"Изменение имен прилагательных по родам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Доржиева Жаргалма Сырен-Доржеевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_imen_prilagatelnyh_po_rodam.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

1

Тип урока:

открытия новых знаний

2

Класс:

2 «в»

3

Тема:

«Изменение имен прилагательных по родам»

4

Образовательная программа, автор:

УМК «РО система Занкова», Полякова А. В

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе:

№ 1 в теме «Изменение имен прилагательных по родам»

6

Цели урока:

Содержательная цель: познакомить со способом  определения рода имен прилагательных, их родовых окончаний.

Деятельностная цель: определять род имен прилагательных, их родовые окончаний.

7

Планируемые результаты:

Личностные:  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации, на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам определения рода имен прилагательных, их родовых окончаний;

способность к оценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; строить речевое высказывание в устной и письменной форме;устанавливать причинно-следственные связи; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания , учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;  

Предметные: определять род имен прилагательных, их родовые окончания.

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке:

Основной дидактический метод: словесный, практический, наглядный

Частные методы и приемы:  языковой разбор

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования:

системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии

10

Описание методов оценивания, применяемых на уроке

оценка учителя, самоооценка, взаимооценка

11

Средства

Учебник, мультимедиа презентация


Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание, время этапа

Этап мотивации (самоопределения) и корректной деятельности.

1) - Здравствуйте!

2) –Ты улыбкой, как солнышком, брызни,  

 Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу…

3) – Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня!.

- Здравствуйте!

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

1) - У меня есть для вас небольшая загадка:

Кто в лесу без топоров

Строит избу без углов? (Птицы)

Перед вами слова: ястре…, голу…ь, лебе…ь, дроз….

  • Какие буквы пропущены в словах?

  • Объясните,  как их надо написать и почему?
  • Какой частью речи являются эти слова?

  • Что обозначают имена существительные?

.

.

 - Парные согласные на конце слов.

 - Подбирают проверочные слова.

 - Эти слова являются именами существительными.

 - Имена существительные – обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?

2) Работа по вариантам: 1 вариант пишет - букву б, 2 вариант - букву д.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою -

Ручку я вот так держу

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь

3) - Замените фразу одним словом и напишите его в нужный столбик в соответствии с родом (м.р., ж.р, с.р.).

  1. Плод, который созревает на яблоне.
  2. Бьющий из земли источник, родник. Или: предмет, которым открывают дверь.
  3. Часть суток с вечера до утра.

- Что можно сказать о слове «ключ»?

 - Какое еще значение есть у слова ключ

 - Яблоко

 - Ключ

 - Ночь

- Оно многозначное.

 - Ключ – инструмент для ремонта машины, крана.

ФОТО

 -Какое слово относится к м.р., ж.р.,с.р.? Почему?

 - Как узнать род существительных?

- Подставлять слова: «он», «мой», «этот» - м. р.; «она», «моя», «эта» - ж. р.; «оно», «мой», «это» - ср. р.

- Какую букву написали на конце слова «ключ»?

 - Нужен ли после буквы ч мягкий знак? Почему?

- На конце существительных мужского рода после шипящих не пишется мягкий знак.

   - Какую букву написали на конце слова «ночь»? Почему?

- На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.

 - Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд. Вы видите четыре слова:

Глухарь

Синица

Быстрый

Утка

 - Назовите «лишнее» слово.

 - Что общего у оставшихся слов? Докажите.

 - Быстрый

 - Это имена существительные. Они отвечают на вопросы кто? и обозначают предмет.

 - А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово быстрый

 - Как думаете, какая это часть речи?

- Имя прилагательное

Для того чтобы вы вспомнили сведения  об имени прилагательном,  я предлагаю игру  «Верно, неверно». При согласии с утверждением вы ставите на листочке +, а если не согласны : -

  1. Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы  какой? какая? какое? Обозначает признаки предмета?
  2. Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными?
  3. Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека?
  4. Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкий, прохладный – это имена прилагательные?
  5. Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными?

Самопроверка – таблица.

Этап выявления места и причины затруднения

 На слайде сделана запись:

Лес            большая зимняя

Дорога      большое зимнее

Озеро       большой зимний

 - Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их как часть речи.

