Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

 (социальное направление)

для 3 класса «Б»

2021/2022 учебный год

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено

на педагогическом совете школы

Протокол от 21.05.2021г. № 5

Согласовано

Заместитель директора

по УР

_______ С.В. Бондаренко

от 04.06.2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Излучинская ОНШ»

__________Е.В.Шагвалеева

Приказ

от  04.06.2021 г. № 343

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

 (социальное направление)

для 3 класса «Б»

2021/2022 учебный год

Составитель:

Михайлова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

пгт. Излучинск

2021 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» общеинтеллек- туального направления  для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304-ФЗ);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712);

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НООПриказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная начальная школа».

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательный русский язык» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Цель программы: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.

Задачи программы:

  • развитие лингвистических компетенций учащихся;
  • формирование любви и уважения к русскомуязыку;
  • развитие познавательных способностей младшихшкольников;
  • развитие творческих способностей младшихшкольников;
  • расширение кругозораучащихся.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий ивоспитывающий.

Познавательный аспект

  • формирование и развитие разных видов памяти, внимания,воображения;
  • формирование и развитие общеучебных умений инавыков;
  • формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

  • развитиеречи;
  • развитие мышления в ходе усвоения таких приемовмыслительной

деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

  • воспитание системы нравственных межличностныхотношений.

Формы проведения занятий

беседа;

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разно образными словарями;

⮚творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

⮚игровая;

⮚теоретическая;

⮚практическая.

Основные методы и технологии:

⮚технология разноуровневого обучения;

⮚развивающее обучение;

⮚технология обучения в сотрудничестве;

⮚проблемное обучение;

⮚моделирующая деятельность;

⮚поисковая деятельность;

⮚информационно-коммуникационные технологии;

⮚здоровьесберегающие технологии.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

  1. Планируемые результаты освоения курса

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) своиэмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции другихлюдей;

сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительностьречи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность вчтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучениюязыка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанноеслово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и целиурока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно сучителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этимикритериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы вдругую (составлять план, таблицу,схему);
  • пользоваться словарями,справочниками;
  • осуществлять анализ исинтез;
  • устанавливать причинно-следственныесвязи;
  • строитьрассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решенияразличных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точкузрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точкузрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности;
  • задаватьвопросы.
  1. Содержание занятий в 3 классе.

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании,

«мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически- поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданнойситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Содержание занятий в 3 классе.

Тема 1. Да здравствует русский язык!

Русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы.

Тема 2. Вежливые слова

Значение вежливых слов; употребление в речи вежливых слов.

Тема 3. Поговорки и пословицы

Расширение представлений о пословицах и поговорках; чем отличается пословица от поговорки. Упражнение в умении отличать пословицу от поговорки.Выявление скрытого смысла пословиц и поговорок.

Тема 4. Игротека

Повторение: разгадывание русских народных загадок; объяснение смысла пословиц, обогащение словарного запаса.

уметь употреблять фразеологизмы в речи, определять их значения

Тема 5. Запоминаем словарные слова

Игры со словарными словами.

Тема 6. Растения во фразеологизмах

Значение и происхождение фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу»,

«дело табак».

Тема 7. Животные во фразеологизмах

Значение        и        происхождение        фразеологизмов:        «отставной        козыбарабанщик»,

«показать, где раки зимуют», «мышиная возня»

Тема 8. Игротека

Повторение: словарные слова; фразеологизмы в речи, определение их значения.

Тема 9. Я не поэт, я только учусь…

Понятия        «рифма»,        «ритм».        Упражнение        в        подборе        рифмующихся        слов. Сочинениерифмок.

Тема 10. Как морфология порядок навела

Упражнение в различении частей речи: существительное, прилагательное, глагол

Тема 11. Игры с пословицами

Упражнение в умении выявлять скрытый смысл пословиц.

Тема 12. Игротека

Упражнение в подборе рифмующихся слов, умении выявлять скрытый смысл пословиц, находить в предложении личные местоимения в косвенных падежах, различать части речи

Тема 13. И снова животные во фразеологизмах

Значение и происхождение фразеологизмов, в которых встречаются названия животных: «три кита», «ход конем», «газетная утка», уметь употреблять их в речи.

Тема 14. Кое-что о местоимении

Местоимение – часть речи. Личные местоимения и их формы.

Тема 15. Познакомимся поближе с наречием

Наречие        –        неизменяемая        часть        речи,        обозначающая        признак        действия. Числительное – часть речи. Числительные количественные ипорядковые.

Тема 16. Игротека

Повторение:  животные   во   фразеологизмах;различениечастей речи:        наречие, местоимение,числительное.

Тема 17. Состав слова. Основа слова. Форма слова.

