по теме: «Устойчивые выражения в русском языке с использованием Яндекс. Учебника
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Викулова Елена Вадимовна

Представлен конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

муниципального района  город Нерехта и Нерехтский район

Костромской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ  разработка урока

по теме:  «Устойчивые выражения в русском языке

 с использованием Яндекс. Учебника»

Образовательная система

« Перспективная начальная школа»

Викулова Елена Вадимовна,

учитель начальных классов  МОУ СОШ № 3

МР город Нерехта  и Нерехтский район Костромской области

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: Что такое устойчивые выражения

Тип урока по дидактической цели: урок открытия новых знаний

Цель дидактическая: выработать умение применять знания в схожей и новой ситуации

Цель предметная: формировать умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов и  находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение;

Технология: проблемно-диалогическая

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

УМК «Перспективная начальная школа»

Используемые ресурсы:  учебник «Русский язык» 3 класс ч.1 и ч.2/ М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова – М.: Академкнига, 2018, словарь фразеологизмов, карточки с фразеологизмами, рисунки фразеологизмов

Создать условия для формирования УУД:

Регулятивные

Познавательные  

Коммуникативные

Личностные

Целеполагание (способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно);

планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач;

контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, запоминать и удерживать правило, инструкцию;

коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

самооценка как способность осознать то, что уже усвоено и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Выполнять задания с использованием рисунков, схем;

проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);

строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

использовать таблицы;

обогащение словарного запаса;

использовать научные термины в речи

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

умение договариваться

воспитание чувства товарищества, взаимопомощи

уважение к мнению другого человека

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки - обязательная часть решения любой задачи

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учащихся.

Здравствуйте, ребята!

Улыбнитесь друг другу. Сейчас у нас урок русского языка.

Садитесь, пожалуйста.

Откройте рабочую тетрадь, пропустите 2 строчки. Запишите красиво число.  Классная работа.

 

 Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

Учащиеся записывают число, классная работа

2.Актуализация знаний.

1. Открыть учебник на  стр.122

2. Ребята , прочитай текст на с. 112 учебника до слов «Ты меня неправильно понял»

3.Ответить на вопросы

- Почему Анишит Йокоповне было смешно?

- Можно ли понимать выражение «взять себя в руки» буквально?

4.Знаете ли вы, что оно означает?

Прочитать продолжение текста до слов «В нашем языке»

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

3.Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи).

Активизирую знания учащихся. Создаю проблемную ситуацию.

- Можно ли понимать выражение «взять себя в руки» буквально?

- Знаете ли вы, что оно означает?

Прочитать продолжение текста до слов «В нашем языке»

Подумайте, что означает выражение взять себя в руки

-- В русском языке есть устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмы.

С какими выражениями мы будем сегодня работать?

В помощью какого словаря мы найдем значение того или иного устойчивого выражения?

Вступают в диалог с учителем, выполняя  задание, формулируют тему урока, задачи  урока.

Ребята открывают Фразеологический  словарь и читают определение слова

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Чтение текста с. 112 до конца

- Что такое устойчивое выражение?

- Для чего они нужны в речи?

Почему эти выражения называются устойчивыми?

  • Что такое «фразеологизм»?
  • Откуда пришло слово «фразеологизм» в русский язык?
  • Какую роль выполняют фразеологические обороты в русском языке?

- Мы будем учиться наблюдать за фразеологизмами, определять их значения, использовать в устной и письменной речи

Составляют план достижения цели и определяют средства

5.Реализация построенного проекта.

Предлагаю задания. Наблюдаю за работой учащихся.

Рассмотреть иллюстрацию на

с. 112. Что вы видите?

Прочитайте устойчивое выражение и найдите его значение с помощью словаря.

Открываем учебник часть 2 находим словарь  стр.157

Выполняют задание самостоятельно

6. Динамическая пауза

Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Хитра , как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … ( бык).

Колюч, как … (ёж).

Выполняют движения по заданию учителя

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

1.Упражнение 103

Проверка выполнения задания

Пятёрок  у него в дневнике -  кот наплакал (мало)

Работа со словарём

(стр. 158)

Организую деятельность по применению новых знаний.

 карточки из Яндекс.учебника

Выполняют задание   с проговариванием вслух.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Творческая работа по карточке

Выполнение задания: рассмотреть рисунки, лежащие на столе, подобрать к каждому устойчивое выражение, объяснить его значение.

Самостоятельная творческая работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Работа в парах

9Воспроизведение нового знания. Самоконтроль и самооценка полученного знания

  Что узнали на уроке? На экран  вывожу  ряд незаконченных предложений, которые образуют «экран рефлексии»

  Домашнее задание:

Комментирую и выставляю отметки учащимся за продуктивные задания.                                                              Умение - обобщать, делать собственные выводы. Отмечаю учащихся, которые на этапе актуализация знаний правильно сформулировали тему урока, на этапе первичного закрепления – выполнили безошибочно задания из Яндекс.учебника . Отмечаю группы, которые на этапе открытия нового знания хорошо работали  и  делали выводы.

1) Cегодня я узнал…

 2) Было интересно…

 3) Было трудно…

 4) Я выполнял задания… Возвращаются к плану урока. Отвечают на вопросы. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на

Записывают в дневник домашнее задание  доске. Выставляют  в дневник отметку.

   

Приложение  1. (карточки из Яндекс.учебника)

        

C:\Users\Радуга\Desktop\ФРАЗЕОЛОГ\изображение_viber_2021-03-19_20-58-35.jpg C:\Users\Радуга\Desktop\ФРАЗЕОЛОГ\изображение_viber_2021-03-19_20-58-36.jpg

Приложение  2

        C:\Users\Радуга\Desktop\ФРАЗЕОЛОГ\1.jpgC:\Users\Радуга\Desktop\ФРАЗЕОЛОГ\4.jpgC:\Users\Радуга\Desktop\ФРАЗЕОЛОГ\3.jpg

        

C:\Users\Радуга\Desktop\ФРАЗЕОЛОГ\2.jpgC:\Users\Радуга\Desktop\ФРАЗЕОЛОГ\5.jpg

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме"Устойчивые выражения" 4 класс ПНШ

Данная презентация была составлена к уроку по теме "Устойчивые выражения" 4 класс по программе ПНШ...

Открытый урок русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» в 4 классе по теме: «Устойчивые выражения»

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.Задачи: Учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в реч...

Использование «Яндекс Учебника» в образовательном процессе в период дистанционного обучения.

Яндекс Учебник - программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника...

Использование возможностей цифровой образовательной платформы «Яндекс. Учебник» в современной школе.

За прошедший год на Яндекс.Учебнике появилось много нового материала.Оченьпонравился курс" Витаминки для чтения"Яндекс.Учебник является хорошим помощником при  дистанционном обучении....

Отчёт работы по использовании сервиса Яндекс.Учебник

В данной работе отражен опыт работы по использовании сервиса Яндекс.Учебник в начальной школе...

Информация об использовании платформы Яндекс.Учебник

Выступление на заседании областного Круглого стола...

Использование Яндекс.Учебника в образовательном процессе

В данной работе рассматриваются применениеобразовательной платформы Яндекс.Учебник в образовательномпроцессе....