Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте Тема Буквы: З,з- С,с.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок проведен с целью развивать умение классифицировать, группировать буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных. Читать слова с изученными буквами выявлять те, значение которых не совсем понятно, формулировать вопросы о них, находить информацию на страницах букваря, систематизировать (на основе модели) информацию о буквах и обозначаемых ими звуках.Выявлять неизученные буквы, понимать учебную задачу урока.
Группировать слова по различным признакам. Понимать задания, представленные схематически и выполнять их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 1 классе по теме "Буквы З,з-С,с. | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луначарская средняя общеобразовательная школа № 8
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
В 1 –м КЛАССЕ
ТЕМА: «Буквы З з – С с»
Учитель: Федорченко
Галина Александровна
2021 г.
Тема урока: « Буквы З з – С с».
Тип урока: Урок формирования умений и навыков
Планируемые результаты:
Предметные: умение классифицировать, группировать буквы
парных или непарных по глухости-звонкости согласных. Читать слова с изученными буквами выявлять те, значение которых не совсем понятно, формулировать вопросы о них, находить информацию на страницах букваря.
Универсальные учебные действия: систематизировать (на основе модели) информацию
о буквах и обозначаемых ими звуках.
Выявлять неизученные буквы, понимать учебную задачу урока.
Группировать слова по различным признакам. Понимать задания, представленные схематически и выполнять их.
Виды деятельности учащихся: сравнивают пары согласных звуков,
выделяют парные по глухости-звонкости, осознают понятие
«парные» звуки, опознают их буквы.
Наглядность: мультимедийный проектор, алфавит, «лента» букв.
Ход урока
1.Орг. момент Мотивация к учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- А сейчас, ребята, повернитесь и улыбнитесь друг другу.
- Покажите жестом, с каким настроением вы пришли на урок?
А каким бы вы хотели, чтобы был наш урок?
- Прочитайте и выберите подходящие слова (интересный, познавательный,
скучный, занимательный, вкусный, сонный).
- А какими должны быть ученики? (дружные, ленивые, умные, шумные,
внимательные, глупые, активные, старательные).
- Давайте хором прочитаем какие мы.
Мы – дружные!
Мы – умные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В 1 классе учимся,
Всё у нас получится.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
-Чем бы вы хотели заняться на уроке?
-Давайте сейчас вспомним то, что мы уже знаем.
Повторение о звуках и буквах.
Что такое буква? ( это знак, её мы видим и пишем)
Что выскажете о звуках? (Его мы слышим и произносим)
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Посмотрите на «ленту» букв.
На какие 3 группы делятся все буквы нашего языка? (буквы гласных звуков, буквы
согласных звуков, буквы не обозначающие звуков.)
Сколько гласных звуков мы знаем? Повторение рифмовки
Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
Среди букв согласных тоже не одна группа.
Внимательно посмотрите на домики на «ленте» букв.
-что вы скажете об этой группе согласных букв (группа сонорных) (Это буквы звонких
согласных у которых нет глухих пар – они живут все вместе по-одному, потому ни с кем не делят свой «домик»).
- раз у звонких звуков, обозначаемых этими буквами, нет глухих пар, то как их называют:
непарные звонкие.
Группа парных согласных: предположите: это буквы тоже непарных согласных звуков
или их «хозяева» живут парами? Ребята предполагают, что это «домик» для парных
согласных.
Сегодня мы с вами попробуем открыть ещё один секрет нашей речи. Готовы? Тогда
продолжаем дальше открывать секреты.
3. Выявление места и причины затруднения
Я буду сейчас произносить начало предложения, а вы договорите последнее слово.
Будьте внимательными.
Чистоговорка
Зу – зу – зу – привели пасти ….козу.
За – за – за – здесь привязана …коза.
Зи – зи – зи – Лизе санки …привези.
Зе – зе – зе –дам траву…козе.
Какие звуки учились чисто проговаривать? (какие звуки повторялись чаще других?)- [З ]
С какой целью мы учились это делать? (ВОЗМОЖНО ЭТО ТЕМА НАШЕГО УРОКА)
Что бы вы хотели узнать об этих звуках? (КАКИЕ ЭТО ЗВУКИ (ГЛАСНЫЕ ИЛИ СОГЛАСНЫЕ,
ЗВОНКИЕ ИЛИ ГЛУХИЕ, КАК ОБОЗНАЧАЮТСЯ НА ПИСЬМЕ ?)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Отгадайте загадку:-Это зверь лесной,
Меняет шубу зимой,
Летом серый, зимой белый.
