Методическая разработка по русскому языку во 2 классе. Тема "Гласные и согласные звуки"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Конспект урока и презентация по русскому языку во 2 классе. Тема "Гласные и согласные звуки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 40.31 КБ |
Презентация | 343.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Выполнено: Софроний А.И.
Предмет: русский язык
Тема урока: «Гласные и согласные звуки»
Класс: 2
Цель: повторение гласных и согласных звуков.
Задачи:
- Обучающие:
- Создать условия для закреплений знаний о согласных и гласных звуках;
- Развивающие:
- Развивать грамотную устную речь;
- Развивать внимательность;
- Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к предмету;
- Воспитывать уважение к родному языку.
Литература: учебник «Русский язык» 2 класс (1 часть), автор: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; дидактический материал по русскому языку для учащихся малокомплектной школы, 1-2 класс, В.П. Канакина; методическая книга «Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы» Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В.
Оборудование:
Для учителя: учебник, презентация.
Для учащихся: рабочая тетрадь, учебник.
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Орг. момент (1 мин) | Слайд 1 У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аурика Игоревна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Убедитесь, что у всех на партах есть учебник, тетрадь, пенал. Садитесь, пожалуйста. | Приветствует детей, проверяет готовность детей к уроку. | Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя кивком. | Личностные: развивается роль ученика. Регулятивные: умение организовать своё рабочее пространство и подобрать необходимые материалы. |
Словарная работа (7 мин) | У: Откройте тетради, пропустите две строчки, напишите число, «Классная работа». В начале урока мы с вами выучим правописание новых словарных слов. Слайд 2 (Слово «однажды») Прочитайте первое слово. Составьте словосочетание или предложение с этим словом. Какую безударную гласную нужно запомнить? Д: О. У: Мы слышим звук [а], но пишем в слове букву О, потому что оно образовано от слова «один» - один раз. Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму – букву О. Слайд 2 (Слово «вдруг») У: Прочитайте следующее слово. Какой звук мы слышим в конце слова? Д: Звук [к] У: А какую букву мы должны писать? Д: Букву Г. У: Мы пишем в конце букву Г, и это нужно запомнить. Устно составьте предложение с этим словом. Запишите слово через запятую, подчеркните орфограмму. Слайд 2 (Слово «скоро») У: Прочитайте следующее слово. Устно составьте предложение с этим словом. А какую букву мы должны запомнить при написании этого слова? Д: Букву О У: Мы пишим в конце букву О, и это нужно запомнить. Запишите слово, подчеркните орфограмму, поставьте ударение. | Выполняет с детьми словарную работу | Выполняют словарную работы, составляют предложения с новыми словами, запоминают написание новых слов. | Познавательные: умение воспринимать информацию. Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы, составлять предложения. |
Самоопределение к деятельности (7 мин) | У: Итак, что мы с вами записали? Д: Слова. У: Вспомните из чего состоят слова? Д: Из букв. У: А что обозначают буквы? Д: Звуки У: На какие две группы можно разделить все звуки в словах? Д: Гласные и согласные. У: Назовите первое слово и назовите гласные звуки в этом слове Д: [а], [а], [ы]. У: Назовите согласные звуки. Д: [д], [н], [ж], [д] У: Чем отличаются гласные от согласных? Откройте учебник на странице 42 и найдите упражнение № 49. Давайте прочитаем стихотворение Берестова. Что говорит поэт о гласных и согласных? Прочитаем первое стихотворение. Что могут гласные? В чем их особенность? Д: Тянутся, не ворчат, нет преграды. У: Назовите какие вы знаете гласные звуки. Д: [а], [о], [у], [ы], [и], [э] У: Прочитаем второе стихотворение. В чем