Упражнение в выделении основы, частей слова. Чем отличается форма одного и того же слова от другого однокоренного слова. Родственные слова.

Тема 18. Про корень и окончание

Упражнение в выделении корня слова, подборе однокоренных слов, отличие формы слова от другого однокоренного слова.

Тема 19. Про суффикс и приставку

Значения суффиксов и приставок. Закрепление умения выделять в слове суффиксы и приставки, образовывать новые слова при помощи приставки и суффикса. Подбор слов ксхемам.

Тема 20. Игротека

Разбор слова по составу. Составление слов из данных частей. Подбор слов к схемам

Тема 21. Непроизносимые согласные

Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными.

Тема 22. Учимся различать приставку и предлог

Отличия между приставкой и предлогом.Упражнение в правописании приставок и предлогов.

Тема 23. Учимся писать «не» с глаголами

Служебные части речи. Частица «не». Написание частицы «не» с глаголами. Когда «не» пишется слитно сглаголами.

Тема 24. Игротека

Упражнение        в        грамотномнаписании        слов        с        непроизносимыми        согласными, приставок и предлогов, «не» сглаголами.

Тема 25. Имена существительные с шипящим звуком на конце

Упражнение в правописании существительных мужского и женского рода с шипящими на конце.

Тема 26. Его Величество Ударение

Роль        ударения.        Упражнениев        правильнойпостановке        ударения        в        словах; знакомство с омографами.

Тема 27. Поговорим о падежах

Упражнение в определении падежа имён существительных.

Тема 28. Игротека

Упражнение внаписании имён существительных с шипящими на конце; подборе рифмующихся слов, определении падежа имён существительных.

Тема 29. Сложные слова

Соединительные гласные О и Е. Упражнение в правописании слов, образованных путём сложения двух основ.

Тема 30. От архаизмов до неологизмов

Понятия«архаизмы», «историзмы», «неологизмы». Упражнение в распознавании архаизмов и неологизмов.

Тема 31. По страницам энциклопедий

Энциклопедическая статья. Понятия: «такт», «сальто-мортале», происхождение названия автомобиля«Мерседес» и кондитерского изделия «ромовая баба».

Тема 32. Игротека.

Умение        грамотно писать сложные слова, различать архаизмы, неологизмы, историзмы; умение работать сэнциклопедиями.

Тема 33. Повторяем…

Умение разбирать слова по составу, грамотно писать сложные слова, глаголы с частицей «не», определять падеж имён существительных.

Тема 34. Повторяем, повторяем…

Умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными, умение применять фразеологизмы в устной и письменной речи.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

теория

практика

всего

3 класс

1

Фонетика

1

1

2

2

Словообразование

2,5

2,5

5

3

Лексика

3,5

5,5

9

4

Морфология

2,5

3,5

6

5

Пословицы и

поговорки

2

2

6

Игротека

10

10

ИТОГО:

9,5

24,5

34

3. Календарно-тематическое планирование по курсу

«Занимательный русский язык»

3класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Да здравствует русский язык!

1

2

Вежливые слова

1

3

Поговорки и пословицы

1

4

Игротека

1

5

Запоминаем словарные слова

1

6

Растения во фразеологизмах

1

7

Животные во фразеологизмах

1

8

Игротека

1

9

Я не поэт, я только учусь…

1

10

Как морфология порядок навела

1

11

Игры с пословицами

1

12

Игротека

1

13

Животные во фразеологизмах

1

14

Кое-что о местоимении

1

15

Познакомимся   поближе   с   наречием   и

1

числительным

16

Игротека

1

17

Состав слова. Основа слова. Формы слова

1

18

Про корень и окончание

1

19

Про суффикс и приставку

1

20

Игротека

1

21

Непроизносимые согласные

1

22

Учимся различать предлог и приставку

1

23

Учимся писать «не» с глаголами

1

24

Игротека

1

25

Имена существительные с шипящим звуком на

1

конце

26

Его величество ударение

1

27

Поговорим о падежах

1

28

Игротека

1

29

Сложные слова

1

30

От архаизмов до неологизмов

1

31

По страницам энциклопедий

1

32

Игротека

1

33

Повторение. Игротека

1

34

Конкурс-игра «Русский медвежонок»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. За страницами учебника "Русский язык"

Данная рабочая программа предназначена для проведения внеурочного курса За страницами учебника "Русский язык" в 4 классе.                       ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык как иностранный"

Рабочая программа "Русский язык как иностранный". Использую во внеурочной деятельности 1-4 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе «В мире русского языка» для детей мигрантов

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире русского языка» для детей мигрантов начальной школы .Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык юным умникам и умницам"

Программа учебного курса «Русский язык юным умникам и умницам» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы образ...