Рабочая программа по русскому родному языку 2 класс ФГОС, О.М. Александрова
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа №132»
РАССМОТРЕННО на заседании МО
_____________ /О.В. Кононова Руководитель МО
Протокол №______ от «____»___________2021г.
|
СОГЛАСОВАННО Заместитель директора
_____________ /Н.Е. Фильчакова
«_____» ____________2021 г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ г. Омска «СОШ № 132»
_____________ И.A. Мишина
Приказ № ____________ «_____» ____________2021 г.
|
Рабочая программа по
русскому родному языку
на 2021–2022 учебный год
для учащихся 2 класса
(18 часов в год, 1 час в неделю)
Уровень начального общего образования
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
Примерной программы по предмету «Русскому родному языку» и на основе авторской программы под редакцией:
Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю..
в рамках проекта УМК «Школа России»
УМК учебник:
- О.М. Александрова Русский родной язык: 2 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / О.М. Александрова.-М., Просвещение, 2020г.-144с.
Составитель: Мирошкина Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа составлена к предметной линии учебников УМК «Школа России» авторов Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю..
Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекта:
- учебник для общеобразовательных организаций «Русский родной язык», 2 класс, О.А. Александрова и др.М: Просвещение: Учебная литература 2020.-144с.
- Щеголева Г.С. Моя письменная речь: учеб. тетрадь.2 класс/Г.С.Щеголева. – СПб: Специальная Литература.
-Русский родной язык: 2 класс: методическое пособие/ [О.М.Александрова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко и др.; под редакцией О.М.Александровой]. – М.: Учебная литература.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
Учащийся получит возможность для формирования:
представления о своей этнической принадлежности;
развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
положительного отношения к языковой деятельности;
заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащийся научится:
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану;
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные:
Учащийся научится:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебных пособиях (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебных пособиях;
пользоваться словарями и справочным материалом учебных пособий;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя;
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
-научится:
-распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки),
-понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
-использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
-понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
-понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
-осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
-произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
-осознавать смыслоразличительную роль ударения;
-проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
-пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
-пользоваться орфографическим словарем для определения нормативного написания слов.
-различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
-владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
-использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
-использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
-владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
-анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
-отделять главные факты от второстепенных;
-выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
-создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
-создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
2. Содержание учебного предмета, курса
Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов). По одёжке встречают. Ржаной хлебушко калачу дедушка. Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша – кормилица наша. Любишь кататься, люби и саночки возить. Делу время, потехе час. В решете воду не удержишь. Самовар кипит, уходить не велит
Язык в действии (6 часов). Помогает ли ударение различать слова? Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? Как появляются пословицы и фразеологизмы? Как можно объяснить значение слова? Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?
Секреты текста и речи (4 часа). Учимся вести диалог. Составляем развёрнутое толкование значения слова. Устанавливаем связь предложений в тесте. Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1.Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
3.Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п\п
| № урока в разделе | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Примечание |
РУССКИЙ ЯЗЫК (ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ (8 ч.) | |||||
1 | 1 |
| По одёжке встречают… | 1 | с.4-14 |
2 | 2 |
| Ржаной хлебушко калачу дедушка | 1 | с.14-21 |
3 | 3 |
| Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. | 1 | с.21-26 |
4 | 4 |
| Каша – кормилица наша. | 1 | с.26-33 |
5 | 5 |
| Любишь кататься, люби и саночки возить | 1 | с.34-41 |
6 | 6 |
| Делу время, потехе час | 1 | с.41-53 |
7 | 7 |
| В решете воду не удержишь | 1 | с.53-61 |
8 | 8 |
| Самовар кипит, уходить не велит | 1 | с.61-73 |
ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ (6 ч.) | |||||
9 | 1 |
| Помогает ли ударение различать слова? | 1 | с.74-79 |
10 | 2 |
| Для чего нужны синонимы? | 1 | с.80-83 |
11 | 3 |
| Для чего нужны антонимы? | 1 | с.83-86 |
12 | 4 |
| Как появляются пословицы и фразеологизмы? | 1 | с.87-98 |
13 | 5 |
| Как можно объяснить значение слова? | 1 | с.98-103 |
14 | 6 |
| Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | 1 | с.103-107 |
СЕКРЕТЫ РЕЧИ ТЕКСТА (4 ч.) | |||||
15 | 1 |
| Учимся вести диалог | 1 | с.107-115 |
16 | 2 |
| Составляем развёрнутое толкование значения слова | 1 | с.115-121 |
17 | 3 |
| Устанавливаем связь предложений в тесте | 1 | с.121-132 |
18 | 4 |
| Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. | 1 | с.132-141 |
Темы проектов по курсу «Родной (русский) язык»
Исследование слова «Доброта»
Родственные слова в фольклоре.
Великий, могучий русский язык?
Говорить правильно – красиво, престижно!
Грамотным быть - модно!
Диалог и монолог – в чём различия?
Интересные многозначные слова – как не запутаться.
Мини – сборник пословиц «О Родине».
Родственные слова в фольклоре.