особенность согласных? Д: Есть преграда, они шелестят, шепчутся, скрипят, не поют. У: Прочитаем третье стихотворение. Какими гласными можно передать вой ветра? Плач ребенка? Какие согласные передают тарахтение мотора, шуршание листьев, жужжание шмеля и шипение змеи? У: Скажите, что мы будем повторять на уроке? Д: Гласные и согласные звуки. Слайд 3. | Задает вопросы. Выполняет вместе с детьми упр. № 49. | Слушают учителя и отвечают на его вопросы. Читают стихотворения и отвечают на вопросы | Регулятивные: умение формулировать тему и цель урока. Познавательные: умение применять полученные знания; умение работать с текстом. Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы. |
Работа по теме урока (10 мин) | У: Чем на письме мы обозначаем звуки? Д: Буквами. У: Чем отличаются звуки от букв? Д: Буквы мы записываем и читаем, а звуки мы слышим и произносим. Давайте повторим правило. (Если дети не помнят, подсказка на стр. 37) У: А теперь проведем фонетический анализ. Один ученик пойдет к доске, а остальные пишут в тетради. Возьмем наше словарное слово – «Скоро». Запишите еще раз это слово. Поставим ударение. На какой слог падает ударение? Д: На первый слог У: Сколько слогов в этом слове? Д: Два слога У: Разделим слоги вертикальной чертой, ставим тире и записываем колличество слогов. Сколько букв в этом слове? Д: 5 букв У: А сколько звуков? Д: 5 звуков У: Записываем. А теперь проговорим характиристику каждого звука. Д: с – [с] – согл., глух., тв., парн. (подчеркиваем синим карандашом) к – [к] – согл., глух., тв., парн. (подчеркиваем синим карандашом) о – [о] – гласн., ударн. (подчеркиваем красным карандашом) р – [р] – согл., зв., тв., непарн. (подчеркиваем синим карандашом) о – [а] – гласн., безуд. (подчеркиваем красным карандашом) У: В русском языке, при записи слов мы записываем и согласные, и гласные, но есть языки, например, египетский и еврейский, в которых пишутся только согласные. Слайд 4 . Пример представлен на слайде. Как вы думаете, какое слово написано? Д: Дневник У: Верно. Есть слова, в которых легко догадаться, какие буквы нужно вставить. А как бы мы записали слово «дневник», если бы были только гласные? Д: ..е..и. У: Очень трудно догадаться, какое именно слово здесь спрятано. Вот сейчас на уроке мы будем отгадывать слова, которые записано только согласными или только гласными. Откройте упражнение №50 на странице 43. Прочитайте задание. Кто отгадал первое слово? Запишем отгаданные слова. Давайте в первых трех словах подчеркнем гласные красным карандашом, а в остальных – согласные синим карандашом. Если кто-то затрудняется, то поищите подходящие слова среди представленных в упражнении. У: А теперь мы поиграем. Один человек выходит к доске, загадывает про себя слово и записывает только согласные этого слова. (Потом мы записываем только гласные). А вы у себя в тетради запишите полученное слово. У: Как вы думаете, какие слова легче отгадывать: те, которые написаны согласными, или те, которые записаны только гласными? Почему? | Задает вопросы и дает задание, которое выполняет вместе с детьми. Вместе с детьми выполняет фонетический анализ слова Выполняет вместе с детьми упражнение №50 Задаю вопрос. | Отвечают на вопросы Выполняют фонетический анализ слова. 1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях. Выполняют упражнение №50. По очереди выходят к доске 4 ученика загадывают слова и пишут на доске, остальные угадывают их. Отвечают на вопрос учителя | Познавательные: умение воспринимать информацию по теме. Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы. Регулятивные: самостоятельная работа. |
Физкультминутка (2 мин) | Давайте немного отдохнем. Проведем физкультминутку. Встаем со своих мест и танцуем вместе с Фиксиками. | Включает видео с физминуткой | Делают физкультминутку | |