 - Какого рода данные имена существительные?

 - Подберите к существительному лес соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос?

 - Подберите к существительному дорога соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос.

 - Сделайте такую же работу в отношении существительного озеро.

 - Определите род прилагательных большая зимняя.

 - Определите род прилагательных большое зимнее.

 - На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода?

 - Назовите вопрос и окончания имен прилагательных женского рода.

 - На какой вопрос и какие окончания имеет средний род?

 

 

 - В левом столбике написаны имена существительные. Они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет.

- В правом столбике написаны имена прилагательные. Они отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают признак предмета.

 - Существительное лес мужского рода, существительное дорога, женского рода, существительное озеро среднего рода.

 - Лес какой? большой зимний суровый

 - Дорога какая? Большая зимняя.

 - Прилагательные большая зимняя женского рода, что они связаны с существительным женского рода.

 - Прилагательные большое зимнее среднего рода, так как они относятся к существительному среднего рода озеро.

 - Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания –ой, -ий, -ый.

 - Имена прилагательные отвечают на вопрос какая? И имею окончания –ая, -яя.

 - Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? И имеют окончания –ое, - ее.

Этап построения проекта выхода из затруднений

- Определите тему урока.

- Чему мы будем учиться на уроке? Определите цель урока.

- Что мы должны сделать, чтобы научиться определять род имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных?

 - Изменение имен прилагательных по родам

 - Мы должны будем научится изменять имена прилагательные по родам и правильно писать родовые окончания.

 -

Этап реализации построенного проекта

  1. - Откройте учебник на странице 42. Прочитайте тему урока. На какой вопрос мы должны ответить?
  2. Упр.87 – комментированное выполнение
  3. Работа с правилом. Прочитайте правило. Сформулируйте вопросы по правилу.
  4. Какой еще вопрос ставит перед нами учебник?
  5. Упр.88 – самостоятельно. Самопроверка по слайду.

Например, молодой сад. Существительное «сад» - мужского рода. Сад (какой?) – молодой. Окончание -ое

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Сформулируй вывод по следующему плану:

1. Как изменяется имя прилагательное?

2. Как определяется род имени прилагательного?

3. На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода?

4. На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные женского рода?

5. На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные среднего рода?

 - Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связанно. Какого рода имя существительное, такого же рода имя прилагательное. Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания –ой, -ий, -ый.

 - Имена прилагательные отвечают на вопрос какая? И имею окончания –ая, -яя.

 - Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? И имеют окончания –ое, - ее.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

 Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова:

…белый, а уголь…

…большой, а мышка…

…квадратное, а кольцо…

Самопроверка.

Этап включения в систему знаний и повторения

 - Этот текст описывает картину К.Ф. Юона «Мартовское солнце». Прочитаем его.

На картине изображена _____________ весна.   ___________ солнце освещает деревню. По __________ небу плывут __________облака. ______________ берёзы и _____________ тополя тянут свои ветви к ____________ небу. Радуются _________ солнцу и теплу люди и животные. Весело бегут лошади по __________ дорожке.

Резвится ___________ жеребёнок. Все почувствовали наступление ___________ весны.

 - Вставьте пропущенные слова, которые написаны на слайде.

Этап рефлексии УД на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Изменение имен прилагательных по родам".

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Изменение имен прилагательных по родам"....

Изменение имен прилагательных по родам

Презентация  к  уроку  "Изменение  имен  прилагательных  по  родам"  в  3  классе """ ...

Изменение имен прилагательных по родам

Урок русского языка в 3 классе. Программа: "ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ"....

Изменение имен прилагательных по родам.

Конспект урока по русскому языку 3 класс по программе "Школа России". Урок по учебнику Рамзаевой Т.Г. Урок - ознакомление с новым материалом....

русский язык, 3 класс "Изменение имен прилагательных по родам"

конспект урока УМК "Планета Знаний" на тему "Изменение имён прилагательных по родам"...

презентация к уроку по теме "Изменение имен прилагательных по родам и числам. Прилагательные синонимы и антонимы."

Данная презентация поможет познакомить с изменением имён   прилагательных по родам и числам;  поможет развитию умения определять род и число прилагательных;  углубить представлени...