Угадайте, кто такой? (Зайка)
-Когда зайка замерзал? (Зайка замерзал зимой).
Давайте проведём звуковой анализ слов - зайка, зима.
Работаем в парах и на доске
Сверьте свои схемы слов с доской. У вас так?
КАКОЙ ПЕРВЫЙ ЗВУК ВЫ УСЛЫШАЛИ В СЛОВЕ ЗАЙКА?
ДАЙТЕ ЕМУ ХАРАКТЕРИСТИКУ (Согласный, твёрдый, звонкий)
КАКОЙ ПЕРВЫЙ ЗВУК ВЫ УСЛЫШАЛИ В СЛОВЕ ЗИМА?
ДАЙТЕ ЕМУ ХАРАКТЕРИСТИКУ (Согласный, мягкий, звонкий)
Какой буквой обозначим [З] [З] ?
Кто же у нас сегодня «именинница»?
Слайд Буква З - предъявляется, называется и рассматривается.
На что похожа буква З?
На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3.
Буква З-два завитка
Ладони ты согни слегка,
Руки мы соединяем,
Правую над левой располагаем,
Букву З теперь мы знаем.
- В какую сторону смотрит буква З?
-Рисование в воздухе буквы З.
- Когда используют заглавную букву З? ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ
В начале предложения. Составьте предложение о зайке. (Зимой зайка белый).
А кто у нас в классе именинник вместе с новой буквой?
Встаньте, у кого есть буква З в имени или фамилии. (.).
Физкультминутка
Упражнение «Зайчик».
Жил-был зайчик,
Длинные ушки! (Приложив руки к голове,
«шевелят» руками.)
Отморозил зайчик
Носик на опушке. (Трут слегка нос, прыгают
то на одной, то на другой ноге.)
Отморозил хвостик,
Поскакал он греться
К ребятишкам в гости. (Подскоки на месте.)
Там тепло и славно,
Волка нет. (Вращение головой вправо-влево.)
И дают морковку на обед. (Садятся на место.)
В. Хорол
Найти в алфавите. Слайд- печатные и прописные буквы на таблицах
Вернёмся к нашим словам. Теперь мы сможем обозначить звуки буквами?
Давайте сделаем это вместе. (Дети в своих тетрадях, а я на доске).
5. Реализация построенного проекта. Встали, вышли из-за парт
НА ДОСКЕ ТАБЛИЦА ГЛАСНЫХ БУКВ.
Какую команду и кому дают буквы гласных верхнего ряда? (Буквам согласных дают команду – читай твёрдо).
А гласные нижнего ряда? (Буквам согласным дают команду –читай ,говори мягко).
ДОСТАВЛЯЮ БУКВУ З. ЧТЕНИЕ СЛОГОВ ПО ТАБЛИЦЕ С ДОСКИ.
Слайд Чтение слогов с новой буквой, тренировка в распознании новой буквы.
СА - ЗА СО-ЗО СУ-ЗУ СЫ – ЗЫ СЭ - ЗЭ
СЯ – ЗЯ СЁ-3Ё СУ-ЗЮ СИ-ЗИ СЕ-ЗЕ
- ЧТО УСЛЫШАЛИ В 2-Х ПОСЛЕДНИХ ПАРАХ СЛОГОВ?
- А ПОПРОБУЙТЕ ПРОИЗНЕСТИ 1-Ю ПАРУ СЛОГОВ ШЁПОТОМ…, ЧТО
УСЛЫШАЛИ?
А 2-Ю пару …ЧТО УСЛЫШАЛИ?
Дайте согласным звукам характеристику ( в паре оба согласные звуки твёрдые, но один
глухой, а другой звонкий)
- что можно сказать, о звуках [з] и [с]? (составляют пару – звонкий - глухой согласные
звуки)
- если эти звуки составляют ПАРУ, то, как можно их назвать? (они парные по признаку
«звонкий - глухой»)
В какой домик предлагаете поселить новую букву? Почему? (в домик парных согласных,
на верхний этаж, т.к. это буква звонкого звука).
Отрываю букву на «ленте» букв.
С какой же буквой дружит наша именинница? (С)
Как мы можем назвать эти буквы одним словом? (парные согласные)
Вот и ещё один секрет нашего языка открыли. Буквы в домиках живут парами.
