Программа по внеурочной деятельности " Тайны слов"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Васильева Елена Ивановна

Программа по внеурочной деятельности ( русский язык) " Тайны слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayny_slov_2-4_kl.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

 Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны слов» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№4 им. Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьмы Смоленской области, в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Программа рассчитана на три года обучения (2-4 класс).

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность, в данном случае курс «Тайны слов», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса во время занятий должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях курса «Тайны слов» будут предлагаться задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса, умение пользоваться разнообразными словарями;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

Основные виды деятельности учащихся:

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

В структуру занятия может входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук,

дыхательная гимнастика;

коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

формирование фонематических процессов;

 работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

 работа над предложением;

обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в последующем классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 3года, 102 часа. Во 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по40- 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2–4-х классов.

II.Учебно-тематический план

2 класс

Тематическое планирование (34 часа)

тема

всего

теория

практика

1

Звуки и буквы

9

3

6

2

Лексическое значение слов

5

2

3

3

Что такое орфография

4

1

3

4

Предложение как речевая структурная единица

6

2

4

5

Текст. Тема. Главная мысль

7

3

4

6

Повторение.

3

1

2

Итого: 34ч

34

12

17

3 класс

Тематическое планирование. (34 часа)

тема

всего

теория

практика

Сказочное царство слов

20

1

Сказочное царство слов .

1

0,5

0,5

2-3

Путешествие в страну Слов.

2

1

1

4 - 5

Чудесные превращения слов.

2

1

1

6 -7

В гостях у слов- родственников.

2

1

1

8- 9

Добрые слова.

2

1

1

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

1

11- 12

Новые слова в русском языке.

2

1

1

13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

1

14- 15

Синонимы в русском языке.

2

1

1

16

Слова- антонимы.

1

0,5

0,5

17

Слова- омонимы.

1

0,5

0,5

18

Крылатые слова.

1

1

19- 20

В королевстве ошибок.

2

1

1

Искусство красноречия

14

21-22

В стране Сочинителей.

2

1

1

23-24

Искусство красноречия.

2

1

1

25

Праздник творчества и игры.

1

1

26- 27

Трудные слова.

2

2

28- 29

Анаграммы и метаграммы.

2

1

1

30- 31

Шарады и логогрифы.

2

1

1

32

Откуда пришли наши имена.

1

0,5

0,5

33

Занимательное слообразование.

1

1

34

КВН по русскому языку.

1

1

Итого -  34 часа

16

18

4 класс

Тематическое планирование (34 часа)

тема

всего

теория

практика

1

Фонетика и орфоэпия

7

3

4

2

Лексикология и развитие речи

27

10

17

Итого – 34 часа

13

21

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

2 класс

              Звуки и буквы- 9ч

Что мы знаем о звуках и буквах. Обозначение звука « Й» на письме. Что такое фонетика? Какую работу выполняет ь? Непроизносимые согласные. Бывают ли непроизносимые гласные? Что такое орфоэпия. Орфоэпический словарь

Лексическое значение слов-5 ч

Что такое лексика? Толковые словари.        Многозначные слова. Антонимы. Синонимы.

Что такое орфография -4 ч

Орфография и орфографические словари. Игры со словарными словами. Ошибкоопасные места.

Предложение как речевая структурная единица -6 ч

Раздельное написание слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы.

Тема и основная мысль текста. Заголовок- всему голова. Художественный стиль речи и учебно- деловой стиль. План текста. Части текста. Написание короткого письма и смс- сообщения. Речевая этика.             ( Приглашение, поздравление, просьба)

Текст. Тема. Главная мысль -7ч

Повторение -3 ч

Где же хранятся слова? Не лезьте за словом в карман. Итоговое занятие. Игротека.

3 класс

Сказочное царство слов-20 ч

Сказочное царство слов. Путешествие в страну Слов. Чудесные превращения слов. В гостях у слов- родственников. Добрые слова. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Новые слова в русском языке. Встреча с зарубежными друзьями. Синонимы в русском языке. Слова- антонимы. Слова- омонимы. Крылатые слова. В королевстве ошибок. В королевстве ошибок.

Искусство красноречия-14 ч

В стране Сочинителей. Праздник творчества и игры. Искусство красноречия. Трудные слова. Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы. Откуда пришли наши имена. Занимательное слообразование. КВН по русскому языку.

4 класс

Фонетика и орфоэпия -7 ч

Что такое орфоэпия? Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы! Звучащая строка. Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии. Кис- кис! Мяу!, или  Кое- что о звукоподражаниях.

Лексикология и развитие речи – 27 ч

Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. В царстве смыслов много дорог. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. Об одном и том же - разными словами. Как возникают названия. Слова – антиподы. Фразеологические обороты. Словари «чужих» слов. Что такое эссе? Пишем эссе. Текст- сообщение. Текст- описание. Текст- рассуждение. Слова, придуманные писателями. Слова уходящие и слова – новички. Словарь языка Пушкина. Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». Какой словарь поможет избежать ошибок? Словарь- грамотей. Научная этимология. Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия. Итоговое занятие. Игротека.

ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

Индивидуальная работа

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о русском языке;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

Групповая работа

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

  1. Планируемые результаты

Мониторинговая карта  планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

«Тайны слов»

Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

( базовая  ценность-

нравственный выбор)

Воспитательные результаты

1 уровня

-  понимание нравственной

   сущности правил культуры  

   поведения, общения и речи

______________________________

Воспитательные результаты

2 уровня

  • ответственное отношение

   к собственным поступкам

   и деятельности, осознанное

   принятие ценностей

   нравственного поведения

Воспитательные результаты

3 уровня

 нравственно-этический опыт

   взаимодействия с окружающими  

   людьми  в соответствии

   с общепринятыми  

   нравственными нормами.

Методика «ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

(Э.Ф. Замбацявичене)

Методика оценки уровня развития морального сознания

(Л. Колберг)

Детские исследовательские проекты.

Воспитательный эффект

позитивная адекватная

«Я – Концепция», Методика

«Календарь

полезных дел»

(Л.И. Понизовская)

___________________________________________

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

Ученик научится:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Диагностика сформированности

умения работать по правилу.

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения  задач под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно; строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

. Задание  «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

-  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.

____________________________________________

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Методика «Ваза с яблоками»

(модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967).

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

следить за действиями других участников совместной деятельности; принимать другое мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Литература

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. Начальное и основное образование. М. Просвещение. 2010
  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  3. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Тайны лингвистики"

Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Тайна лингвистики» ) является структурной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимна...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Тайны русского языка" 3 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тайны русского языка"

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс...

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Тайны русского языка " для начальных классов

    Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урок...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны слов" 2-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны слов» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)....