Методическая разработка по русскому языку во 2 классе. Тема "Гласные и согласные звуки"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Софроний Аурика Игоревна

Конспект урока и презентация по русскому языку во 2 классе. Тема "Гласные и согласные звуки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока40.31 КБ
Файл Презентация343.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Выполнено: Софроний А.И.

Предмет: русский язык

Тема урока: «Гласные и согласные звуки»

Класс: 2

Цель: повторение гласных и согласных звуков.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Создать условия для закреплений знаний о согласных и гласных звуках;
  1. Развивающие:
  • Развивать грамотную устную речь;
  • Развивать внимательность;
  1. Воспитывающие:
  • Воспитывать интерес к предмету;
  • Воспитывать уважение к родному языку.  

Литература: учебник «Русский язык» 2 класс (1 часть), автор: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; дидактический материал по русскому языку для учащихся малокомплектной школы, 1-2 класс, В.П. Канакина; методическая книга «Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы» Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В.

Оборудование:

Для учителя: учебник, презентация.

Для учащихся: рабочая тетрадь, учебник.

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Орг. момент  

(1 мин)

Слайд 1

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аурика Игоревна. Сегодня я проведу у вас урок  русского языка. Убедитесь, что у всех на партах есть учебник, тетрадь, пенал. Садитесь, пожалуйста.

Приветствует детей, проверяет готовность детей к уроку.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя кивком.

Личностные: развивается роль ученика.

Регулятивные: умение организовать своё рабочее пространство и подобрать необходимые материалы.

Словарная работа

(7 мин)

У: Откройте тетради, пропустите две строчки, напишите число, «Классная работа».

В начале урока мы с вами выучим правописание новых словарных слов.

Слайд 2 (Слово «однажды»)

Прочитайте первое слово.

Составьте словосочетание или предложение с этим словом.

Какую безударную гласную нужно запомнить?

Д: О.

У: Мы слышим звук [а], но пишем в слове букву О, потому что оно образовано от слова «один» - один раз.

Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму – букву О.

Слайд 2 (Слово «вдруг»)

У: Прочитайте следующее слово. Какой звук мы слышим в конце слова?

Д: Звук [к]

У: А какую букву мы должны писать?

Д: Букву Г.

У: Мы пишем в конце букву Г, и это нужно запомнить. Устно составьте предложение с этим словом.

Запишите слово через запятую, подчеркните орфограмму.

Слайд 2 (Слово «скоро»)

У: Прочитайте следующее слово. Устно составьте предложение с этим словом.

А какую букву мы должны запомнить при написании этого слова?

Д: Букву О

У: Мы пишим в конце букву О, и это нужно запомнить.

Запишите слово, подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

Выполняет с детьми словарную работу

Выполняют словарную работы, составляют предложения с новыми словами, запоминают написание новых слов.

Познавательные: умение воспринимать информацию.

Коммуникативные:

умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы, составлять предложения.

Самоопределение к деятельности

(7 мин)

У: Итак, что мы с вами записали?

Д: Слова.

У: Вспомните из чего состоят слова?

Д: Из букв.

У: А что обозначают буквы?

Д: Звуки

У: На какие две группы можно разделить все звуки в словах?

Д: Гласные и согласные.

У: Назовите первое слово и назовите гласные звуки в этом слове

Д: [а], [а], [ы].

У: Назовите согласные звуки.

Д: [д], [н], [ж], [д]

У: Чем отличаются гласные от согласных? Откройте учебник на странице 42  и найдите упражнение № 49.

Давайте прочитаем стихотворение Берестова. Что говорит поэт о гласных и согласных?

Прочитаем первое стихотворение.

Что могут гласные? В чем их особенность?

Д: Тянутся, не ворчат, нет преграды.

У: Назовите какие вы знаете гласные звуки.

Д: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]

У: Прочитаем второе стихотворение.

В чем особенность согласных?

Д: Есть преграда, они шелестят, шепчутся, скрипят, не поют.

У: Прочитаем третье стихотворение.

Какими гласными можно передать вой ветра? Плач ребенка? Какие согласные передают тарахтение мотора, шуршание листьев, жужжание шмеля и шипение змеи?

У: Скажите, что мы будем повторять на уроке?

