Конспект урока по русскому языку, тема: «Приставка», 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Класс: 3
УМК: «Школа России»
Тема :Приставка.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: познакомить учащихся со словообразовательной ролью приставок
Задачи:
Образовательные: формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова;
продолжать формировать умение определять однокоренные слова, находить в слове корень;
Коррекционно- развивающие:
способствовать развитию связной устной речи, зрительного и слухового внимания, логического мышления;
обеспечивать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности.
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений).
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой
сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, воспитывать интерес к учебе, родному языку;
Формируемые УУД:
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация к учебной деятельности; проявление самостоятельности, личной ответственности; навыки сотрудничества со сверстниками и с взрослыми.
Регулятивные:
умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; делать прогностическую оценку; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; прогнозировать результат и уровень усвоения знаний.
Коммуникативные:
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; планировать учебное сотрудничество; взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.
Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение формулировать познавательную цель; осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выделять необходимую информацию; сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Планируемые результаты.
Предметные:
учащиеся научатся находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки; понимают суть понятия однокоренные слова; умеют находить в слове корень и окончание.
Метапредметные:
учащиеся ставят и принимают учебную задачу; планируют свою деятельность; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимают активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства, допускают существование различных точек зрения, приходят к общему решению; прогнозируют оценку своих возможностей, способны к саморегуляции и самооценке.
Личностные:
учащиеся овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; развивают внимание, мышление, навыки коммуникации; способны проявлять самостоятельность и ответственность.
Основные понятия: приставка, корень, окончание, однокоренные слова
Ресурсы урока: учебник «Русский язык», 3 класс, часть 1, авторы Канакина В.П, Горецкий В.Г; рабочая тетрадь, раздаточный материал, листы самооценки, ММ – проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.
Организация работы: частично-поисковая деятельность; фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Время | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие. | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | 1 мин. |
Актуализация знаний | Минутка чистописания (фронтально) | Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений. | Записывают число. Самостоятельно выполняют письмо по образцу | 2 мин. |
Словарный диктант (фронтально) | Диктует слова, контролирует написание и объяснение орфограмм Ракета, погода, береза, картофель, желтый, шёл, огород. | Выполняют письмо под диктовку (один ученик у доски, один – комментирует правильность написания), подчеркивают орфограммы. | 5 мин. | |
Учебный диалог. (фронтально) | Какую большую тему мы изучаем на уроках русского языка? Назовите части слова, с которыми мы уже познакомились. Без какой части слово не может существовать? Что такое корень? Как найти корень? Что нужно сделать? Прочитайте предложения на доске. Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень. Скоро начнётся футбольный матч. На игру приедут юные футболисты. Футбол – это игра сильных. Проверка. Оцените свою работу. Какие были затруднения? | Состав слова. Корень слова и окончание. Без корня. Это общая часть родственных слов. Надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Выписывают слова: футбольный, футболисты, футбол. Выделяют общий корень. Самооценивание на листах самооценки. | 7 минут | |
Постановка учебной задачи | Формулирование темы и целей урока (фронтально) | 1. Знакомство с приставкой. На доске записаны слова: ход, приход, поход, выход, переход, вход. Прочитайте слова. Можно ли назвать их однокоренными? Докажите, что это однокоренные родственные слова. Спишите. Выделите корень. Как образовались однокоренные слова? А что за часть слова стоит вначале? Можете ли вы ее выделить? Какую учебную задачу поставим перед собой на сегодняшний урок? | Читают слова. Ответы детей. Записывают слова в тетрадь, выделяют корень. Выполняют задание. Размышляют. (Однокоренные слова образовались при помощи части слова, которая стоит перед корнем.) Мы не знаем этого. Формулируют тему и образовательные цели урока: Узнать, как называется часть слова перед корнем. Научиться, как находить в слове приставку. | 7 мин. |
Открытие новых знаний | Работа с учебником. Сверка с образцом (учебник, с.84). | А как вы можете узнать, как называется часть слова перед корнем? – Послушайте стихотворение: Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. Ведь при помощи приставки Образуются слова. – Как же называется часть слова, которая стоит перед корнем? Откройте учебник, проверьте. - Как вы думаете, почему она так называется? - Каким значком будем обозначать эту часть слова? Выделите приставку в записанных словах. – Что меняется в слове с изменением приставки? – Сделайте вывод, что вы знаете о приставке. | Предположения детей (Из учебника, из объяснений учителя…) Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставка. Предполагают (От слова «приставлять», приставляется к корню) Прямым уголком. Выделяют приставку в словах. С изменением приставки меняется смысл (значение) слова. При помощи учителя формулируют вывод: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается значком . | 5 мин. |
Динамическая пауза | ||||
Работа с учебником | Откройте учебник на стр.84. Прочитайте правило. | Читают правило. | ||
Применение новых знаний. Закрепление изученного. | Работа по учебнику стр.84-85 | 1. Работа над упражнением 153. Прочитайте задания. Что нужно сделать?. Сравните их. Чем похожи эти слова? Сравните лексическое значение. Объясните , в чем различие этих слов. Выполните письменное задание. Что нужно сделать? Проверка выполнения, самооценка. 2. Работа над упражнением 154. Прочитайте задание. Как пишутся приставки? Найдите приставки, которые пишутся с буквой –о. Прочитайте. Найдите приставки, которые пишутся с буквой –а. Прочитайте. Найдите приставки, которые пишутся с буквой –е. Прочитайте. Выполните письменное задание. Что нужно сделать? Проверка выполнения, самооценка. | Рассмотреть рисунки. Прочитать слова. У них общий корень. Лексическое значение слов разное. Объясняют. Списать слова, выделить в них приставки. Самооценивание на листах самооценки. Читают задание. Приставки пишутся всегда одинаково. Приводят примеры (до-, по- ….) Приводят примеры (за-, на-, над-…) (пред-, пере-..) Читают задание. (Образовать новые глаголы с помощью приставок и записать их, выделить приставки.) Самооценивание на листах самооценки. | 10 мин. |
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? Справились ли мы с ней? Ответили ли на основной вопрос урока? Какие новые знания получили на уроке? Оцените успешность своей работы (сигналки):
| Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Ответы детей. Оценивают работу на уроке. | 2 мин. | |
Информация о домашнем задании. Выставление отметок. | Учитель объясняет выполнение домашнего задания: стр.84 выучить правило; Рабочая тетрадь №110,111 | Внимательно слушают учителя, записывают задание в дневник. | 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку.Тема:"Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях имён существительных". 4 класс
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-
Цели урока: Знакомство с правилом написания приставки с-; Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Состав слова. Приставка и предлог».
Урок с презентацией нацелен на развитие умения у учащихся различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Закрепление знаний о приставке"
Цель данного урока закрепить знания о роли приставки, формировать умение разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Состав слова. Приставка и предлог».
Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.Задачи: - ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;- формирование навыко...
Конспект урока по русскому языку (планирование) 3 класс приставка
Конкспект урока по русскому языку 3 класс, с элементами проблемного обучения.Цель: организация деятельности по изучению и дальнейшему закреплению тему приставка...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме" Приставки и предлоги".
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Приставки и предлоги"....