Примерные задания и игры для развития словообразования прилагательных в 1 классе
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)
Данные упражнения рекомендую не только для детей с недоразвитием речи , но и для всех детей с целью развития навыка словообразовнаия в первом классе. Их можно выполнять письменно, устно, в игре, на подгрупповых занятих, на индивидуальных и в классе на сомостоятельной или устной работе. Можно разместить их на индивидуальных карточках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernye_zadaniya_dlya_razvitiya_slovoobrazovaniya_prilagatelnyh.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных.
Рекомендую применять на логопедических занятиях в первом классе с подгруппой детей, на индивидуальных занятиях. Во второй половине года (3-4 четверть) эти упражнения (в определенном объеме) уже можно выполнять и в тетради письменно
1. Игра «Чьи хвосты?»
Логопед рассказывает сказку «Хвосты».
Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».
Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке — тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)
— А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.
Хвост собаки — собачий.
Хвост кошки — кошачий,.
Хвост коровы — коровий.
Хвост лошади — лошадиный.
Хвост быка — бычий.
Хвост козы — козий.
Хвост барана — бараний. Хвост овцы — овечий.
2.Игра «Ералаш»
Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного.
3. «Правильно назови листья».
Лист дуба — дубовый лист,
лист осины — ...
лист березы — ...
лист клена — ...
лист липы — ...
лист яблони — ...
лист рябины — ...
лист смородины — ...
шишка сосны — ...
шишка ели — ...
сережка ольхи — ...
4. Игра в лото «Что из чего сделано?» В эту игру можно играть устно, но желательно вывести на доску изображение предмета.
У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети находят изображение этого предмета на карточках. Тот, у кого на карточке есть изображение этого предмета, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.
Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.
Стакан из стекла — стеклянный,
сковорода из чугуна — чугунная,
ложка из дерева — деревянная,
нож из металла — металлический,
ведро из железа — железное,
ваза из хрусталя — хрустальная,
чашка из фарфора — фарфоровая,
коробка из картона — картонная,
шарф из шерсти — шерстяной,
булка из пшеницы — пшеничная,
хлеб из ржи — ржаной,
варенье из вишни — вишневое,
дорога из песка — песчаная,
сумка из кожи — кожаная,
мяч из резины — резиновый,
шуба из меха — меховая,
крыша из соломы — соломенная,
игрушка из пластмассы — пластмассовая,
шарик из пластилина — пластилиновый,
труба из кирпича — кирпичная,
подушка из пуха — пуховая,
одеяло из ваты — ватное,
салфетка из бумаги — бумажная,
сарафан из ситца — ситцевый,
кувшин из глины — глиняный,
погреб из камня — каменный,
шинель из сукна — суконная.
Примерные карточки лото.
5. Сравните предметы и закончить предложения.
Апельсин большой, а арбуз еще больше.
Клубника маленькая, а смородина еще ...
Дыня сладкая, а арбуз еще ...
Персик мягкий, а вишня еще ...
Яблоко твердое, а айва еще ...
Груша вкусная, а ананас еще ...
Дерево высокое, а башня еще ...
Куст низкий, а трава еще ...
Клен толстый, а дуб еще ...
Рябина тонкая, а камыш еще ...
Шар легкий, а пушинка еще ...
Сумка тяжелая, а чемодан еще ...
Диван мягкий, а подушка еще ...
Дерево твердое, а железо еще ...
Лед прозрачный, а стекло еще ...
Лента узкая, а нитка еще ...
Шнурок длинный, а нитка еще ...
Линейка короткая, а карандаш еще ...
Волк большой, а медведь еще ...
Олень высокий, а жираф еще ...
Медведь тяжелый, а слон еще ...
6. Ответить на вопрос «Как?»
Утром светло, а днем (как?) еще светлее.
Вечером темно, а ночью еще ...
Осенью холодно, а зимой еще ...
В пальто тепло, а в шубе еще ...
Весной солнце светит ярко, а летом еще ...
Весной птицы поют звона, а летом еще ...
Поезд едет быстро, а самолет летит еще ...
Учитель-логопед МАОУ «Образовательный центр № 5 г.
Челябинска» Ирина Сергеевна Бондаренко.
(источник информации «Коррекция ОНР III уровня детей старшего дошкольного возраста» Формирование словообразования прилагательных. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания, упражнения, игры для развития воображения.
Великий А.Эйнштейн утверждал, что «фантазия важнее знания». Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ.Воображение — психический процесс, с...
Задания, упражнения,игры для развития мышления.
С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием и...
РАЗВИТИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Овладение ребенком системой словообразования посвящены исследования многих учёных. Отмечается, что овладение ребенком процессом словообразования представляет собой сложный процесс, в...
Игры на развитие внимания в 1 классе.
Используются игры,направленные на развитие слухового, произвольного внимания,устойчивости и объёма внимания, на развитие скорости реакции, коордиации слухового и двигательного аналиаторов....
Презентация "Игры на развитие фонематического слуха" (1 класс)
Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать разные игры....
Игра для развития письменной речи (1 класс)
Цели:Развивать зрительное восприятие (умение различать цвета, геометрические фигуры);Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности....
игры на развитие словообразования у обучающихся младшего школьного возраста
Презентация, на тему словообразования в начальной школе.В презентации идет рассмотрения, игр на формирование новых слов....