Д: Гласные и согласные звуки.

Слайд 3.

Задает вопросы.

Выполняет вместе с детьми упр. № 49.

Слушают учителя и отвечают на его вопросы.

Читают стихотворения и отвечают на вопросы

Регулятивные: умение формулировать тему и цель урока.

Познавательные: умение применять полученные знания; умение работать с текстом.

Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы.

Работа по теме урока

(10 мин)

У: Чем на письме мы обозначаем звуки?

Д: Буквами.

У: Чем отличаются звуки от букв?

Д: Буквы мы записываем и читаем, а звуки мы слышим и произносим. Давайте повторим правило.

(Если дети не помнят, подсказка на стр. 37)

У: А теперь проведем фонетический анализ. Один ученик пойдет к доске, а остальные пишут в тетради.

Возьмем наше словарное слово – «Скоро». Запишите еще раз это слово. Поставим ударение. На какой слог падает ударение?

Д: На первый слог

У: Сколько слогов в этом слове?

Д: Два слога

У: Разделим слоги вертикальной чертой, ставим тире и записываем колличество слогов.

Сколько букв в этом слове?

Д: 5 букв

У: А сколько звуков?

Д: 5 звуков

У: Записываем. А теперь проговорим характиристику каждого звука.

Д: с – [с] – согл., глух., тв., парн. (подчеркиваем синим карандашом)

     к – [к] – согл., глух., тв., парн.

(подчеркиваем синим карандашом)

     о – [о] – гласн., ударн.

(подчеркиваем красным карандашом)

     р – [р] – согл., зв., тв., непарн.

(подчеркиваем синим карандашом)

     о – [а] – гласн., безуд.

(подчеркиваем красным карандашом)

У: В русском языке, при записи слов мы записываем  и согласные, и гласные, но есть языки, например, египетский и еврейский, в которых пишутся только согласные.

Слайд 4 .

Пример представлен на слайде.

Как вы думаете, какое слово написано?

Д: Дневник

У: Верно. Есть слова, в которых легко догадаться, какие буквы нужно вставить. А как бы мы записали слово «дневник», если бы были только гласные?

Д: ..е..и.

У: Очень трудно догадаться, какое именно слово здесь спрятано.

Вот сейчас на уроке мы будем отгадывать слова, которые записано только согласными или только гласными.

Откройте упражнение №50 на странице 43. Прочитайте задание.

Кто отгадал первое слово?

Запишем отгаданные слова. Давайте в первых трех словах подчеркнем гласные красным карандашом, а в остальных – согласные синим карандашом.

Если кто-то затрудняется, то поищите подходящие слова среди представленных в упражнении.

У: А теперь мы поиграем. Один человек выходит к доске, загадывает про себя слово и записывает только согласные этого слова. (Потом мы записываем только гласные). А вы у себя в тетради запишите полученное слово.

У: Как вы думаете, какие слова легче отгадывать: те, которые написаны согласными, или те, которые записаны только гласными? Почему?

Задает вопросы и дает задание, которое выполняет вместе с детьми.

Вместе с детьми выполняет фонетический анализ слова

Выполняет  вместе с детьми упражнение №50

Задаю вопрос.

Отвечают на вопросы

Выполняют фонетический анализ слова.

1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Выполняют  упражнение №50.

По очереди выходят к доске

4 ученика загадывают слова и пишут на доске, остальные угадывают их.

Отвечают на вопрос учителя

Познавательные: умение воспринимать информацию по теме.

Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы.

Регулятивные: самостоятельная работа.

Физкультминутка

(2 мин)

Давайте немного отдохнем. Проведем физкультминутку. Встаем со своих мест и танцуем вместе с Фиксиками.

Включает видео с физминуткой

Делают физкультминутку

Продолжение работы по теме урока (12 мин)

У: Продолжаем нашу работу.

Слайд 6.

Посмотрите на слайд. Подумайте, какую гласную нужно вставить, чтобы можно прочитать слова сверху вниз и слева направо? Запишите полученные слова в тетради.

Я приглашаю к доске одного человека. Я буду читать слово, вы его записываете. В этом слове «спряталось» еще одно слово, ваша задача найти это слово и записать его. Подчеркните в них буквы, которые обозначают согласные звуки.

