Урок русского языка «Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Черкесова Марина Николаевна

 

Урок русского языка в 3-м  классе по теме: «Окончания существительных во множественном числе в  родительном  падеже» УМК "ПНШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okonchaniya_sushch_vo_mn_ch_v_r_p.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м б классе по теме:

«Окончания существительных во множественном числе в  родительном  падеже»

Учитель: Черкесова М.Н.

Цели:

Создание условий для:

-формирования умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже;

-формирования умения употреблять в речи слова в этой форме;

-формирования  умения определять род имен существительных во множественном числе.

Ход урока

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

У. Улыбнемся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2. Актуализация опорных знаний.

Формирование УУД:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу; Р

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Л

1) - Ребята, сейчас вы сами сформулируете тему урока. Прочитайте выражение, записанное на доске:

У рыб нет зуб.

У рыб нет зубов.

У рыб нет зубей.

- Как правильно сказать? (Я записываю правильный вариант).

-Что вы можете сказать об этих словах в данном  предложении? (Существительные мн. числа и стоят в родительном падеже)

- Сегодня мы будем работать с такими существительными.

- Сформулируйте тему урока? (Родительный падеж множественного числа имен существительных)

- Сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать и употреблять в речи имена существительные в родительном падеже множественного числа, а в конце урока будет проведена проверочная работа – тест.

2)Подготовка к письму.

- А сейчас

Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
И наклонно положу (кладут).
Я, друзья, от вас не скрою - 
Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть).
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)

- Запишите дату, классная работа и тему урока.

3) Чистописание.

че   од

Родина  Россия Волгоград

Четыреста двадцать два года

- Сегодня на минутке чистописания вы напишите соединения че и од.

- Какая ваша малая родина? (г. Волгоград)

- О чем вам говорит выражение “422 года”? (Волгограду  422 года)

3. Создание проблемной ситуацию. Целеполагание.

Формирование УУД:

-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. К

- Прочитайте слова:

города

юбилеи

торжества

даты

- С каким событием можно связать эти слова? (422-летием Волгограда)

- Что вы можете сказать об этих словах? (сущ. во мн.ч., в И.п.)

- Какого они рода?

- Как определить род у имени существительного во множественном числе? (Поставить сущ в начальную форму)

- Запишите в тетради, в скобках, указывая род. (Затем проверка примеров.).

города  (город – м.р.)

юбилеи  (юбилей – м.р.)

торжества (торжество – ср.р.)

даты (дата – ж.р.)

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

-Что мы сейчас с вами вспомнили? А как вы думаете пригодится это на уроке?

4. Открытие нового

Формирование УУД:

-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; К

-формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом, данным в таблице. Р

- Продолжим работу. Будем учиться правильно писать окончания имен существительных родительного падежа множественного числа.

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (кого? чего?)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

Таблица на доске:

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

-ов, -ев, -ей

-ей, 

-ов, -ев, 

5. Осознание и осмысление нового.

Формирование УУД:

-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; К

-формируем умение работать в паре. К

- Прочитайте текст на карточке №1. (карточка у каждого)

В Волгограде миллион (жители). В городе несколько (музеи), много (памятники), новых (магазины).

- Какие музеи есть в нашем городе?

- А какие памятники?

- Как к ним нужно относиться?

- Вернемся к тексту, какого рода существительные в скобках?

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа мужского рода?

- Запишите предложения, употребив существительные в скобках в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончания. (Один ученик у доски. Проверка.)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа мужского рода?

-Попробуйте сделать вывод. ( Существительные мужского рода в род падеже имеют окончания – ев, - ов, -ей.)

Физкультминутка

- Отдохнем. Встаньте. Я буду называть существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа, а вы ставите его в форму родительного падежа множественного числа. Если в слове окончание -ов (-ев) – вы делаете зарядку для рук, если -ей – приседаете. Как только я назову существительное другого рода – вы садитесь.

Строители (ей)

Огурцы (ов)

Помидоры (ов)

Испытатели (ей)

Улицы() – ж.р.

а) – Существительные какого рода было последним в физкульминутке? (женского)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа женского рода?

- Прочитайте слова на доске. Какого они рода?

Лужа –

Афиша –

Тысяча –

Мыш… –

Песня –

Синица –

Реч… –

Площадь –

Тетрадь –

Печ… –

- Почему на конце слов мышь, речь, печь многоточие? (Нужен ь – ж.р., 3 скл.)

-Как вы думаете по какому определенному признаку можно сгруппировать данные слова? (Поставить эти существительные в родительный падеж множественного числа, выделить окончание и посмотреть, какие окончания будут и тогда с окончанием –ей в первую группу, а с окончанием нулевым в другую).

-Предлагаю вам поработать парами: один записывает сущ.  с окончанием – ей, другой – с окончанием нулевым.

Проверка, оценки.

6. Применение новых знаний.

Формирование УУД:

-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. К

 – Прочитайте текст карточки № 2. 

-Определите род существительных в скобках (ср. род.). Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа среднего рода?

Пять (местов), спуститься с (облаков), несколько (селов), шесть (польт).

- Согласны ли вы с употреблением существительных в скобках?

-Исправьте ошибки и запишите в тетради в исправленном виде, сверху указывая род.

Запись, проверка (читают с окончанием, род), слово пальто проверяется по словарю – неизменяемое.

8. Самостоятельная работа

А) Упражнение № 89

- Прочитайте задание в  упражнении. Запишите слова из упражнения в столбик, а рядом те же слова во множественном числе.

Запись текста в тетрадь.

Б) Тест

Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

Огурцы

 

Улицы

 

Фабрики

 

Помидоры

 

Килограммы

 

Сапоги

 

Яблоки

 

Места

 

Задачи

 

10. Итог урока. Рефлексия

Формирование УУД:

-формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; П

-формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Р

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

-Над какой темой работали на уроке?

-Какой темой объединены слова и предложения? Почему?

Рефлексия учащихся.

Используется рефлексивный экран.

 · было интересно…

· было трудно…

· я понял, что…

· теперь я могу…

· я почувствовал, что…

· я научился…

· у меня получилось …

· я смог…

· я попробую…

 · меня удивило…

· мне захотелось…

 

11. Домашнее задание

По выбору:

1) ТПО, № 44

2) составить текст со словами из упражнения № 89 учебника.

Черкесова Марина Николаевна

400079, г. Волгоград, ул. им. Кирова, дом 132, кв.42

Тел. (8442) 42-49-53; 8-906-401-88-58

МОУ лицей № 10 Кировского района г. Волгограда

Учитель начальных классов

Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»

Номинация «Урок в начальной школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Окончания существительных во множественном числе"

Урок по русскому языку "Окончания существительных во множественном числе", ПНШ, 3 класс...

Конспект урока по русскому языку Окончания существительных во множественном числе в И.п.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в И.п.Цель урока: учить работать с информацией, представленной в табличной форме; иллюстрировать обнаруженны...

Конспект урока по русскому языку Окончания существительных во множественном числе в Р.п.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в Р.п.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы Р.п. мн.ч. существительных; усвоить новую орфограмм...

Конспект урока русского языка «Окончания существительных во множественном числе в разных падежах» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка определения падежа у имен существительных во мн.ч., написания падежных окончаний существительных во мн.ч.; развитие орфографической зоркости путем нахожд...

Технологическая карта урока русского языка «Окончание существительных во множественном числе в Родительном падеже» (УМК Перспективная начальная школа); 3 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения правильно употреблять в речи на письме существительные во множественном числе в Р.п.Задачи урока:Дидактические:научить правильно употре...