Продолжение работы по теме урока (12 мин) | У: Продолжаем нашу работу. Слайд 6. Посмотрите на слайд. Подумайте, какую гласную нужно вставить, чтобы можно прочитать слова сверху вниз и слева направо? Запишите полученные слова в тетради. Я приглашаю к доске одного человека. Я буду читать слово, вы его записываете. В этом слове «спряталось» еще одно слово, ваша задача найти это слово и записать его. Подчеркните в них буквы, которые обозначают согласные звуки. (Слова: уточка, столб, зубр, щель, полк, удочка) У: Следующее задание. Слайд 7. На слайде представлены буквы. Из этих букв вы должны составить слово и записать их. о,р,у,к - урок и,р,а,г - игра о,н,к,о - окно а,р,у,к - рука т,а,л,п,и - лапти к,а,л,о,ж - ложка Давайте проверим, какие слова у вас получились. У: А теперь поработаем с текстом. Слайд 8. Посмотрите на слайд. Послушайте стихотворение. Сказочный, волшебный дом. Азбука – хозяйка в нём. Дружно в доме том живет Славный буквенный народ. У: Как вы думаете, какой бувенный народ живет в волшебном доме? Д: Согласные и гласные. У: Давайте спишем две строчки из стихотворения. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки. Спешите оставшиеся строчки и подчеркните буквы, обозначающиеся гласные звуки. | Дает упражнение и помогает детям выполнить его. Читает стихотворение. Задает вопросы | Выполняют упражнение Отвечают на вопросы, выполняют задание. | Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы. Регулятивные: самостоятельная работа. |
Итог урока (2 мин) | У: Итак, что мы с вами сегодня повторяли? Д: Гласные и согласные звуки. У: Чем отличаются гласные и согласные звуки? Д: Гласные тянутся, не ворчат, поют, у них нет преграды. У согласных есть преграда, они шелестят, шепчутся, скрипят, не поют. У: Чем отличаются звуки от букв? Д: Буквы мы записываем и читаем, а звуки мы слышим и произносим. | Проводит итог, задаёт вопросы ученикам. | Отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы. |
Рефлексия (3 мин) | Слайд 9. У: Оцените свою работу на уроке. Всё понятно, со всем справился – зелёная карточка. Понятно, но не всё, не всё сделал – жёлтая. Всё было трудно, непонятно – красная. | Организует анализ работы детей на уроке. | Проводят самоанализ работы на уроке | Регулятивные: умение анализировать собственную деятельность Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы; . |
Орг. конец (1 мин) | Слайд 10. У: Наш урок подошел к концу. Спасибо всем за работу. Давайте попрощаемся! До свидания! | Благодарит за работу на уроке, прощается с учениками. | Прощаются с учителем. | Регулятивные: умение организовать свою деятельность, убрать своё рабочее место. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная работа О дн á жды Вдру г Ск ó р о
Тема урока: Гласные и согласные звуки Повторение
ДН . ВН . К ДН Е ВН И К .. Е .. И .
Физкультминутка
Какая гласная пропущена ? С Д . М Н С Н . С Н К Т . К М З Д . Б Б О О У ы
4) а,р,у,к 5) т,а,л,п,и 6) к,а,л,о,ж Составьте слова из букв 1) о,р,у,к 2) и,р,а,г 3) о,н,к,о урок игра окно рука лапти ложка
Сказочный, волшебный дом. Азбука – хозяйка в нём. Дружно в доме том живет Славный буквенный народ.
Оцени себя
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
урок русского языка 2 класс перспектива . Тема Согласный звук [й’], буква «и краткое».
Конспект урока составлен с учётом требований ФГОС, указаны формируемые УУД на каждом этапе урока....
Урок русского языка 2 класс "Обозначение мягкости согласных звуков на письме"
Урок русского языка "Обозначение мягкости согласных звуков на письме"...
Методическая разработка урока русского языка "Написание слов с непроизносимыми согласными"
Интегрированный урок "русский язык + марийский язык + английский язык". Материал урока направлен на развитие речи учащихся...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России «Согласный звук [Й] и буква Й краткое»
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями согласного звука [Й’]...
Методическая разработка по русскому языку "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"" 2 класс
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"...