(Слова: уточка, столб, зубр, щель, полк, удочка)

У: Следующее задание.

Слайд 7.

На слайде представлены буквы. Из этих букв вы должны составить слово и записать их.

о,р,у,к - урок

и,р,а,г - игра

о,н,к,о - окно

а,р,у,к - рука

т,а,л,п,и - лапти

к,а,л,о,ж  - ложка

Давайте проверим, какие слова у вас получились.

У: А теперь поработаем с текстом.

Слайд 8.

Посмотрите на слайд. Послушайте стихотворение.

Сказочный, волшебный дом.

Азбука – хозяйка в нём.

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

У: Как вы думаете, какой бувенный народ живет в волшебном доме?

Д: Согласные и гласные.

У: Давайте спишем две строчки из стихотворения. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

Спешите оставшиеся строчки и подчеркните буквы, обозначающиеся гласные звуки.

Дает упражнение и помогает детям выполнить его.

Читает стихотворение. Задает вопросы

Выполняют упражнение

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Коммуникативные:

умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы.

Регулятивные: самостоятельная работа.

Итог урока

(2 мин)

У: Итак, что мы с вами сегодня повторяли?

Д: Гласные и согласные звуки.

У: Чем отличаются гласные и согласные звуки?

Д: Гласные тянутся, не ворчат, поют, у них нет преграды. У согласных есть преграда, они шелестят, шепчутся, скрипят, не поют.

У: Чем отличаются звуки от букв?

Д: Буквы мы записываем и читаем, а звуки мы слышим и произносим.

Проводит итог,

задаёт вопросы ученикам.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные:

умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы.

Рефлексия

(3 мин)

Слайд 9.

У: Оцените свою работу на уроке.

Всё понятно, со всем справился – зелёная карточка.

Понятно, но не всё, не всё сделал – жёлтая.

Всё было трудно, непонятно – красная.

Организует анализ работы детей на уроке.

Проводят самоанализ работы на уроке

Регулятивные: умение анализировать собственную деятельность

Коммуникативные:

умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы;

.

Орг. конец

(1 мин)

Слайд 10.

У: Наш урок подошел к концу. Спасибо всем за работу. Давайте попрощаемся! До свидания!

Благодарит за работу на уроке, прощается с учениками.

Прощаются с учителем.

Регулятивные: умение организовать свою деятельность, убрать своё рабочее место.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку Русского языка во 2 классе. Тема: Гласные и согласные звуки Презентацию подготовила: Софроний А.И., учитель начальных классов ГБОУ гимназии №631

Слайд 2

Словарная работа О дн á жды Вдру г Ск ó р о

Слайд 3

Тема урока: Гласные и согласные звуки Повторение

Слайд 4

ДН . ВН . К ДН Е ВН И К .. Е .. И .

Слайд 5

Физкультминутка

Слайд 6

Какая гласная пропущена ? С Д . М Н С Н . С Н К Т . К М З Д . Б Б О О У ы

Слайд 7

4) а,р,у,к 5) т,а,л,п,и 6) к,а,л,о,ж Составьте слова из букв 1) о,р,у,к 2) и,р,а,г 3) о,н,к,о урок игра окно рука лапти ложка

Слайд 8

Сказочный, волшебный дом. Азбука – хозяйка в нём. Дружно в доме том живет Славный буквенный народ.

Слайд 9

Оцени себя

Слайд 10

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

урок русского языка 2 класс перспектива . Тема Согласный звук [й’], буква «и краткое».

Конспект урока составлен с учётом требований ФГОС, указаны формируемые УУД на каждом этапе урока....

Урок русского языка 2 класс "Обозначение мягкости согласных звуков на письме"

Урок русского языка "Обозначение мягкости согласных звуков на письме"...

Методическая разработка урока русского языка "Написание слов с непроизносимыми согласными"

Интегрированный урок "русский язык + марийский язык + английский язык". Материал урока направлен на развитие речи учащихся...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России «Согласный звук [Й] и буква Й краткое»

Цель урока:  Познакомить  учащихся с особенностями согласного звука [Й’]...

Методическая разработка по русскому языку "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"" 2 класс

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"...