"Имя существительное", 3 класс, УМК "Школа России" (работа с интерактивной доской)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Симакова Татьяна Николаевна

В данной разработке присутствуют элементы работы с интерактивной доской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Имя существительное, 3 класс52.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» (закрепление),

3 класс УМК «Школа России»

(работа с интерактивной доской, ИКТ-технология)

Цель урока: закрепление основных грамматических признаков имён существительных, в том числе рода, учить находить признаки имён существительных,

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока:

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

Мотивация

У.:Имя существительное, мы с тобой дружны.

Разные предметы называешь ты.

Очень удивительное имя существительное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Чтобы все отлично стало

Существительных немало

Всюду будем замечать

И к месту в речи их вставлять

Учитель: О какой части речи идёт речь в стихотворении? Давайте с вами вспомним, что называется именем существительным.

Дети дают определение: (Имя существительное  -  это часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопрос КТО? ЧТО?)

Сегодня в работе нам будет помогать интерактивная доска.

Беседа

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Актуализация знаний

Работа со слайдом №1

Учитель: Сначала мы должны открыть окошки. Для этого вам нужно разгадать загадки: (после каждой отгадки открывается окно)

  1. Зимой на ветках яблоки!                              

      Скорей их собери!

            Но вдруг вспорхнули яблоки,

      Это?          …                 (снегири)

  1. На лучинке, в бумажке

      В шоколадной рубашке,

            В руки просится само

      Что же это?     …         (эскимо)

  1. Кто в лесу тоннели роет,

      Из ветвей плотины строит,

      Зубы – точно топоры?

      Это трудятся …..         (бобры)

  1. Я стою на трех ногах,

            Ноги в черных сапогах.

            Зубы белые педаль

      Как зовут меня?   …      (рояль)

  1. На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица

Музыкальная   ….      (юла)

  1. Опаснее всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом такая злюка,

Конечно, это   …      (щука)

Учитель: Давайте, теперь разложим предметы в нужные корзины. Докажите, что это имена существительные. На какие две группы вы можете разделить эти имена существительные? (Дети перемещают картинки)

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:  использование шторок-затемнений, перемещение объектов.

(запись в тетради существительных в 2 столбика)

Фронтальная работа

Познавательные УУД

- установление причинно-следственных связей

- выбор критериев для классификации,

Решение задач

Работа со слайдом №2

Учитель: давайте рассмотрим рисунки, назовем их. А затем зададим вопрос к каждому слову.  Обратите внимание, нет ли ошибок. Называем предмет – открываются картинки. Задаем вопрос при помощи клавиатуры на доске.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: использование шторок-затемнений, клавиатуры на доске.

Работа со слайдом №3

Учитель: прочитайте слова первой строчки. Что у них общего? (имена существительные, словарные слова.) Какое слово лишнее, почему? (слово: сорока, обозначает живое, одушевленное существо. К слову «сорока» задается вопрос КТО?) (правильный ответ открывается).  Прочитайте слова второй строчки. Что у них общего? (имена существительные, словарные слова.) Какое слово лишнее, почему? (слово «петух», к нему задается вопрос КТО?). Прочитайте слова третьей строчки. Что у них общего? (имена существительные, словарные слова.) Какое слово лишнее, почему? (слово  «учитель», к нему задается вопрос КТО?).

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: использование шторок-затемнений.

(записываются в тетрадь «лишние слова» и их грам. признак)

Работа со слайдом  №4

Учитель:  послушайте стихотворение: (когда произносятся существительные – открываются шторки по порядку)

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу, - моя:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род – оно, моё:

Моё окно, село моё.

Давайте теперь расставим картинки в нужный ряд. Для этого нужно повторить, как определить род имен существительных:

1 способ: заменить существительное одним из слов – он, она, оно;

2 способ: подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное.

 (Дети называют предмет, определяют род существительного, переносят картинки, устно добавляют по одному примеру в каждую строчку).

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: перемещение объектов.

(работа в парах, взаимопроверка)

Игра «Лови ошибку»

Использование алгоритма, работа в парах

Познавательные УУД

- выбор оснований и критериев для сравнения

Регулятивные УУД

- контроль результата работы

Коммуникативные УУД

-оценка действий партнёра

Обобщение

Работа со слайдом №5

Учитель:   Давайте представим, что к вам в гости пришли хорошие знакомые. Вы радушные хозяева, будите угощать друзей? Посмотрим теперь, чем же вы их угостите?  Для начала прочитаем слова, которые есть у нас на слайде (читают). Начинаем работу с окнами. (По очереди открываем все окна, с каждым работаем до конца. Алгоритм работы: Что вы видите?  Как можно охарактеризовать яблоко, какое оно может быть? Определите род существительного, подчеркните существительное соответствующим цветом.)

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: использование шторок-затемнений, перемещение объектов, использование маркера.

Работа со слайдом №6

Учитель: На слайде, который вы сейчас видите, написаны не просто слова, они с секретом. Давайте их про читаем. (читают). Определите род этих существительных, пользуясь алгоритмом, которым мы пользовались ранее. (пробуют, возникает затруднение) Да, это неизменяемые имена существительные и род их надо запомнить. Задание: определи род имен существительных, выбери направление. (Осуществляем проверку. Для этого сдвигаем облако в центр листа. Если ребенок отвечает верно, то появляется подходящее по смыслу слово, если нет – грустный смайлик.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: маркер интерактивной доски

Проблемная ситуация,

Дискуссия, решение затруднений

Познавательные УУД

- формулирование проблемы,

- выдвижение гипотез

-анализ с целью выделения признаков.

Регулятивные УУД

- внесение необходимой коррекции при расхождении с эталоном.

Рефлексия

Дети продолжают фразы:

Сегодня на уроке я узнал…,

Сегодня на уроке я научился…,

Сегодня на уроке я могу похвалить себя за …

Самоанализ

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Регулятивные УУД

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Дифференцированное домашнее задание

1. упр. учебника с.56 №99

2. найти в толковом словаре слова – неизменяемые имена существительные и выпиши 8 слов в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 1 класс тема:Растения,работа на интерактивной доске

Окружающий мир 1 класс тема:Растения,работа на интерактивной доске....

Разработка классного часа для 1 класса "День знаний" с использованием интерактивной доски.

В разработке представлена презентация  классного часа на интерактивной доске к 1 сентября для первоклашек. Даны комментарии к слайдам....

Презентация Notebook для интерактивной доски к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".

Презентация  к уроку русского языка по программе Бунеева Р.Н., УМК "Школа 2100". Может использоваться для любого УМК в период введения или отработки понятий одушевлённые и неодушевлённые имена су...

Дидактическая разработка для интерактивной доски .Русский язык 3 -4 класс."Склонение имен существительных"

Данная дидактическая разработка предназначена для использования на этапе закрепления темы "Склонение имен существмтельных по падежам"...

Конспект открытого урока по русскому языку в 1а классе на тему: «Повторение. Использование интерактивной доски на уроке»

Цель урока: закрепить знания о звуках и буквах, ударении, предложении и тексте; закрепить умение писать каллиграфически правильно; пробуждать активность учащихся на уроке и интерес к предмету через ис...

Тренажер по теме" Имя существительное" 2 класс ( презентация для интерактивной доски)

Собственные или нарицательные. одушевленные или неодушевленные существительные. Можно использовать  для игры....