учителем. Например: запомните только те слова, в которых есть сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу: кричал, тянул, кружил, искал, чулок, играл, бегал, щука, носил, шина и др.
При повторении изученного материала предлагаю учащимся серии карточек. В каждой карточке представлены три задания. Например, в третьем классе предлагаю карточки для работы в конце четвёртой четверти.
Серия № 1. Карточка № 1.
- Разбери по составу слова
книжка нагрузка побег
- Вставь пропущенные буквы, докажи правописание орфограмм
(...) п__щат (...) близкий
(...) к_вёр (...) кни_ка
(...) сн_гири (...) холо_
(...) с_довник (...)заря_ка
- Разбери предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания.
Серия № 2. Карточка № 1.
- Выпиши слова в три столбика к данным схемам.
Ветер, гора, полёт, земля, холод, переход, море, дождь, подъезд.
- Выпиши слова в три столбика и подчеркни орфограмму: в первый столбик - слова с безударным гласным; во второй - слова с парными по звонкости- глухости согласными; в третий - слова с непроизносимыми согласными.
Конец, овраг, участник, репка, прелестный, сидят, утащили, ненастный, немножко.
- Разбери предложение, подчеркни главные члены предложения, надпиши над каждым словом части речи.
Развесила жёлтая осень золотые флажки.
Серия N 3. Карточка № 1.
- Подбери и запиши по два слова к схемам.
- Подбери и запиши слова в два столбика (по 3-4 слова): в первый столбик 8 слова с безударным гласным; во второй - слова с парными по звонкости- глухости согласными.
- Составь предложение по вопросам. Запиши его. Подчеркни главные члены предложения.
(Какой?) (кто?) (как?) (что делал?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».
«Развитие орфографической зоркостина уроках русского языкав начальной школе»....
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники ...
Компетентностно-ориентированные задания, как средство развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Ключевая идея данной работы в возможности систематизации и обобщения комплексного подхода учителя по целенаправленному развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок на уроках русского язык...
Курсовая работа на тему"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформ...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Формирование орфографической грамотности - актуальная задача обучения русскому языку школьников в современном обществе. Она является одной из составных частей общей ...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
материалы по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе...
Творческий отчёт по самообразованию по теме: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».
Творческий отчёт по самообразованию по теме: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе»....