Рабочая программа по родному языку (русский) 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Данная рабочая программа по родному языку (русскому) ориентирована на обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы и регламентируется на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями);
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом МБОУ Чекулинской ОШ;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Чекулинской ОШ (с изменениями и дополнениями);
- учебным планом МБОУ Чекулинской ОШ на текущий учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Чекулинской ОШ на текущий учебный год.
Рабочая программа по родному языку(русскому) для 4 класса ориентирована на
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_rodnomu_yazyku_itog.docx | 43.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чекулинская основная школа Смоленского района Смоленской области
ПРИНЯТА решением на заседании педагогического совета Протокол № 1 « 31» августа 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Чекулинской ОШ ______________/О.И. Трушина/ Приказ от «31» августа 2021 г. № 116 - ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования,
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ(РУССКОМУ)
4 класс
Учитель
Федорова Елена Викторовна
д. Чекулино,
2021/2022 учебный год
Данная рабочая программа по родному языку (русскому) ориентирована на обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы и регламентируется на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями);
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом МБОУ Чекулинской ОШ;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Чекулинской ОШ (с изменениями и дополнениями);
- учебным планом МБОУ Чекулинской ОШ на текущий учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Чекулинской ОШ на текущий учебный год.
Рабочая программа по родному языку(русскому) для 4 класса ориентирована на использование УМК, в который входят:
- Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. /В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкинаи др. – М.: Просвещение, 2011.;
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык: учебник. 4 класс. – М: Просвещение, 2015.;
- В.П. Канакина. Русский язык: рабочая тетрадь. 4 класс. – М: Просвещение, 2019
Учебный предмет «Родной язык(русский язык)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Родной язык(русский) изучается в 4 классе на уровне начального общего образования 0,5 часа за счет часов основной части учебного плана МБОУ Чекулинской ОШ на текущий учебный год.
На изучение родного языка(русского) отводится в 4 классе –17 часов (согласно календарному учебному графику МБОУ Чекулинской ОШ на текущий учебный год).
Срок реализации настоящей программы на уровень освоения основной образовательной программы начального общего образования.
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентного, дифференцированного, проблемного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение обучающимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностными результатами выпускников начальной школы, формируемыми при изучении содержания курса по родному языку, являются:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения предмета «родной язык» являются следующие умения:
регулятивные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
коммуникативные:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты освоения предмета «родной язык(русский)»
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
-научится осознавать безошибочное письмо на родном языке(русском) как одно из проявлений собственного уровня культуры;
-сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
-получит первоначальные представления о системе и структуре родного русского языка: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса родного языка на следующем уровне образования.
Предметные результаты.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
- распознавать грамматические признаки слов;
- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
- применять правила правописания (в объеме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
- писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
II. Содержание учебного предмета
Структура содержания учебного предмета «Родной язык(русский)» в 4 классе определена следующими тематическими блоками (разделами):
Наша речь и наш язык (1 ч)
Наша речь и наш язык.
Текст, предложение (5 ч)
Текст. Предложение. Виды предложений. Знаки препинания между однородными членами предложения. Различие сложного предложения и простого с однородными членами. Письменное изложение по коллективно составленному плану. Анализ изложений, работа над ошибками
Слово в языке и речи (10 ч)
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Контрольное списывание печатного текста с делением текста на части Составление текста по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень». Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Обобщение знаний об имени существительном. Работа с деформированном текстом. Р.р. Работа со словарями
Промежуточная аттестация. Контрольное списывание (1 ч)
III. Тематическое планирование РОДНОЙ ЯЗЫКР(РУССКИЙ) 4 класс (17 ч.) |
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов всего | Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.) |
1 | Наша речь и наш язык | 1 | |
2 | Текст, предложение | 5 | |
3 | Слово в языке и речи | 10 | 1 |
4 | Промежуточная аттестация. Контрольное списывание | 1 | 1 |
ИТОГО | 17 | 2 |
ПРИНЯТО решением на заседании педагогического совета Протокол № 1 « 31» августа 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Чекулинской ОШ ______________/О.И. Трушина/ Приказ от «31» августа 2021 г. № 116-ОД |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе
начального общего образования
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ(РУССКОМУ)
4 класса
Учитель: Федорова Е.В.
2021/2022 учебный год
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ(РУССКОМУ) В 4 КЛАССЕ
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану: 17 часов.
По 0,5 часа в неделю. Всего учебных недель: 34.
Количество часов по четвертям: I четверть ___ часов; II четверть ___ часов;
III четверть ___ часов; IV четверть ___ часов.
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока | ||
План | Изменения | |||
Наша речь и наш язык (1ч) | ||||
1 | Наша речь и наш язык | |||
Текст, предложение (5ч) | ||||
2 | Текст. Предложение. Виды предложений | |||
3 | Знаки препинания между однородными членами предложения | |||
4 | Различие сложного предложения и простого с однородными членами | |||
5 | Письменное изложение по коллективно составленному плану | |||
6 | Анализ изложений, работа над ошибками | |||
Слово в языке и речи (11ч) | ||||
7 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. | |||
8 | Синонимы, антонимы, омонимы | |||
9 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | |||
10 | Контрольное списывание печатного текста с делением текста на части | |||
11 | Составление текста по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень» | |||
12 | Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные | |||
13 | Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | |||
14 | Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | |||
15 | Промежуточная аттестация. Контрольное списывание | |||
16 | Обобщение знаний об имени существительном. Работа с деформированном текстом | |||
17 | Р.р. Работа со словарями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Родному языку (русскому) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс
Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 1-4 классов
Рабочая программа расчитана на изучение данного предмета в I полугодии. В каждом классе будет проведено по 16 часов. Программа ориентирована на закрепление сложных тем раздела "Русский язык"...
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 4 класса
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 4 класса...
рабочая программа по родному языку (русскому) 2-4 класс
Рабочая программа по родному языку(русскому) 2-4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному языку (русскому) (базовый уровень) 1 класс
Аннотация к рабочей программе Родной язык (русский) для 1 классаРабочая программа по родному языку для 1 класса (предметная область «Родной язык (русский) и литературное чтение на родном яз...
Рабочая программа по родному языку(русскому) 1 класс, 1 ч. в неделю
В программе представлены планируемые результаты обучения, тематическое планирование...