"Изменение имен прилагательных по родам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
1 | Тип урока: | открытия новых знаний |
2 | Класс: | 2 «в» |
3 | Тема: | «Изменение имен прилагательных по родам» |
4 | Образовательная программа, автор: | УМК «РО система Занкова», Полякова А. В |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе: | № 1 в теме «Изменение имен прилагательных по родам» |
6 | Цели урока: | Содержательная цель: познакомить со способом определения рода имен прилагательных, их родовых окончаний. Деятельностная цель: определять род имен прилагательных, их родовые окончаний. |
7 | Планируемые результаты: | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации, на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам определения рода имен прилагательных, их родовых окончаний; способность к оценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; строить речевое высказывание в устной и письменной форме;устанавливать причинно-следственные связи; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания , учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; Предметные: определять род имен прилагательных, их родовые окончания. |
8 | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке: | Основной дидактический метод: словесный, практический, наглядный Частные методы и приемы: языковой разбор |
9 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования: | системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии |
10 | Описание методов оценивания, применяемых на уроке | оценка учителя, самоооценка, взаимооценка |
11 | Средства | Учебник, мультимедиа презентация |
Ход урока | |||||
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание, время этапа | ||
Этап мотивации (самоопределения) и корректной деятельности. | 1) - Здравствуйте! 2) –Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу… 3) – Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня!. | - Здравствуйте! | |||
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | 1) - У меня есть для вас небольшая загадка: Кто в лесу без топоров Строит избу без углов? (Птицы) Перед вами слова: ястре…, голу…ь, лебе…ь, дроз….
. . | - Парные согласные на конце слов. - Подбирают проверочные слова. - Эти слова являются именами существительными. - Имена существительные – обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что? | |||
2) Работа по вариантам: 1 вариант пишет - букву б, 2 вариант - букву д. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою - Ручку я вот так держу Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь | |||||
3) - Замените фразу одним словом и напишите его в нужный столбик в соответствии с родом (м.р., ж.р, с.р.).
- Что можно сказать о слове «ключ»? - Какое еще значение есть у слова ключ | - Яблоко - Ключ - Ночь - Оно многозначное. - Ключ – инструмент для ремонта машины, крана. | ФОТО | |||
-Какое слово относится к м.р., ж.р.,с.р.? Почему? - Как узнать род существительных? | - Подставлять слова: «он», «мой», «этот» - м. р.; «она», «моя», «эта» - ж. р.; «оно», «мой», «это» - ср. р. | ||||
- Какую букву написали на конце слова «ключ»? - Нужен ли после буквы ч мягкий знак? Почему? | - На конце существительных мужского рода после шипящих не пишется мягкий знак. | ||||
- Какую букву написали на конце слова «ночь»? Почему? | - На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. | ||||
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд. Вы видите четыре слова: Глухарь Синица Быстрый Утка - Назовите «лишнее» слово. - Что общего у оставшихся слов? Докажите. | - Быстрый - Это имена существительные. Они отвечают на вопросы кто? и обозначают предмет. | ||||
- А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово быстрый - Как думаете, какая это часть речи? | - Имя прилагательное | ||||
Для того чтобы вы вспомнили сведения об имени прилагательном, я предлагаю игру «Верно, неверно». При согласии с утверждением вы ставите на листочке +, а если не согласны : -
Самопроверка – таблица. | |||||
Этап выявления места и причины затруднения | На слайде сделана запись: Лес большая зимняя Дорога большое зимнее Озеро большой зимний - Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их как часть речи. - Какого рода данные имена существительные? - Подберите к существительному лес соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос? - Подберите к существительному дорога соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. - Сделайте такую же работу в отношении существительного озеро. - Определите род прилагательных большая зимняя. - Определите род прилагательных большое зимнее. - На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода? - Назовите вопрос и окончания имен прилагательных женского рода. - На какой вопрос и какие окончания имеет средний род? |
- В левом столбике написаны имена существительные. Они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. - В правом столбике написаны имена прилагательные. Они отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают признак предмета. - Существительное лес мужского рода, существительное дорога, женского рода, существительное озеро среднего рода. - Лес какой? большой зимний суровый - Дорога какая? Большая зимняя. - Прилагательные большая зимняя женского рода, что они связаны с существительным женского рода. - Прилагательные большое зимнее среднего рода, так как они относятся к существительному среднего рода озеро. - Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания –ой, -ий, -ый. - Имена прилагательные отвечают на вопрос какая? И имею окончания –ая, -яя. - Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? И имеют окончания –ое, - ее. | |||
Этап построения проекта выхода из затруднений | - Определите тему урока. - Чему мы будем учиться на уроке? Определите цель урока. - Что мы должны сделать, чтобы научиться определять род имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных? | - Изменение имен прилагательных по родам - Мы должны будем научится изменять имена прилагательные по родам и правильно писать родовые окончания. - | |||
Этап реализации построенного проекта |
| Например, молодой сад. Существительное «сад» - мужского рода. Сад (какой?) – молодой. Окончание -ое | |||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Сформулируй вывод по следующему плану: 1. Как изменяется имя прилагательное? 2. Как определяется род имени прилагательного? 3. На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода? 4. На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные женского рода? 5. На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные среднего рода? | - Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связанно. Какого рода имя существительное, такого же рода имя прилагательное. Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания –ой, -ий, -ый. - Имена прилагательные отвечают на вопрос какая? И имею окончания –ая, -яя. - Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? И имеют окончания –ое, - ее. | |||
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова: …белый, а уголь… …большой, а мышка… …квадратное, а кольцо… Самопроверка. | ||||
Этап включения в систему знаний и повторения | - Этот текст описывает картину К.Ф. Юона «Мартовское солнце». Прочитаем его. На картине изображена _____________ весна. ___________ солнце освещает деревню. По __________ небу плывут __________облака. ______________ берёзы и _____________ тополя тянут свои ветви к ____________ небу. Радуются _________ солнцу и теплу люди и животные. Весело бегут лошади по __________ дорожке. Резвится ___________ жеребёнок. Все почувствовали наступление ___________ весны. - Вставьте пропущенные слова, которые написаны на слайде. | ||||
Этап рефлексии УД на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Изменение имен прилагательных по родам".
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Изменение имен прилагательных по родам"....
Изменение имен прилагательных по родам
Презентация к уроку "Изменение имен прилагательных по родам" в 3 классе """ ...
Изменение имен прилагательных по родам
Урок русского языка в 3 классе. Программа: "ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ"....
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
Изменение имен прилагательных по родам.
Конспект урока по русскому языку 3 класс по программе "Школа России". Урок по учебнику Рамзаевой Т.Г. Урок - ознакомление с новым материалом....
русский язык, 3 класс "Изменение имен прилагательных по родам"
конспект урока УМК "Планета Знаний" на тему "Изменение имён прилагательных по родам"...
презентация к уроку по теме "Изменение имен прилагательных по родам и числам. Прилагательные синонимы и антонимы."
Данная презентация поможет познакомить с изменением имён прилагательных по родам и числам; поможет развитию умения определять род и число прилагательных; углубить представлени...