Слайд: А таким знаком мы будем показывать парные согласные звуки, по признаку
глухой или звонкий (укрепляю над соответствующей частью «ленты» новый знак)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
упражнение в распознавании звуков и соответствующих букв.
– слушайте слова, которые я буду произносить
- если слышите слова со звуками « с»- хлопаем
-топаем- Если слышим « з » . КТО ОШИБСЯ – САДИТСЯ.
Сундук, фазан, солдат, змея, сумка, зеркало, слон, зебра, маска, гнездо, доска, музей, корзина, колесо.
-МОЛОДЦЫ. ВЫ БЫЛИ САМЫМИ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ И НЕ ПОПАЛИСЬ В
«ЛОВУШКИ» ЗВУКОВ.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа на с. 34 - рассмотреть розовую рамку и назвать буквы и звуки, которые ими обозначаются, найти знак парности согласных и уточнить: обе буквы, в том числе и новая,
– это буквы согласных звуков, парных по глухости-звонкости.
Девочка-хитрушка предупреждает нас: «Вот так бывает» и предлагает прочитать слова
Прочитайте хором первую пару слов: РОСА-РОЗА
КОСА-КОЗА
- Чем различны слова? (ЗНАЧЕНИЕМ, УДАРЕНИЕМ, НАПИСАНИЕМ -( такая работа идёт со всеми парами)
- Значение, какого слова вам не понятно?
- Произнесите громко «зайка» и скажите шёпотом (получится сайка )
– Кто знает, что такое САЙКА?
МОРОЗИЛ- МОРОСИЛ
ЗАНОЗЫ, ЗАНОСЫ
- Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы: Лиза,Зина,Сима
- Почему слова написаны с заглавной буквы?
- Назовите имена девочек, когда они станут взрослыми (Елизавета, Зинаида, Серафима)
- А какое имя может быть одновременно мужским и женским?- (Сима)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Работа по правилам дорожного движения
- КАКОЙ НОВЫЙ ЗНАК ВЫ СЕГОДНЯ УЗНАЛИ? (знак обозначения парных согласных
по глухости-звонкости).
- Слайд - А этот знак вы знаете?
- Почему полосатую дорожку перехода часто называют «зеброй»?
Учебник – страница 34 внизу.
Чтение слов в голубых овалах; слов с буквами, выделенными голубым цветом.
Подбор слов (возле - у, около, рядом).
Обратите внимание на значок в жёлтой рамочке. Как надо читать? (по слогам)
- Дайте девочкам имена и придумайте предложение к рисунку, используя предлоги и схемы предложений.
Будьте внимательны и осторожны при переходе проезжей части дороги. Не спешите, не
перебегайте и не балуйтесь. Переходите дорогу спокойно.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какая буква была именинницей на уроке?
– Что вы можете о ней рассказать? (буква согласного звука [з, с ])
- Выскажите свое отношение к уроку, используя начало фразы.
Я узнал…
Мне понравилось…
Я затруднялся…
- Похвалить за работу .
Что расскажете дома родителям о сегодняшней имениннице и нашем уроке?
А завтра мы продолжим открывать секреты русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте. Тема : "Буква М".
Тип урока изучение нового. На данном уроке ребята знакомятся с новыми звуками и новой буквой, учатся читать слова с буквой м....
Урок обучения грамоте. Тема: « Буквы Г,г, Звуки [г], [г’]". 1 класс
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: « Буквы Г,г, Звуки [г], [г’]"....
Урок чтения в 1 классе (период обучения грамоте) Тема: «Звук [ш]. Согласная согласная буква Ш»
Цель:Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;Совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; работы с ...
Урок в 1 классе по обучению грамоте тема «Буква е»
Урок предназначен для проведения в период обучения грамоте. Цель: познакомить учащихся с новой буквой е; научить находить ее в словах; читать слоги с этой буквой. Начинается урок со сказки, которая по...
Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте_ Тема- __Буквы Т, т
Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте_ Тема- __Буквы Т, т...
Урок литературного чтения в 1 классе (период обучения грамоте). Тема: Чтение слогов и слов с буквой Щ. Введение правила ща- щу.
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе в период обучения грамоте. (Закрепление чтения слов с буквой Щ, введение правила ЩА-ЩУ), презентация к уроку....