Фразеологизмы - неизменные спутники нашей жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа №132»
РАССМОТРЕННО на заседании МО _____________ /О.В. Кононова Руководитель МО Протокол №______ от «____»___________2021г. | СОГЛАСОВАННО Заместитель директора _____________ /Н.Е. Фильчакова «_____» ____________2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ г. Омска «СОШ № 132» _____________ И.A. Мишина Приказ № ____________ «_____» ____________2021 г. |
Рабочая программа по
русскому родному языку
на 2021–2022 учебный год
для учащихся 2 класса
(18 часов в год, 1 час в неделю)
Уровень начального общего образования
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
Примерной программы по предмету «Русскому родному языку» и на основе авторской программы под редакцией:
Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю..
в рамках проекта УМК «Школа России»
УМК учебник:
- О.М. Александрова Русский родной язык: 2 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / О.М. Александрова.-М., Просвещение, 2020г.-144с.
Составитель: Мирошкина Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа составлена к предметной линии учебников УМК «Школа России» авторов Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю..
Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекта:
- учебник для общеобразовательных организаций «Русский родной язык», 2 класс, О.А. Александрова и др.М: Просвещение: Учебная литература 2020.-144с.
- Щеголева Г.С. Моя письменная речь: учеб. тетрадь.2 класс/Г.С.Щеголева. – СПб: Специальная Литература.
-Русский родной язык: 2 класс: методическое пособие/ [О.М.Александрова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко и др.; под редакцией О.М.Александровой]. – М.: Учебная литература.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
Учащийся получит возможность для формирования:
представления о своей этнической принадлежности;
развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
положительного отношения к языковой деятельности;
заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащийся научится:
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану;
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные:
Учащийся научится:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебных пособиях (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебных пособиях;
пользоваться словарями и справочным материалом учебных пособий;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя;
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
-научится:
-распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки),
-понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
-использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
-понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
-понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
-осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
-произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
-осознавать смыслоразличительную роль ударения;
-проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
-пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
-пользоваться орфографическим словарем для определения нормативного написания слов.
-различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
-владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
-использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
-использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
-владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
-анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
-отделять главные факты от второстепенных;
-выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
-создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
-создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
2. Содержание учебного предмета, курса
Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов). По одёжке встречают. Ржаной хлебушко калачу дедушка. Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша – кормилица наша. Любишь кататься, люби и саночки возить. Делу время, потехе час. В решете воду не удержишь. Самовар кипит, уходить не велит
Язык в действии (6 часов). Помогает ли ударение различать слова? Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? Как появляются пословицы и фразеологизмы? Как можно объяснить значение слова? Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?
Секреты текста и речи (4 часа). Учимся вести диалог. Составляем развёрнутое толкование значения слова. Устанавливаем связь предложений в тесте. Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1.Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
3.Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п\п | № урока в разделе | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
РУССКИЙ ЯЗЫК (ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ (8 ч.) | |||||
1 | 1 | По одёжке встречают… | 1 | с.4-14 | |
2 | 2 | Ржаной хлебушко калачу дедушка | 1 | с.14-21 | |
3 | 3 | Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. | 1 | с.21-26 | |
4 | 4 | Каша – кормилица наша. | 1 | с.26-33 | |
5 | 5 | Любишь кататься, люби и саночки возить | 1 | с.34-41 | |
6 | 6 | Делу время, потехе час | 1 | с.41-53 | |
7 | 7 | В решете воду не удержишь | 1 | с.53-61 | |
8 | 8 | Самовар кипит, уходить не велит | 1 | с.61-73 | |
ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ (6 ч.) | |||||
9 | 1 | Помогает ли ударение различать слова? | 1 | с.74-79 | |
10 | 2 | Для чего нужны синонимы? | 1 | с.80-83 | |
11 | 3 | Для чего нужны антонимы? | 1 | с.83-86 | |
12 | 4 | Как появляются пословицы и фразеологизмы? | 1 | с.87-98 | |
13 | 5 | Как можно объяснить значение слова? | 1 | с.98-103 | |
14 | 6 | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | 1 | с.103-107 | |
СЕКРЕТЫ РЕЧИ ТЕКСТА (4 ч.) | |||||
15 | 1 | Учимся вести диалог | 1 | с.107-115 | |
16 | 2 | Составляем развёрнутое толкование значения слова | 1 | с.115-121 | |
17 | 3 | Устанавливаем связь предложений в тесте | 1 | с.121-132 | |
18 | 4 | Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. | 1 | с.132-141 |
Темы проектов по курсу «Родной (русский) язык»
Исследование слова «Доброта»
Родственные слова в фольклоре.
Великий, могучий русский язык?
Говорить правильно – красиво, престижно!
Грамотным быть - модно!
Диалог и монолог – в чём различия?
Интересные многозначные слова – как не запутаться.
Мини – сборник пословиц «О Родине».
Родственные слова в фольклоре.
Фразеологизмы - неизменные спутники нашей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена с учётом требований ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС УМК "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 1 класс с учетом требований ФГОС УМК "Школа России"...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России" Содержит раздел "обучение письму" (по Канакиной)...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС ШКОЛА РОССИИ
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Примерной основной образовательной программы ОУ, авторс...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...